АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ «СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ «СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ»
В коррекционном учреждении имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование. Дополнительное образование рассматривается как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом. Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором учащиеся могут развивать творческую, познавательную физическую активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием.
Программа адаптирована к условиям работы в рамках образовательного учреждения интернатного типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.
Образовательная программа “Сильные, смелые, ловкие” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений.
Программа учитывает специфику дополнительного образования, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Дана система занятий по физическому развитию воспитанников, способствующих воспитанию морально-волевых качеств, настойчивости. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности. Значительное место в программе отводится общеразвивающим упражнениям без предметов, упражнениям на гимнастической скамейке, равновесии, прыжкам.
Большое место в работе отводится пропаганде физической культуры и спорта. В этих целях планируется проведение внутришкольных, зональных и региональных выступлений воспитанников по различным видам спорта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ «СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ»»
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Пролетарска
Согласовано
Заместитель директора по воспитательной работе
«___» ____________2015г.
Р.М. Калиниченко _______
Согласовано
Заместитель директора по УВР
«___» ____________2015г.
Н.Г. Ермакова ________
Утверждаю
Директор школы-интерната
_____________ Е.В.Грачева
«___»______________2015г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
«СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ»
Программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 5 –9 классов специальной /коррекционной/ образовательной школы-интерната VIII вида.
Срок реализации программы: один учебный год.
Составил программу - учитель Осначёв И.М.
2015 – 2016 учебный год
пояснительная записка
В коррекционном учреждении имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование. Дополнительное образование рассматривается как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом. Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором учащиеся могут развивать творческую, познавательную физическую активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием.
Программа адаптирована к условиям работы в рамках образовательного учреждения интернатного типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года. Образовательная программа “Сильные, смелые, ловкие” имеетфизкультурно-спортивнуюнаправленность, по уровню освоения программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений.
Программа учитывает специфику дополнительного образования, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Дана система занятий по физическому развитию воспитанников, способствующих воспитанию морально-волевых качеств, настойчивости. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности. Значительное место в программе отводится общеразвивающим упражнениям без предметов, упражнениям на гимнастической скамейке, равновесии, прыжкам.
Большое место в работе отводится пропаганде физической культуры и спорта. В этих целях планируется проведение внутришкольных, зональных и региональных выступлений воспитанников по различным видам спорта.
Актуальность программы
Выбор спортивного направления дополнительного образования - определился популярностью его в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой. Очень важно, чтобы воспитанник мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале на спортивной площадке, посредством занятий спортом.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия способствуют развитию и совершенствованию у подростков основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости и других действий, направленных на достижение победы, приучает мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к занятиям и спортивным достижениям. Эти особенности создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у воспитанников поведенческих установок, спортивные занятия, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма воспитанников посредством занятий физкультурой и спортом.
Задачи:
Содействовать гармоническому, физическому развитию. Вырабатывать умение использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья.
Развивать кондиционные способности: ориентирование в пространстве, быстроту реагирования и перестроения двигательных действий, вестибулярную устойчивость, способность к расслаблению мышц.
Формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физкультурой и спортом на основные системы организма, развивать волевые и нравственные качества, вырабатывать представления о физической культуре личности.
Расширять двигательный опыт, посредством овладения новыми двигательными действиями и применять их в различных по сложности условиях. Научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание и мировоззрение.
Содействовать развитию психических процессов и обучать основам психической саморегуляции.
Углублять и расширять знания, умения и навыки, полученные на уроках физической культуры.
Прививать любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности воспитанников, выраженных в количественно-качественных показателях технической, физической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные Минобразования Ростовской области «Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся». Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Ожидаемые результаты (достижение воспитанниками с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных).
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
Владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
Владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Предметные результаты:
знания о состоянии и организации физической культуры и спорта в России;
выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; представление о способах регулирования нагрузки за счет пауз, чередования нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений;
знать индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела);
объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы двигательного действия;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техническом уровне, характеризовать признаки правильного исполнения;
проводить со сверстниками подвижные игры, осуществлять их объективное судейство; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
устанавливать связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;
знать подвижные игры разных народов, проявлять устойчивый интерес к спортивным традициям своего народа и других народов;
доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении заданий и способы их устранения;
объяснять правила, технику выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
использовать разметку спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
пользоваться спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; ориентироваться в пространстве спортивного зала и на стадионе;
размещать спортивные снаряды при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.
Учебно-тематическое планирование (34 часа)
№
п/п
Содержание материала
Количество часов
Всего
Практические
1
Вводное занятие
1
-
2
Легкая атлетика. Бег и ходьба.
8
7
3
Прыжки в длину, с места и с разбега
6
5
4
Занятия на спортивных тренажёрах
11
10
5
Игры, с элементами бега и прыжков
7
6
6
Итоговое занятие
1
1
Итого:
34
29
Содержание курса «Сильные, смелые, ловкие» для воспитанников 5 – 9 классов
Вводное занятие.
Режим работы кружка. Решение организационных вопросов. Техника безопасности при занятий физкультурой и спортом.
График общешкольных и зональных соревнований по лёгкой атлетике.
Ходьба и бег.
Начальная диагностика сформированности навыков.
Ходьба по инструкции. Ходьба на скорость. Бег с низкого старта. Техника передачи эстафетной палочки. Беговые упражнения с передачей эстафетной палочки во время бега и прыжков. Кроссовая подготовка, бег по пересечённой местности.
Нормативные требования к достижениям воспитанников.
Прыжки в длину.
Начальная диагностика сформированности навыков.
Прыжки с разбега, способ «согнув ноги», с ограничением отталкивания. Подбор индивидуального разбега.
Совершенствование фазы прыжка с разбега. Закрепление полученных навыков и умений прыгать в длину с разбега способом «согнув ноги». Совершенствование всех фаз прыжка.
Нормативные требования к достижениям воспитанников.
Игры с элементами бега.
Изучить простейшие правила игры в мини футбол. Изучить простейшие правила игры в футбол. Полоса препятствий. Развивать скоростные качества. Народные игры (знакомство; игра в тестовом режиме)
Занятия на спортивных тренажерах.
Начальная диагностика физического развития.
Устройство. Техника безопасности при выполнении упражнений. Мероприятия на тренажёрах. Укреплять и развивать мышцы туловища, рук и ног во время занятий. Развитие мышц рук на перекладине и укрепление брюшного пресса.
Нормативные требования к достижениям воспитанников.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год, выделить наиболее активных и подготовленных. Показать индивидуальные достижения и задачи для самостоятельных занятий.
Участие в соревновании «День здоровья».
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Содержательные линии
Практическая деятельность
Количество часов
Сроки
1
Вводное занятие:
Режим работы кружка. Решение организационных вопросов.
1
2-4
Ходьба и бег
Ходьба по инструкции. Ходьба на скорость. Бег с низкого старта. Техника передачи эстафетной палочки.
3
5-7
Прыжки в длину
Прыжки с разбега, способ «согнув ноги», с ограничением отталкивания. Подбор индивидуального разбега.
Совершенствование фазы прыжка с разбега.
3
8,9
Игры с элементами бега
Изучить простейшие правила игры в мини футбол.
Развивать скоростные качества.
2
10-13
Занятия на спортивных тренажерах
Устройство. Техника безопасности при выполнении упражнений. Мероприятия на тренажёрах.
Укреплять и развивать мышцы туловища, рук и ног во время занятий.
4
14-16
Занятия на спортивных тренажерах
Развитие мышц рук на перекладине и укрепление брюшного пресса.
3
17 - 20
Занятия на спортивных тренажерах
Устройство. Техника безопасности при выполнении упражнений. Мероприятия на тренажёрах.
Укреплять и развивать мышцы туловища, рук и ног во время занятий.
4
21-22
Ходьба и бег
Беговые упражнения с передачей эстафетной палочки во время бега и прыжков
2
23 - 25
Ходьба и бег
Кроссовая подготовка, бег по пересечённой местности
3
26 - 30
Игры с элементами бега и прыжков
Изучить простейшие правила игры в футбол. Полоса препятствий.
Развивать скоростные качества.
5
31-33
Прыжки в длину
Закрепление полученных навыков и умений прыгать в длину с разбега способом «согнув ноги».
Совершенствование всех фаз прыжка.
3
34
Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год, выделить наиболее подготовленных. Показать индивидуальные достижения и задачи для самостоятельных занятий.
Принять активное участие в соревновании «День здоровья».
1
Оборудование и инвентарь спортивно-тренажёрного зала.
Эллиптический тренажёр с магнитной системой регулирования нагрузки
1
ST-7122
Нормативно – правовая база:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
Локальные акты специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Пролетарска.
Учебный план специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Пролетарска.
Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых обучающихся. №15/99 от 19.12.2014
Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы: в 2 сб./под ред. В.В. Воронковой. –М.: Владос, 2012
Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Президиума РАО от 16.02.2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ».
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений (Санитарные правила СП 2.4.2.2821-10);
Приказ Минобразования и науки от 29.08.2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности дополнительным общеобразовательным программам»
При составлении программы дополнительного образования «Сильные, смелые, ловкие», учтены рекомендации: