Программа по дополнительному образованию "Кругозор"
Программа по дополнительному образованию "Кругозор"
Программа «Кругозор» имеет эколого-биологическое направление. Содержание программы раскрывает основные термины экологической науки, учит детей воспринимать мир таким, какой он есть, формирует экологическое воспитание посредством развития их потребностей в созидания хороших благоприятных условий для проживания человека; требует у них бережного отношения к природе.Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования школьников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей школьного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности. Образовательная программа « Кругозор» педагогически целесообразна, так как она обучает исследовательской деятельности; рассматривает формирование экосистем и биосферы; воспитывает бережное отношение к окружающему миру; прививает навыки профессиональной деятельности: поисковой, литературоведческой, исследовательской. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дети получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Цель образовательной программы « Кругозор» - формирование условий, способствующих созданию широких возможностей для развития экологически грамотного человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Кругозор"»
Эльвира программа « Кругозор»
2 Пояснительная записка
2.1 Введение
Обратившись к различным словарям: Ожегова, Ефремовой, Ушакова, делаю выводы о слове кругозор. Это пространство, которое можно окинуть взором, объём интересов и знаний; то есть это то, что тебя окружает. Данная программа тесно связана с предметом экология. Слово «экология» в переводе с греческого oikos- жилище;logos – наука означает биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой. Экология стала для всего человечества не только наукой , но и способом мышления и поведения. Окружающая нас природа составляет фундамент всей жизнедеятельности человека, является источником ресурсов его хозяйства. Предмет экологии – это изучение особенностей развития взаимоотношений между организмами; исследование влияния естественных факторов на формирование экосистем и биосферы в целом. Развитие цивилизации стало основоположником появления экологической проблемы – проблемы окружающей среды. Программа ориентирована на решение задачи экологического воспитания. Условием эффективного формирования экологического воспитания является глубокое осознание явлений природы, понимание взаимодействия общества и биосферы; готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Направленность образовательной программы
Программа « Кругозор» имеет эколого-биологическое направление. Содержание программы раскрывает основные термины экологической науки, учит детей воспринимать мир таким, какой он есть, формирует экологическое воспитание посредством развития их потребностей в созидания хороших благоприятных условий для проживания человека; требует у них бережного отношения к природе.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования школьников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей школьного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории школы.
2.4. Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
2.5 Педагогическая целесообразность
Образовательная программа « Кругозор» педагогически целесообразна, так как она обучает исследовательской деятельности; рассматривает формирование экосистем и биосферы; воспитывает бережное отношение к окружающему миру; прививает навыки профессиональной деятельности: поисковой, литературоведческой, исследовательской. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дети получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
2.6 Цели и задачи образовательной программы
Цель образовательной программы « Кругозор» - формирование условий, способствующих созданию широких возможностей для развития экологически грамотного человека.
Задачи образовательной программы « Кругозор»:
воспитать чувство личной ответственности;
приобщить ребёнка к здоровому образу жизни;
показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
воспитывать бережное отношение к природным объектам родного края, родного посёлка п.Зункарь: озеро Зункарь, озеро Глухое,
развитие умения исследовать объект; умения общаться; умения взаимодействовать с окружающим миром; доводить начатое дело до конца; развитие внимательности и наблюдательности; развитие логического мышления через изучение объектов окружающей среды;
изучить природные богатства посёлка Зункарь, Нефтекумского района , Ставропольского края, России; создать условия для формирования у учащихся системы знаний в области экологии, биологии, географии; научить учащихся составлять мониторинги по изучаемым объектам; научить учащихся владеть навыками исследовательской работы.
Программно-методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года). При разработке данной программы за основу была взята программа « Горизонт» Руфф Т.А. учителя высшей категории МКОУ СОШ №5, 2010 года, рассчитанной на 4 года обучения. Отличительные особенности данной дополнительной программы от программы « Горизонт», взятой за основу в том, что она отличается содержанием программного материала, структурным построением, общим количеством часов. На данную программу я отвела всего три года обучения. Полностью изменена экологическая тропа.
2.7 Возраст детей
Программа предназначена для детей 11-16 лет без ограничения половозрастных особенностей и соответствует уровню полного (среднего) образования, рассчитана на три года обучения. Набор детей проводится по результатам собеседования, в ходе которого прослеживается уровень знаний по биологии, географии и экологии. При проведении занятий по реализации предлагаемой программы используются индивидуальные, групповые и массовые формы работы. Программа рассчитана на три года обучения, по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая дополнительные консультации. Занятия проводятся в режиме 2 часа в неделю , 216 часов в год. Соотношение теории и практики в данной программе составляет в первый год 50%; второй 65% в третий 70%.
