Биологическая игра "Два кубика" создана для внеклассного мероприятия.
Правила игры. В игре принимают участие несколько команд. Начинает команда, вытянувшая на жеребёвке первый номер. Команды отвечают по очереди. Если команда не ответила. то отвечает команда первой поднявшая сигнальную карточку.
Цель игры: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать умение работать в коллективе, принимать самостоятельно решения.
Оборудование: Два кубика. Один кубик с цифрами от одного до шести. Второй кубик со сторонами разного цвета. "Зелёный" - вопросы о растениях. "Голубой" - вопрсы о рыбах. "Красный" - вопросы о млекопитающих. "Желтый"- лекарственные растения. "Коричневый" - вопросы о птицах. "Белый" - термины. Сигнальные карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ПРАВИЛА ИГРЫ: В игре участвует несколько команд. Отвечают по очереди. Начинает команда, вытянувшая на жеребьёвке первый номер. Если команда не ответила, то отвечает команда первой поднявшая сигнальную карточку.
ЦЕЛЬ: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать умение работать в коллективе, принимать решения.
ОБОРУДОВАНИЕ: Два кубика. Один кубик с цифрами от одного до шести. Второй кубик со сторонами разного цвета. «Зелёный» - вопросы о растениях. «Голубой» - вопросы о рыбах. «Красный» - вопросы о млекопитающих. «Жёлтый» - лекарственные растения. «Коричневый» - вопросы о птицах. «Белый» - термины. Сигнальные карточки.
«Зелёный» - вопросы о растениях.
1. Однажды М.В.Ломоносова пригласили на званый обед к графу Шувалову. Граф угощал гостей разными заморскими диковинами, в том числе и фруктами. Там Ломоносов впервые попробовал необычный плод, который тогда употребляли вместе с ананасами (потому что, по сведениям путешественников, так ели его на его родине). Новое блюдо так понравилось Ломоносову, что он даже упомянул его в своих стихах, посвященных графу Шувалову. Что же ел Ломоносов? / Ответ: Картофель/.
2. Вы, наверное, помните, когда дрессировщики львов закатывают губы. А когда и какие губы закатывают домохозяйки? / Ответ: Губы - пластинчатые грибы, идущие на соленья. Закатывают их, естественно, осенью/.
3. Геродот в своей "Истории..." рассказывает о растущих в Индии деревьях, на которых растет шерсть, из которой индийцы делают свою одежду. Что он имел в виду? /Ответ: Хлопок/.
4. Из этого дерева делали стволы пушек, винты самолетов, типографские клише, шестерни и т.п. Опилками полируют ювелирные изделия. На Кавказе его листьями выстилали люльки младенцев - считалось, что это дает ребенку здоровье и продлевает жизнь. Что это за дерево? / Ответ: Самшит/.
5. В Архангельской области лучшая ягода - брусника, но брусникой ее там не называют. Клюква, черника, малина - такие названия есть. А как же называется брусника?
/Ответ: Ягода/.
6. Самый экзотический фрукт Юго-Восточной Азии – дуриан, имеющий вкус
нежнейшей земляники, персиков и ананасов со взбитыми сливками. Он символизирует
единство жизни и смерти, очень дорогой, и его едят по большим праздникам на открытом
воздухе. Недаром в некоторых особо комфортабельных гостиницах Камбоджи красуется
надпись: «Вход с собаками и дурианом воспрещен». Почему? /ОТВЕТ: Потому что он очень зловонен/.
«Голубой» - вопросы о рыбах.
1. Какая пресноводная рыба самая маленькая? /Ответ: Самые маленькие рыбы - бычки-пандака и бычки-мистихтис. Их средняя длина лишь 7 мм (не менее 5 и не более 15 мм). Водятся они в реках и озёрах на Филиппинах/.
2. Какая морская рыба самая маленькая? /Ответ: Каспийский бычок Берга редко достигает даже 2 см/.
3. Какая акула самая маленькая? /Ответ: Карликовая кошачья усатая акула, с легкостью поместится даже на ладошке ребенка. Длина самок – 8-10 см, крупные самцы могут достичь размера в 20-25 см. Эта акула, как и ее огромные родственники, также имеет свирепый, кровожадный нрав. Мелкая рыбка, живущая в северных водах Атлантического океана, способна напасть на рыб в 3-4 раза больше себя/.
4. Кто такой удильщик? /Ответ: Другое название морского черта – рыба-удильщик. Удильщик – хищная морская рыба. Охотиться на других жителей подводного мира ему помогает специальный вырост на спине – одно перо из спинного плавника в ходе эволюции отделилось от других, а на его конце образовался прозрачный мешочек. В мешочке этом, который фактически является железой с жидкостью, что удивительно, находятся бактерии. Они могут светиться, а могут не светиться, подчиняясь в этом вопросе своему хозяину. Удильщик регулирует светимость бактерий, расширяя или сужая кровеносные сосуды. Когда сосуды расширены, к «осветительным приборам» поступает больше кислорода и они горят вовсю, а когда сужены - наоборот угасают/.
5. Где нерестится европейский угорь? /Ответ: Нерестится угорь в 8000 км от мест нагула — 400 м под водой Саргассова моря, где температура достигает 16—17 градусов тепла, после чего погибает/.
6. Какую рыбу писатель Виктор Астафьев назвал царь-рыбой? /Ответ: Осётр/.
«Красный» - вопросы о млекопитающих.
1. Слово «барсук» в переводе с тюркского означает «серый». Попробуйте перевести это слово на латынь, если известно, что это существо специально выведено человеком. /Ответ: Такса/.
2. Кто такой мул? /Ответ: Мул – гибрид осла и кобылицы/.
3. Кто такой лошак? /Ответ: Лошак – гибрид жеребца и ослицы/.
4. Горностай и ласка внешне сходны между собой. Зимой они одевают белые шубки. Как их можно распознать? /Ответ: Ласка меньше (10-20 см), чем горностай (до 30 см). Кончик хвоста (кисточка) у горностая черный, а у ласки белый/.
5. Кто такой кидус? /Ответ: КИДУС, хищное млекопитающее сем. куньих. Гибрид соболя и лесной куницы. Встречается на Урале и в западной части Западной Сибири на стыке ареалов этих близкородственных видов. Кидус получен также и в условиях клеточного разведения (в Пушкинском зверосовхозе Московской обл., в Ростовском зоопарке и на биостанции в г. Киров). Сочетает в себе черты как соболя, так и лесной куницы/.
6. Почему землероек не едят хищники? /Ответ: У землероек резкий запах мускуса/.
«Жёлтый» - лекарственные растения.
1. Это однолетнее травянистое растение с простым или ветвистым стеблем высотой до 50 см. Стебель темно-зеленый, гладкий, прямой, шероховатый или покрытый волосками. Листья продолговато-ланцетные, выемчато-зубчатые, суженные к черешку. Большей частью они собраны в розетку. Цветки белые, большие, расположены в виде короткой кисти. Плод — обратно-треугольный стручок в виде сумки, сильно сплюснутый, напоминающий по форме балалайку. Цветет все лето до поздней осени. Растение распространено повсеместно. Его можно встретить на лугах, полях, вдоль дорог, на пожарищах и вырубках, в лесу и степи. Все части содержат витамин С, алкалоиды, микроэлементы, кумарины, сложные органические соединения, жирное масло (до 28%), содержит большое количество витамина К, обладающего способностью повышать свертываемость крови. Назовите это растение. /Ответ: Пастушья сумка/.
2. Это невысокое травянистое растение высотой до 30— 40. см с тонким извилистым стеблем. Листья — перисто-рассеченные, очередные, нитевидные, сидячие (без черешков). Соцветия на длинных цветоножках, выходят из пазух разветвлений стебля. Цветки трубчатые, желтовато-зеленые, собраны в яйцевидно-конические корзинки. Цветет в мае — сентябре. С лекарственными целями собирают цветочные корзинки в начале цветения.
В официальной медицине применяется как противовоспалительное, антисептическое, смягчающее средство, а также как спазмолитик. Как называется это растение? /Ответ: Ромашка аптечная/.
3. Это вечнозеленый кустарничек, имеющий длинное ползучее корневище, от которого отходят вверх прямостоячие стебли. Листья мелкие, эллиптические, темно-зеленые, сверху кожистые, покрытые снизу темными точками железок. Цветы мелкие, колокольчатые, бледно-розовые, собраны в кистевидные соцветия. Цветет в мае – июне, созревает в конце июля – начале августа. Плод – сочная темно-красная ягода, которая не портится при хранении (из-за содержания в ней бензойной кислоты, консервирующей продукт). Излюбленная ягода дня приготовления компотов. Собирают ее совершенно спелой. Больше она пригодна для джемов, компотов, чаев и пирогов. Назовите это растение. /Ответ: Брусника/.
4. Это однолетнее травянистое растение с небольшим стержневым корнем и прямостоячими приподнимающимися или лежачими побегами (стеблями) 10-40 см длиной. Листья мелкие, линейно-ланцетовидные, сероватые или сизо-зеленые. Отличается от других лекарственных видов этого рода отсутствием соцветий, цветки сидят кучками по 1-5 в пазухах листьев; мелкие, беловатые, иногда розоватые. Цветет все лето. После цветения стебли становятся твердыми. Растет на пустырях, выгонах, у проселочных дорог. Распространен он как в среднеевропейской части России, так и за Уралом, в Сибири, Приамурье. В народной медицине используют траву. Срезают ее к концу цветения растения, тонким слоем укладывают в тени на открытом воздухе, время от времени переворачивая. Трава снижает кровяное давление, уменьшает проницаемость стенок сосудов, обладает антитоксическим действием. Назовите это растение. /Ответ: Горец птичий, илиспорыш (Polygoum aviculare)/.
5. Это многолетнее травянистое растение, обычно не выше 20 см. Стебель прямостоячий, густо покрытый волосками. Листья прикорневые, на длинных черешках, тоже покрытых волосками. Растет в разреженных лесах, на опушках, полянах, лесных вырубках почти по всей территории нашей страны. Цветет в мае – июне, плоды созревают в июне – июле.
Листья и ягоды содержат очень большое количество витамина C (от 50 до 280 мг). Есть в растении и дубильные вещества, марганец; органические кислоты, каротин железо. Назовите это растение. /Ответ: Земляника/.
6. Это многолетнее травянистое растение, содержащее млечный сок оранжевого цвета. Все растение покрыто редкими волосками или почти голое, с прямостоячими ветвистыми побегами длиной до 30—90 см. Стебель у растения прямой, ребристый. Листья крупные, очередные, перисторассеченные на эллиптические доли. Сверху листья ярко-зеленые, снизу сизоватые. Цветки золотисто-желтые, собраны на концах стеблей зонтиками, имеют цветоножки длиной 2—2,5 см. Плоды — стручковидная многосемянная коробочка, раскрывающаяся снизу вверх и имеющая длину до 6 см. Семена мелкие, блестящие, темно-коричневого цвета. В народной медицине используется для удаления бородавок. Назовите растение. /Ответ: Чистотел/.
«Коричневый» - вопросы о птицах.
Какая птица не садится ни на землю, ни на воду? /Ответ: Стриж. Они ловят свою добычу в воздухе/.
Почему перед непогодой ласточки летают низко над землёй? /Ответ: Насекомые опускаются перед непогодой к земле/.
Кукушка и иволга – насекомоядные птицы – питаются гусеницами. Каковы различия в их пищевой специализации? /Ответ: Кукушка поедает мохнатых гусениц, а иволга склёвывает крупных, преимущественно непокрытых гусениц/.
Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему? /Ответ: тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду/.
Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц? /Ответ: Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята/.
Верно ли выражение «глухая тетеря»? Почему? /Ответ: Нет, неверно. Токует только тетерев, тетерка не бывает глухой/.
«Белый» - термины.
1. Что такое симбиоз? /Симбиоз – тесное сожительство двух или более организмов разных видов, при котором организмы приносят друг другу пользу/.
2. Что такое гумус? /Ответ: Темноокрашенное органическое вещество почвы, образующееся в результате биохимического разложения растительных и животных остатков и накапливающееся в верхнем почвенном горизонте/.
3. Кто такие продуценты? /Ответ: Организмы- автотрофы, создающие органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза/.
4. Кто такие консументы? /Ответ: Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами/.
5. Как называется процесс приспособления живых организмов к определенным условиям внешней среды. /Ответ: Адаптация/.
6. Как называется область распространения на земной поверхности систематической группы живых организмов или сообществ? /Ответ: Ареал/.
ЛИТЕРАТУРА:
Акимушкин И.И. «Мир животных». Москва «Мысль» 1994.
Баландин Б.Б. «3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей». РИПОЛ КЛАССИК Москва 2006.