kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 7 классе по теме:особенности строения и многообразия головоногих моллюсков

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, В УРОКЕ ОПИСАНЫ 4 ПРИЕМА: ФИШБОУН, КОРЗИНА ИДЕЙ, СИНКВЕЙН, ЗИГЗАГ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе по теме:особенности строения и многообразия головоногих моллюсков»

Конспект урока по теме: Многообразие головоногих моллюсков

Особенности их поведения, способности.

Ребята, биология – это наука о жизни. Жизнь – вершина развития материи, а жизнь зародилась в воде. И мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительное царство Нептуна. С глубокой древности некоторые представители этого царства служили для получения очень дорогого красителя – пурпура. Другие представители вплоть до 20 века служили у некоторых народов в качестве разменной монеты, использовались для изготовления ювелирных украшений – жемчужных изделий. Некоторые виды этих животных развивают скорость до 60 км/ч, эти живые ракеты могут выскакивать из воды на высоту 7 м и пролетать над волнами до 50 метров. Ученые называют их “живыми торпедами океана”.

Просмотр видеоролика

Цель урока: 1. научиться отличать класс Головоногие моллюски от других классов типа Моллюски;

2. изучить их особенности поведения, способности и внешнее строение

3. развивать критическое мышление, умение строить логические взаимосвязи классов живых организмов, выявлять прогрессивные черты строения.

4.Воспитывать экологическое мышление, природоохранные действия.

насколько интересны и удивительны представители семейства головоногих. Они обладают множеством интереснейших и самых необычных признаков и особенностей.

Корзина идей:

1..Написать на листочке бумаги 2 высказывания о строении головоногих моллюсков

Зачитать и бросить в корзину идей



Вызов: Постановка проблемы:

Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла.

Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными?

Фишбоун

контраргументы

Аргументы:

Отсутствует наружный скелет -раковина у большинства головоногих

Развивают скорость передвижения до 50 км/час

Тело мягкое уязвимое для хищников

Меняют окраску тела, подстраиваются под форму окружающих предметов

Большинство размножаются только один раз

Приносят большое количество потомства, заботятся о нем

Наутилусы выводят только два яйца

Но зато рождаются детеныши полностью приспособленные к среде обитания

Крупные размеры тела, заметные для хищников, яркая окраска

Имеют чернильную железу, хорошо развиты органы зрения





Вывод: Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 3600.

Закрепим наши знания:

Прием зигзаг: работа в группах

Цель: выявить необычное поведение и способности головоногих

Информацию разместить в таблице.

Критерии оценивания:

1. заполнены все строки таблицы;

2.информация полная, объясняет способности моллюсков, и поведенческие реакции

3. правильно выбраны из текста только поведенческие способности



Оцените работу волонтеров! Подведем итог (таблица на экране)

  • Наша цель урока - выявить необычные способности и поведение головоногих моллюсков, посмотрим в данной таблице отражены характеристики нужные нам, проговорим.

  • А кто дополнит сведения, может в моей таблице не все данные о поведении и способностях?

Вернемся к нашей корзине идей, я зачитываю, пара добавляет информацию, какие способности проявились у моллюсков благодаря такому строению?

Синквейн, работа по группам

Рефлексия путем ответа на вопросы с экрана.

Домашнее задание: Прокомментировать.

Оценки за урок, каждый из вас сегодня получил оценку за работу на уроке, ну а я добавлю оценку за активность в рассуждениях, участии в полилоге, ответы на вопросы.

текст для аргументов: практически все головоногие лишены наружного скелета, отсутствует раковина, как орган защиты от более крупных хищников.

Большинство самок головоногих размножаются только один раз в жизни, и большая часть потомства погибает. А наутилусы вообще выводят только два яйца. Тело моллюсков мягкое, уязвимое для хищников, с яркой окраской, хорошо заметной на глубине морей. Размеры тела некоторых моллюсков составляют до 18 метров, а это очень заметно, даже при отсутствии света на глубине водоемов. Некоторые представители имеют очень яркую окраску, например, самки каракатицы в брачный период становятся ярко свинцового цвета, а синие кольчецы имеют такие яркие синие колечки на теле, что не заметить их просто не возможно

Контрагументы: каракатицы, кальмары, осьминоги очень быстрые хищники, развивают скорость до 50 км/час, а некоторые вообще способны летать как торпеды, угнаться за ними хищникам практически невозможно! Самки чутко охраняют свои яйца и даже способны погибнуть от голода, чтобы сохранить все выведенное потомство, а у наутилуса рождаются всего два детеныша, но они уже полностью приспособлены к обитанию в открытом морском пространстве. Способность моллюсков менять свою окраску, подстраиваться под цвет окружающей среды, помогает им избежать встречи с хищниками, а осьминоги, имея столь мягкое тело, способны пролазить в совершенно мелкие отверстия, укрываться под камнями, подстерегать добычу. Некоторые виды осьминогов имитируют окраску и форму ядовитых морских змей, обладают мимикрией. (способность подстраиваться под опасных животных). Глаза кальмаров можно сравнить с глазами кошки, видят они очень хорошо, но так как света на дне водоемов нет, то различают они по тепловому излучению. ! Практически все головоногие имеют чернильную железу, и в момент преследования хищником, выбрасывают облако чернил, которые по форме напоминают тело моллюска, что сильно сбивает с толку преследователей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сальникова Марина Николаевна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства