kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии развития критического мышления на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мастер-класса - продемонстрировать на практике эффективность использования приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления на уроках биологии»












Мастер-класс


Применение технологии

критического мышления на уроках биологии



Подготовила

Зверько Татьяна Александровна

учитель биологии первой категории

МБОУ СОШ № 26 с.Краснокумского Георгиевского городского округа



















Георгиевский городской округ, 2019


Там, где думают одинаково -никто не думает слишком много!



Цель: продемонстрировать на практике эффективность использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии

Добрый день уважаемые коллеги! Позвольте начать наш мастер-класс с небольшой притчи (звучит спокойная мелодия)

Однажды к мудрецу пришла женщина, жившая по соседству. Она привела к мудрецу своего маленького сына.

«Я не знаю, что мне делать, мудрец, — сказала она. — Я испробовала уже все способы, но ребенок меня не слушается. Он ест слишком много сахара! Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он Вас послушается, потому что очень уважает».

Мудрец посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: «Приходите через три недели».

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Почему этот просветленный человек просто не сказал ее сыну, что не нужно есть столько сахара?!

Непонятно... Люди приходили к мудрецу из дальних стран, и он помогал решать куда более серьезные проблемы сразу.

Но что делать — она послушно пришла через три недели. Мудрец вновь посмотрел на ребенка и сказал: «Приходите еще через три недели».

Тут женщина не выдержала и осмелилась спросить, в чем дело. Но мудрец лишь повторил сказанное.

Когда они пришли в третий раз, мудрец сказал мальчику: «Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».

«Раз Вы мне советуете, — ответил мальчик, — я больше не буду этого делать».

После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила у мудреца, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто...

И он признался ей, что сам всегда любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...

Святой человек, прославившийся своей мудростью и духовной силой, шесть недель отучал себя есть сладкое, чтобы просто иметь право сказать мальчику: «Сынок, не ешь много сахара, это вредно для здоровья»….


Можем ли мы научить детей чему либо, если при этом не учимся сами?

Уже нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть квалифицированным специалистом. Непрерывное образование превращается в жизненную необходимость. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Как вы думаете, о какой педагогической технологии мы сегодня будем говорить? (технология критического мышления)

Формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.


Давайте рассмотрим применение данной технологии на уроке биологии. Уважаемые коллеги прошу вас сегодня примерить на себя роль учеников 8 класса. Итак, (звенит звонок)…. урок биологии…

….раздается стук сердца.

что за звук?
- Это работает наше сердце.

(стихотворение Эдуардаса Межелайтиса (родился в  1919г. народный поэт Литвы) «Что такое сердце?»)

Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

Сегодня на уроке мы поговорим о сердце.

Задания рубрики «Верите ли вы, что…»

  •  Масса сердца взрослого человека равна 500 граммов.

  • С сердце правая и левая части соединяются в области желудочков.

  • Клапан сердца между левым желудочком и аортой называется митральным.

  • Клапан между правым предсердием и желудочком называется двустворчатым.

  • Стенки сердца состоят из 3 слоев: перикард, миокард и эндокард.

  • Сердечный цикл длится 8 сек, причем продолжительность сокращений предсердий и желудочков одинаковая.

  • Адреналин надпочечников и тироксин щитовидной железы действуют на частоту сердечных сокращений, повышая ее.

  • Из левого желудочка кровь выбрасывается в аорту, а из правого – в легочную вену.

  • Завершая малый круг кровообращения, венозная кровь возвращается в правое предсердие через легочные вены.

  • Завершая большой круг кровообращения, венозная кровь возвращается в левое предсердие через верхнюю и нижнюю полые вены.



Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока разрешить все противоречия.

Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели?

Неизвестные термины: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны. Целесообразно термины в виде вставок поместить на доске и вернуться к ним в конце урока.

Работа с текстом (метод «инсерт» - чтение с пометками на полях)

 I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

·     V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

·     - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

·     + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

·     ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

      II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

      III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V       +       -        ?

 IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

После прочтения заполняем кластер «сердце»

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.



Рефлексия

Сегодня на уроке вы изучили особенности строения сердца. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока 

А теперь, уважаемые коллеги, давайте попробуем выделить стадии урока в технологии критического мышления. Вызов, осмысление, рефлексия.

С точки зрения традиционного урока принципы, методы, формы, этапы ТРКМ не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.


Один профессор, устав слушать от студентов жалобы на большой объем лекций, однажды принёс банку, поставил её перед студентами и спросил, полна ли она. «Банка пуста!» - ответили ученики. Тогда он наполнил банку камнями. «А теперь?» Студенты ответили – теперь банка полна! Тогда профессор досыпал в банку мелкие камни. «Ну теперь точно полна!» - сказали студенты. Профессор ничего не сказал, а досыпал в банку песок. Мелкие песчинки заполнили всё пространство между камнями. «Вот теперь уже наполнена!» - сказал один из студентов. Но профессор достал сосуд с водой и наполнил банку до краёв…


Нам всегда есть, чем наполнить свою память. Главное – знать, что из этого пригодится в дальнейшем. А в этом и заключается смысл критического мышления.

Примечание

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.
Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение технологии развития критического мышления на уроках биологии

Автор: Зверько Татьяна Александровна

Дата: 21.12.2019

Номер свидетельства: 532987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-biologhii-kak-usloviie-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "126205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415125294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) ""Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии как средство развития личности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-biologhii-kak-sriedstvo-razvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "241562"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445268743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Урок биологии в 7 классе по теме:особенности строения и многообразия головоногих моллюсков"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_biologhii_v_7_klassie_po_tiemie_osobiennosti_stroieniia_i_mnoghoobraziia_gh"
    ["file_id"] => string(6) "410348"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492610729"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по биологии на тему "Гипотезы происхождения жизни на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-gipotiezy-proiskhozhdieniia-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "108978"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403979615"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства