Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии (базовый уровень) 11 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро - Фоминская средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор ________________/О. В. Очередная/
Приказ № ______ от 31 августа 2017 г.
Рабочая программа по астрономии
(базовый уровень)
11 класс
Составитель;Тимошинина Ирина Николаевна,
учитель физики
2017 год
Требования к уровню подготовки учеников.
Учащиеся должны:
знать/понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
(34 часа, 1 час в неделю)
Учебник Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] c. : ил., 8 л.цв.вкл.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 часов)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гели-
оцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры
звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков
Наименование тем
Дата
11 А
11 Б
план
факт
план
факт
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)
1
Предмет астрономии
2
Наблюдения – основа астрономии
Практические основы астрономии (5 часов)
3
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты
4
Видимое движение звезд на различных географических широтах
5
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика
6
Движение и фазы Луны.
7
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
Строение Солнечной системы (7 часов)
8
Развитие представлений о строении мира
9
Конфигурации планет и условия их видимости.
10
Синодический и сидерический периоды обращения планет.
11
Законы движения планет Солнечной системы
12
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
13
Открытие и применение закона всемирного тяготения.
14
Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
15
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение
16
Система Земля-Луна
17
Две группы планет
18
Природа планет земной группы
19
Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»
20
Планеты-гиганты, их спутники и кольца
21
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).
22
Метеоры, болиды, метеориты
Солнце и звезды (6 часов)
23
Солнце, состав и внутреннее строение
24
Солнечная активность и ее влияние на Землю
25
Физическая природа звезд
26
Переменные и нестационарные звезды.
27
Эволюция звезд
28
Наша Галактика
29
Другие звездные системы — галактики
30
Космология начала ХХ в.
31
Основы современной космологии
32
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
33
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»
34
Обобщающее повторение
Согласовано
Протокол заседания ШМО учителей математики,
физики, информатики от «__25____» августа 2017 года №_1_