2.8 Формы и режим занятий
Совместная деятельность педагога и учащихся, направленных на решение поставленных задач организует различные способы организации занятия: словесные, наглядные, практические. Использование словесных методов обучения предполагает беседу, объяснение, пояснение, через изучение видов объекта, его взаимодействие с другими Наглядные методы обучения: показ видеофильмов, фотографий, картин. Презентаций дополняют представление об объекте, расширяют кругозор учащихся.Использование практических методов позволяют ученику проявить себя на лабораторных работах. Уровень деятельности детей выявляется при использовании следующих методов:
объяснительно - иллюстративные: более глубокое восприятие и усвоение готовой информации;
репродуктивные: анализ полученных знаний;
частично-поисковые: поиск и расширение поставленных задач;
исследовательские методы: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной работы.
На занятиях используются всевозможные формы организации деятельности учащихся. Занятия проводятся по группам, индивидуально. Используются формы проведения занятий: акции, беседы, викторина, встречи с интересными людьми, выставки, диспуты, игры, защита проектов, КВН, конференции, олимпиады, походы, презентации, экскурсии. Формы итоговых занятий: проекты, исследовательские работы, конференции.
2.9.Режим занятий
Продолжительность занятия составляет 45 минут. Количество занятий в неделю составляет 2 часа, 90 минут, в год
2.9.1 Ожидаемые результаты
3. Учебно-тематический план программы « Кругозор»
I год обучения
« Природа п.Зункарь»
№
Тема занятий
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение в программу
2
1
1
2
Заповеди юного натуралиста
4
2
2
3
Техника безопасности на занятиях
2
1
2
4
Правила и техника ведения наблюдений
2
1
1
5
Наш край- часть большой страны
13
1
3
6
История образования п.Зункарь
14
4
10
7
Водные ресурсы посёлка Зункарь: озёра.
8
2
6
7.1
Озеро Зункарь
15
2
13
7.2
Озеро Глухое
15
2
13
8
Лесные экосистемы
14
4
10
8.1
Растения леса п.Зункарь
20
5
15
8.2
Животные леса п.Зункарь
15
5
10
9
Итоговое занятие: конкурс презентаций
« Мой дом, моя Земля»
4
4
итого
144
30
114
Содержание I года обучения
Введение. Введение в программу, знакомство с целями и задачами общеобразовательной программы, содержанием первого года обучения.
Техника безопасности на занятиях. Техника безопасности на теоретических занятиях, при проведении лабораторных и практических работ, полевой практики.
Наш край- часть большой страны. Знакомство с политико-административной картой России, знакомство с картой родного края. Описание родного края. Природа родного края: форма земной поверхности, флора, фауна. Равнины и горы Ставрополья. Реки и озёра Ставрополья. Урочища Ставрополья. Памятники природы Ставрополья.
История образования п.Зункарь. Благоприятные условия для появления виноградников. Образование посёлка. Первые дома, первые улицы, первые жители. Школа, детский сад, почта, банк.
Водные ресурсы посёлка Зункарь: озёра.Понятие о водныхресурсах. Виды водных ресурсов. Крупные моря, озёра , реки России. Озеро. Виды озёр. История появления озера Зункарь. Месторасположения озёр Зункарь, Глухое.
Озеро Зункарь. Озеро. Виды озёр. Географическое положение озера Зункарь. Памятники природы Ставропольского края. Флора и фауна озера Зункарь. Природоохранная деятельность человека на озере.
Озеро Глухое. Географическое положение озера Зункарь. Флора и фауна озера. Природоохранная деятельность человека на озере. Популяция лебедей на озере Глухое.
Лесные экосистемы.
Понятие лесных экосистем. Изучение экологического состояния леса. Растения - индикаторы качества почвы, воздуха. Насекомые - вредители леса Геоботаническое описание участка леса. Видовое разнообразие насекомых леса. Видовое разнообразие растений леса. Видовое разнообразие животных леса.
Знания и умения учащихся I года обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
правила-заповеди юного натуралиста-исследователя; правила первичной регистрации данных;
Вести записи в рабочей тетради и полевом дневнике;
основных представителей экосистем родного края;
работать с определителем, работать с микроскопом, изготавливать временные препараты для микроскопирования, изготавливать гербарий, составлять коллекции;
основные экологические термины;
применять основные экологические термины;
Правила проведения простейших наблюдений и лабораторного эксперимента;
по предложенному плану и методикам проводить простейшие полевые наблюдения, подготовить и провести простейший эксперимент и камеральную обработку материала, оценить результаты эксперимента;
технику безопасности при проведении экспериментов, практических и полевых работ;
выполнять требования по охране труда при проведении экспериментов, практических и полевых работ;
как работать с научной и научно-популярной литературой;
работать с научной и научно-популярной литературой;
основные правила оформления реферата;
писать и оформлять реферат;
экологические проблемы родного края.
выступать с сообщениями о проделанной работе.
II год обучения
« Флора и фауна родного посёлка»
№
Тема занятий
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение в программу, знакомство с целями и задачами курса
2
Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении практических работ.
3
Соблюдение правил дорожного движения при перемещении на исследуемый объект
4
Объект исследования: лес, озеро.
5
Флора окрестности посёлка Зункарь
6
Фауна окрестности посёлка Зункарь
7
Растениеводство в посёлке: виноградники
8
Итоговое занятие: защита проектов
III год обучения
« Исследование экологического состояния п.Зункарь»
№
Тема занятий
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение в программу, знакомство с целями и задачами курса
2
1
1
2
Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении практических работ.
2
1
1
3
Соблюдение правил дорожного движения при перемещении на исследуемый объект
2
1
1
4
Теоретические вопросы научного исследования
4.1
Что такое наука и научное исследование
4.2
С чего надо начинать научное исследование?
5
Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России. экологические проблемы края. Экологические проблемы посёлка Зункарь
40
6.
Проведение собственных исследований
6.1
Изучение популяций
6.2
Понятие об экосистеме
7
Итоговое занятие: защита исследовательских работ
Итого часов
Содержание II года обучения
Введение. Итоги 1-го года обучения. Цель, задачи и особенности нового курса занятий.
Техника безопасности на занятиях. Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ.
Теоретические вопросы научного исследования.
Что такое наука и научное исследование? Понятие о науке. Биология, ботаника, зоология, экология, науки о Земле. Исследователь, исследования. Информация: наблюдения и логические выводы. Достоверность информации. Ключевое правило науки - проверять! Научный метод. Научные теории. Научный факт. Доказательства. Эксперимент с контролем. Повторяемость наблюдений.
С чего начинать научное исследование? Проблема. Тема. Цель. Задачи. Объект и предмет исследования. Работа с научной литературой. Оформление обзора литературы. Планирование и выбор методов и методик. Исследования в природе. Экспериментальные исследования. Полевая книжка. Дневник наблюдений.
Проведение и оформление научного исследования. Эксперимент. Планирование. Подготовка оборудования и материалов. Постановка эксперимента с контролем. Ведение записей в дневнике наблюдений.
Исследование в природе. Планирование хода исследований. Подготовка оборудования и материалов. Ведение записей в полевой книжке. Оформление дневника наблюдений.
Оформление НИР. Традиционная схема научной статьи.
Подготовка устного доклада. Оформление демонстрационных таблиц, графиков, стенда (постера). Выступление в объединении.
Практические работы и семинары. Выполнение заданий с оформлением научных статей. Взаимное рецензирование и обсуждение научных статей. Фиксирование и обработка результатов лабораторных исследований. Оформление научной статьи по лабораторному эксперименту. Подготовка устного доклада. Выступление с докладом.
Лабораторные работы. «Определение качества воды с помощью тест-объекта».
Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, края, посёлка Зункарь.. Современное состояние природной среды. Загрязняющее вещество и источник загрязнения. Естественные источники загрязнения (разрушение горных пород, эрозия почв и т.д.). Загрязняющие вещества биогенного происхождения (продукты жизнедеятельности организмов, антибиотики, алкалоиды и др.). Антропогенное загрязнение. Первичное загрязнение. Вторичное загрязнение.
Знакомство с методиками исследования и проведение собственных
исследований
Изучение популяций. Понятие о популяции. Демографические показатели популяции: плотность популяции, относительное обилие, общая численность, скорость роста, продолжительность жизни, количество производимого потомства. Рождаемость максимальная и экологическая. Смертность. Кривая выживания. Динамика популяций. Равновесие экосистем - равновесие популяций. Экологическая сукцессия. Акклиматизация.
Методики изучения популяций
Практические, лабораторные работы и семинары. Изучение свойств и характеристик популяции дафнии магна. Выявление максимальной рождаемости популяции дафнии магна. Выявление экологической рождаемости дафнии магна. Разведение культуры инфузории туфельки. Изучение свойств и характеристик популяции инфузории туфельки. Решение задачи “Популяция мыши полевки”. Мониторинг популяции непарного шелкопряда города Стерлитамака.
