kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые моменты на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности, развивает мыслительную деятельность учащихся, коммуникативность, прививает любовь к предмету. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ученика самостоятельно учиться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые моменты на уроках биологии »






«ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА

УРОКАХ БИОЛОГИИ»




Учитель биологии ОШ № 142

Турксибского района г. Алматы

Кулинская Лейла Рахамжановна













Использование игровых моментов на уроках биологии.
Каждого человека всегда, где бы он не находился, окружают различные животные и растения. Биология достаточно сложный предмет, где изучают не только видовой состав флоры и фауны, но и большое количество понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету – является главной задачей современного учителя.

В настоящее время, главной проблемой школы является большая информационная загруженность и нежелание детей учиться. Но в процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, учащиеся способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности, развивает мыслительную деятельность учащихся, коммуникативность, прививает любовь к предмету. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ученика самостоятельно учиться.

Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.

Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.

В своей работе я использую несколько вариантов игровых моментов, которые выступают как составляющие урока, так и игровые уроки, посвящённые закреплению изученного материала. Вот некоторые примеры игровых моментов:


Каждый преподаватель, независимо от преподаваемого им предмета, на своих уроках использует игровую деятельность. И применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Будь им 10 или 17 лет, игра всегда вызывает у них интерес. И эту заинтересованность видна, когда произносишь слова: «А, давайте поиграем!». При обозначении условий игры, оживает весь класс. Во время игры наблюдается 100 % активность класса, азарт, интерес, причем не только к самой игре, но и к изучаемой на данном уроке теме, и, естественно, к предмету биологии в целом.

По окончанию занятия ребята очень часто просят применить на следующем уроке такую же игру. Можно включить какую-либо игру на следующий урок, только вид игровой деятельность изменить, так как одна и та же игра быстро надоедает ребятам. Ученики, зная, что им предстоит разгадывать кроссворд или ребусы, тему урока слушают очень внимательно, потому что каждый из них, даже слабоуспевающим ученикам, хочет поучаствовать в игре и ответить правильно, и как они сами говорят: «не ударить лицом в грязь перед своими одноклассниками». 

На своих уроках я часто применяю игры, которые занимают 5- 10 минут урочного времени. 


Пример игр на уроках биологии.

1. Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»:


амебы, эвглена зеленая, бактерии, инфузория-туфелька.
моллюски, земноводные, птицы, млекопитающие.


2. Из предложенных символов, выбрав русские буквы, вы получите слово, которому необходимо дать определение.


АZY♀СТWРО§НОМ♥♫И☺Я


АСТРОНОМИЯ


3. Шарады

С «Г» – принадлежность для болтов,
С «Л» – гонит лаем лис, волков,
С «М» – не имеет рукавов,
С «Ч» – быстрокрылый рыболов.
(Гайка, Лайка, Майка, Чайка.)


Животное – мой первый слог,
Второй, итоговый, – предлог.
А совокупное значенье –
Воды и ветра сотворенье. 

(Вол-на.)

С «Р» – название цветка,
С «К» – создатель молока,
С «Л» – с виноградовых кустов,
С «П» – обойдемся мы без слов.

(Роза, Коза, Лоза, Поза.)



Отыщите непрерывную ломаную линию, которая так обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь и никуда не заходя дважды, чтобы следуя за линией, можно было прочесть о значении жуков щелкунов.


Л

И

Ч

Ч

Н

Е

В


К

Н

И

О

И

С

О

В

И

Ж

У

Л

К

О

П

И

В

О

К

О

И

Т

Е

Л

Щ

Е

Л

В

О

И

Д

Е

Н

У

К

О

П

Н

Ы

Р

О

В

П

Р

А

С

Е

В




5. Растительные анаграммы.

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия растений.

Тосол = лотос; Тарас = астра.

6. Табло из букв

На партах, перед учащимися лежат карточки с определениями. На доске появляется слайд с множествами букв. Ученикам необходимо, на этом табло найти термины к своим определениям. Движение можно осуществлять только по горизонтали и вертикали. 

7. “ Угадай – ка”.

Кто знает к каким классам относятся, указанные в заголовках строк, животные, тот сможет составить ключевое слово из букв, находящихся на “правильных” пересечениях.

8. Кроссворды

Это земноводное легко отличается от лягушки 
по грубой коже, покрытой бугорками (жаба) и т.д.

9. Путаница

Изучив тему «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов» пусть девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!) 





10. “Кто определит раньше”

В игре участвуют две команды. Перед командами на столе кладут образцы гербарных экземпляров по числу играющих. Для команд гербарные образцы должны быть хорошо известны, поэтому предлагают только растения изученных семейств. По сигналу учителя, учащиеся бегут к столу, по одному игроку от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой гербарный образец, пишет на отдельном листке название и кладет в гербарий. За ним бегут следующие игроки. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок. 

11. "Да-нетка", или универсальная игра для всех.

Суть игры заключается в том, что ведущий (учитель или ученик) загадывает нечто (число, предмет, героя, явление:). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ведущий может отвечать только словами "да", "нет", "и да, и нет".

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом. 

Приведу пример использования данной игры на уроке биологии в 6 классе.

Вопрос: Задумано растение. Какое?
- Это травянистое растение? - Да.
- Это ромашка? - ответа нет (показывается жест отрицания).

- Растет в огороде? - И да, и нет.
- Растение двудольное? - Да.
- Это культурное растение? - Нет.
- Растение семейства крестоцветных? - Да.
- Цветки белые? - Да.
- Плод стручок? - Нет.
- Стручочек? - Да.
- Это растение - пастушья сумка? - ДА! Ответ найден.
После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были правильными, корректными? Какие и почему неверными и слабыми? Это необходимо для того, чтобы вырабатывать у ребят стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному задаванию вопросов и простому угадыванию.


13. Что? Где? Когда?
Игра на уроке обобщения по классу «Птицы».

Учащиеся образуют группы или команды (каждая группа имеет свое название, связанное с темой урока). Игра состоит из 3 туров, участвуют в ней 4 команды со своими названиями и эмблемами, в каждой по 4 человека. С помощью жеребьёвки разыгрывают очерёдность подхода команд к игровому полю. Участник команды крутит волчок, стрелка показывает сектор с количеством баллов за правильный ответ. Учитель зачитывает вопрос, на обдумывание даётся 30 сек.

В случае неточного ответа, участники других команд дополняют, и получают дополнительные баллы. Если команда не дает правильного ответа, вопрос передается ученикам другой команды. Сектор «Б» – банкрот, вопрос тоже передаётся другой команде. Сектор «+» – это означает, что количество баллов, указанных в секторе, суммируется. Количество баллов учитель фиксирует в контрольном листе. По окончанию игры подводятся итоги, выставляются оценки.

Вопросы для команды №1
1) Из каких отделов состоит тело птицы?
2) Какое значение имеет форма тела птицы для полёта?
3) Какие виды перьев есть на теле птицы?
4) Как птицы ухаживают за своим перьевым покровом?

Вопросы для команды №2
1) Какое строение имеет контурное перо птицы?
2) Какое значение имеет перьевой покров птицы?
3) В чём различие линьки птиц и змей?
4) Назовите черты приспособления к полёту в строении черепа птицы?


Вопросы для команды №3
1) Какого строение и значение пухового пера?
2) Назовите черты приспособления к полёту в строении позвоночника птицы?
3) Какое значение имеет киль грудной кости?
4) Каково строение скелета нижней конечности птицы?


Вопросы для команды №4
1) Из каких костей состоит скелет крыла птицы?
2) Почему пресмыкающиеся могут голодать много дней, а птицы едят очень часто?
3) Почему птица не задыхается во время полёта?
4) Чем отличается строение кровеносной системы птиц и пресмыкающихся?

Игры - тренинги. 

Эти игры приходят на помощь в трудный момент - чтобы растворить скуку однообразия: 

14. Игра "Собери рисунок". Учащимся на карточках предлагаются рисунки растений. На планшете, разделенном на поля предлагаются семейства растений. Учащемуся необходимо правильно сопоставить растение и семейство. Перевернув карточки обратной стороной, составляется какое-нибудь изображение.

15. Игра "Компетентность" 

До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за 1-2 недели. Желательно, чтобы приготовленные задания предварительно посмотрел учитель. 
Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их одновременно за отведенное время. После этого каждый вопрос команды соперницы отвечает тот ученик, которого выберут соперники! 
Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего участника. А значит, сильные подтягиваю слабых. 

16. Тест-тренажер – это хорошая разминка как перед началом урока, так этот тест хорош в качестве закрепление знаний в конце урока.

17. Ребусы

18. Игра «С точностью до…»

Эта игра уместна, когда ученики изучили кровеносную систему человека. Ребятам необходимо вспомнить, что означают цифры и числа стоящие в первом столбике, и сопоставить их с вариантами ответа, которые даны во втором столбике. Учащиеся могут работать самостоятельно в тетради, либо один ученик выполняет задание у доски. Но в любом случае по окончанию этой работы, проверяем правильность выполнения задания.

Например, в 7 классе при изучении отрядов млекопитающих.

Учитель приглашает к доске по одному ученику от группы и предлагает сыграть в игру “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов Млекопитающих животных). Каждая группа характеризует выдранный ими отряд по плану.

а) представители;
б) среда и место обитания;
в) характерные признаки, приспособленность к среде;
г) значение в природе и жизни человека;
д) интересные факты из жизни представителей данного отряда

(На выполнение это задания ученикам отводится 10 минут).

По истечению времени каждая группа характеризует выбранный ими отряд.
Рассмотрев характеристику и представителей каждого из отрядов учитель предлагает учащимся поиграть:


Игра № 1 «Кто это такой?»
А) Сделал дыру, вырыл нору, 

Солнце сияет, он и не знает. 
Ответ: Крот

- К какому отряду относится это животное?
Ответ: Насекомоядные

- Какие приспособления имеются у крота к жизни в почве?

Ответ: Тело плотное, цилиндрической формы, голова лишена ушных раковин, шея почти незаметна. Сильные передние конечности – короткие, но с широкой кистью, вооруженной мощными когтями. В связи с жизнью в темной норе глаза крота недоразвиты, величиной с булавочную головку.

- Знает ли кто-нибудь интересный факт из жизни крота?
Ответ: Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 70 метров.

Игра № 2 «Найди животное»

На доске написаны отряды животных класса Млекопитающих, учащиеся должны с помощью магнитов из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске представителей этих отрядов. (Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные).

Игра № 3 «Попробуй-ка, отыщи меня!»

Учитель раздает каждой группе учащихся отпечатанные на А4 картинку с изображением огромного количества животных, спрятанных в зарослях, стоящих на полянах и т.д. Учащимся необходимо найти представителей отрядов, которые были изучены на этом уроке. 

Каждая группа по очереди находит и называет животных. Если ученики из группы не могут найти животного, то эта группа выбывают из игры, и так пока не останется одна группа, она и будет победителем.


Игра № 4 “Ты – мне, я – тебе”.


На предыдущем уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме, чтобы они отличались от вопросов параграфа.


Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.


Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.


Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.


Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).



  1. Загадки

Кто быстрее всех летает,
черной молнией мелькает,
ртом открытым на лету
ловко ловит мошкару?

(Черный стриж.)

Хоть не птицы, а летают,
Ультразвуки издают,
В темноте людей пугают,
В спячку зимнюю впадают,
Насекомых истребляют
В дуплах днем они живут.
(Летучие мыши)

Близка опасность – он в клубок
И иглы выставляет,
А ночью с аппетитом он
Личинок поедает.
А с наступлением зимы,
При недостатке пищи
Впадает в спячку до весны –
Никто его не ищет. (Еж).

Тело желтоватое, круглое в разрезе,
Острыми концами держатся в кишке,
Три губы имеют и раздельнополы, Кто это такие? Назовите мне.
(Аскариды)

2. «Семь бед - один ответ»

Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина (можно называть только отдельные слова)




Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

Как повысить, развить интерес учащихся к изучению биологии ? Этот вопрос волнует многих учителей, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по биологии должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда у школьников возникнет желание изучать биологию и вне урока, узнавая все больше и больше. Я считаю, что разнообразный и интересный урок помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и даже повлиять на выбор профессии в будущем. Проведение различных игровых моментов на уроке (практические работы, уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции, зачеты, КВН) способствуют формированию творческой, самостоятельной личности учащихся. Совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Кроме того учащиеся приобретают широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, Интернетом, которые помогут им в дальнейшем, учась в ВУЗах или в других учебных заведениях.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игровые моменты на уроках биологии

Автор: Кулинская Лейла Рахамжановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Использование игровых технологий на уроках биологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii-kak-sriedstva-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189943"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427051818"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Самоанализ урока биологии по теме "Цветок""
    ["seo_title"] => string(41) "samoanaliz_uroka_biologii_po_teme_tsvetok"
    ["file_id"] => string(6) "600133"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644750878"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (презентация)"
    ["seo_title"] => string(79) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "293109"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455396704"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "урок биологии в 6 классе по теме: "Рост и развитие животных"."
    ["seo_title"] => string(54) "urokbiologhiiv6klassiepotiemierostirazvitiiezhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "299372"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456504638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства