Цель: Выработать с родителями оптимальные требования и условия для формирования позитивных эмоций ребёнка.
Задачи:
Познакомить родителей школьников с такими понятиями, как положительные и отрицательные эмоции;
Формировать у родителей понимания необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для сохранения здоровья, успешной учебной деятельности, в общении со сверстниками и окружающими.
1. Выступление педагога
- Уважаемые родители!
Спасибо вам, что Вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли к нам на деловой разговор по проблемам воспитания.
У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. И мы сегодня постараемся с психологом дать советы Вам по воспитанию положительных эмоций у ваших детей, а Вы в свою очередь дадите советы нам по отношению к вашим детям.
- Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.
- Сегодня наш разговор пойдёт о человеческих эмоциях.
- Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчёт в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребёнка, ведь именно они являются его первыми воспитателями. Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
- По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.
- Один из негативных моментов неискреннего отношения к детям – это неумение или нежелание родителей открыто проявлять любовь к нему, а ведь ребёнку важно знать, что мама и папа любят его, любят всегда, независимо от того, как он себя ведёт или какие отметки приносит из школы. Ребёнок хочет знать, что взрослые гордятся даже маленькими его успехами, без этого ему просто не стать успешным, уверенным в себе человеком, больше всего детям сейчас не хватает эмоционального тепла. Очень часто родители обращают внимание на промахи ребёнка, оставляя без внимания все его старания понравиться им.
2. Понятие - эмоции.
-Так что же такое эмоции? (высказывания родителей)
Для учителя: Слово «эмоции» происходит от латинского слова и означает «потрясаю, волную». То есть само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему. Вот и сейчас, когда вы слушаете меня, у вас наверняка возникло определенное отношение к моим словам, ваши лица могут выражать либо скуку, либо любопытство, либо удивление и еще какую-то эмоцию. Значит, эмоции выражаются через мимику или выражение лица.
К эмоциям человека относят:
настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).
- Все эмоции делятся условно на две категории. Как вы думаете какие? (высказывания родителей).
Для учителя: Эмоции условно можно разделить на две категории: отрицательные и положительные. Отрицательные эмоции, это - эмоции разрушения (гнев, злоба, агрессия) и эмоции страдания (боль, страх, обида). Положительные эмоции, это – эмоции радости и добра.
3. Выделение проблемы
- Наблюдая за детьми, приходиться констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
- Ваши наблюдения и мнения по этому высказыванию? (Обмен мнениями)
-Прежде чем мы перейдём к совету, послушайте, пожалуйста, психолога.
4.Выступление психолога
- Сейчас послушаем нашего психолога Галину Анатольевну.
5. Формирование положительных эмоций
Положительные эмоции появляются у человека, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают.
Отрицательные - при неудовлетворении потребностей в любви, признании и т.п.
Человек по своей природе весьма эмоционален: все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Даже одна и та же ситуация может вызвать множество разных чувств. Эмоции и чувства – понятия сходные. Но нельзя однозначно утверждать, что положительные эмоции всегда оказывают активизирующее влияние на деятельность человека, а отрицательные – тормозящее.
В зависимости от особенностей конкретного человека и конкретной ситуации влияние тех или иных эмоций может быть различным. Например, страх в одном случае может лишать человека способности к действию, в другом же, наоборот, побуждать к активности...
- Как же формировать положительные эмоции? На что же в первую очередь следует обратить внимание?
- Первое на, что следует обратить внимание, это на самого себя, не являюсь ли я инициатором тех отрицательных эмоций ребёнка?
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
Ты у меня самый умный (красивый и т. д.)…
Как хорошо, что у меня есть ты…
Ты у меня молодец…
Я тебя очень люблю…
Как ты хорошо это сделал, научи меня…
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна…
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился
- Постарайтесь использовать желательные выражения, перечисленные на доске как можно чаще.
2. Рисуем «Радость» и «Грусть».
- А как можно изобразить радость и грусть? Сделайте два рисунка, которые называются «Радость», и «Грусть» (можно дать задание по группам: одни рисуют радость, другие грусть).
- Объясните, какие цвета вы выбрали для своих рисунков и почему?
– Настроение – это душевное состояние человека. Подумайте, какое настроение у вас в цвете в данный момент.
Для учителя: Анализируя рисунки, учитель говорит, что теплые тона в рисунке означают, что у его автора настроение доброе, веселое, светлое, радостное, а холодные – мрачное, сердитое, угрюмое. - Давайте избавимся от плохого настроения:
3. «Волшебный мешочек».
Учитель дает задание родителям на бумаге написать слова, обозначающие отрицательные эмоции. Затем он предлагает избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка: сложить в него все отрицательные эмоции, которые родители зафиксировали в виде записок. Пусть они там и находятся и как можно реже выходят наружу...
Обсуждается вопрос: «С кем нам приятнее общаться – с бодрым, активным, веселым человеком или нытиком?».
Группам предлагается ответить, какого человека они предпочли бы взять с собой на каток, в кино, в поход, пригласили на день рождения. Затем делается вывод: все хотят дружить и общаться с людьми активными, бодрыми и уравновешенными.
6. Рефлексия.
- Поделитесь своими мыслями и чувствами, по теме нашего собрания. Может кто-то открыл для себя что-то новое, о чём- то задумался, что-то решил…(обмен впечатлениями об услышанном в ходе собрания)
7. Итог собрания.
- Подошла к концу наша очередная встреча. Хочется пожелать, чтобы вы были более внимательны к своим детям, к их эмоциям, любите их, помогайте справляться с отрицательными эмоциями, разрушающими здоровье ребёнка, мешающими общению с окружающими. Хочется, чтобы наша встреча оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в семье по- новому.