Выбор темы исследований. Работа с литературой, планирование, проведение исследований, обработка полученных материалов, оформление НИР.
Дискуссия “За пределами возможностей”.
Видеофильмы: “Экология-жизнь”.
Понятие об экосистемах. Экосистема. Структура экосистем. Биотическая структура. Примеры экосистем. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи. Структура пищевой сети. Трофический уровень. Пирамида численности. Пирамида биомасс.
Биогеоценоз. Биосфера. Круговорот веществ и энергии в природе. Среда обитания. Биотические и абиотические факторы среды. Антропогенные факторы. Закон оптимума. Приспособление организмов к среде обитания.
Взаимоотношения организмов в экосистеме. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения. Экологическая сукцессия.
Практические и лабораторные работы.
Проведение исследований, обработка полученных материалов, оформление отчетов
Игры: “Круговорот СО2 в природе”, “Поиск оптимальной стратегии совместного использования природных ресурсов”.
Изучение водных экосистем. Методы гидрологических исследований. Оборудование для гидрологических исследований. Паспорт реки, родника. Методы и методики изучения физико-химического и биологического качества воды. Методики изучения организмов бентоса, перифитона, планктона. Методы исследования пресноводного зоопланктона, зообентоса, водной растительности.
Экологическое состояние водоема. Биоиндикация. Виды организмов - биоиндикаторов. Методики оценки экологического состояния водоемов по организмам флористического списка. Сбор гербария. Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др. Полевые исследования. Гидрологические исследования водоема или водотока. Отбор проб. Определение некоторых физико-химических показателей качества воды. Составление 12 флористического списка. Сбор гербария. Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др.
Практические и лабораторные работы. Работа с литературой и картами. Камеральная обработка материала. Определение видового состава растений и животных водного объекта. Составление паспорта водотока или водоема. Разведение, содержание и использование тест-объектов для исследований. Изучение аквариума как искусственной экосистемы. Оформление и изучение коллекций водных организмов, гербария водных и околоводных растений. Обработка результатов исследования. Оформление работ. Оформление стендового материала.
Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся ДЭШ.
Демонстрация видеофильмов “Автоматизированный гидрологический створ”; “Быль в сказочной стране”, “Жизнь малых рек”, “Реки и родники города Стерлитамака и Башкортостана”; материалов экологического проекта «Достойную жизнь родникам города Стерлитамака»; плакатов “Родники города Стерлитамака” и др.
Природоохранная работа. Очистка родников и берегов рек от мусора.
Игры. “Живая и мертвая вода”.
Изучение лесных экосистем. Методы и методики изучения лесных экосистем. Изучение экологического состояния леса. Биоиндикация. Растения - индикаторы качества почвы, воздуха. Насекомые - вредители леса.
Полевые исследования. Геоботаническое описание участка леса. Хвоя городских деревьев. Лихеноиндикационные исследования. Видовое разнообразие насекомых.
Лабораторные и практические работы. Работа с определителем. Определение растений. Изготовление гербария. Прослушивание голосов птиц. Обработка результатов исследований. Оформление работы.
Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся ДЭШ.
Изучение экосистемы посёлка Зункар. Общая физико-географическая характеристика и его окрестностей. Местонахождение. Краткая история возникновения. Население. Промышленность. Транспорт.
Рельеф и его окрестностей, природная зона. Горные породы, осадочные породы. Памятники природы. Легенды и сказания.
Климат. Влияние рельефа на климат. Преобладающие ветра.
Состав атмосферного воздуха. Состояние атмосферного воздуха в населенном пункте. Загрязнение атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации веществ (ПДК). Неблагоприятные метеоусловия (НМУ). Метеопосты. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека. Охрана атмосферного воздуха. Атмосферные осадки.
Методики определения качества атмосферного воздуха. Биоиндикация. Лихеноиндикация. Биотестирование.
Почвы. Почва - важная составляющая часть биосферы Загрязнение почв. Методы исследования почв.
Растения парков, скверов, садов и газонов. Методики изучения продуцентов городской экосистемы. Зеленые “коридоры”.
Животные, обитающие в городе (селе). Методики изучения птиц, насекомых.
Растения и животные занесенные в Красную книгу.
Полевые исследования: Лихеноиндикационный анализ городской среды. Отбор проб для проведения мониторинга загрязнения снегового покрова города методом биотестирования. Изучение птиц города. Геоботаническое описание участка газона, парка. Картирование и описание растительности и др. Практические и лабораторные работы: Знакомство с коллекциями лишайников. Освоение методики лихеноиндикации качества воздуха. Освоение методики биотестирования. Изучение тест-объектов. Размножение и содержание тест-объектов. Биотестирование снегового покрова города. Камеральная обработка материала. Определение рН почвенной вытяжки. Определение структуры и механического состава почв. Работа с определителем. Зарисовка некоторых животных. Наблюдения за животными, постановка экспериментов. Камеральная обработка материала. Оформление результатов работы. Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся ДЭШ.
Экскурсии: на метеопост, по городу и окрестностям, в краеведческий музей, на памятники природы, в парк.
Демонстрация плана города (села), коллекций лишайников, таблиц, рисунков, слайдов, видеофильмов (“Стерлитамак”, “Пионер-сфинкс и лишайниковая пустыня”, “Биотестирование”, “Воздух”), образцов почв, гербария.
Изучение экосистем луга, степи и лесостепи. Луговая растительность. Методика проведения геоботанического описания участка луга, степи. Экологические взаимоотношения в луговом , степном и лесостепном биогеоценозах.
Лабораторные и практические работы. Работа с определителем. Определение растений. Изготовление гербария. Камеральная обработка материала. Оформление результатов работы.
Полевые исследования. Геоботаническое описание участков луга, степи. Животные лесостепи, луга и степи.
Изучение агроэкосистем. Основные элементы агроэкосистемы и связи между ними. Агроценоз.
Адаптивный подход в сельском хозяйстве. Эрозия почв. Мелиорация земель. Почвозащитные севообороты. Рекультивация. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Загрязнение почв. Методы исследования почв.
Полевые исследования, лабораторные и практические работы. Изучение агроэкосистемы. Определение рН почвенной вытяжки. Определение структуры и механического состава почв. Вредители сельскохозяйственных культур. Работа с литературой. Камеральная обработка материала. Оформление НИР, демонстрационного материала. Подготовка доклада.
Охрана окружающей среды. Состояние природной окружающей среды и природоохранная работа в городе (селе).
Практические природоохранные работы в рамках экологических проектов учащихся объединения.
Индивидуальная работа учащихся по теме. Выбор темы реферата, НИР. Обсуждение этапов выполнения реферата. НИР. Планирование полевых и лабораторных исследований. Камеральная обработка проб, отобранных в ходе полевых исследований. Оформление дневниковых записей. Оформление гербариев и коллекций. Обсуждение основных этапов полевых исследований или лабораторного эксперимента. Подбор литературы для выполнения реферата, НИР. Обсуждение методики работы. Консультации по обработке полученных результатов в ходе полевых или лабораторных исследований. Обсуждение полученных выводов. Составление и оформление НИР. Составление отчета о природоохранной работе. Оформление реферата по литературному обзору. Подготовка к участию на конкурсе, слете, олимпиаде. Прослушивание предварительной защиты НИР, корректировка. Планирование дальнейшей работы. Оформление стендового материала и др.
Выступления на конкурсах, конференциях, олимпиадах. Выступление с докладом: защита работы. Переосмысление результатов работы над рефератом, НИР в ходе ответов на вопросы и замечания экспертов, членов жюри, участников мероприятий.
Весенне-летний полевой практикум. Проведение исследований по выбранным темам в полевых условиях. Камеральная обработка собранного материала.
Вот и стали мы на год взрослей. Торжественное подведение итогов года. Награждение отличившихся учащихся.
Знания и умения учащихся, прошедших 2-й год занятий
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
основы научных
этапы подготовки и проведения простейшего эксперимента;
подготовить простейший эксперимент, провести эксперимент, оценить результаты эксперимента;
этапы подготовки и проведения полевого исследования;
самостоятельно планировать выполнение НИР по выбранной теме, проводить простейшие полевые исследования, проводить камеральную обработку материала, оценивать результаты, оформлять отчет о результатах исследований, выступать на конференциях и конкурсах с докладом о НИР;
основные экологические понятия;
применять экологические термины;
технику безопасности при проведении экспериментов, практических и полевых работ;
выполнять требования по охране труда при проведении экспериментов, практических и полевых работ;
как работать с научной и научно-популярной литературой;
работать с научной и научно-популярной литературой;
основные правила оформления реферата;
писать и оформлять реферат;
экологические проблемы города, региона и глобальные проблем.