Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по астрономии, авторской программы по астрономии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор программы Е.К. Страут, опубликованной в сборнике «Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2018. - 11с.  
  -  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, всесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; 
-  смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; 
-  смысл физического закона Хаббла; 
-  основные этапы освоения космического пространства; 
-  гипотезы происхождения Солнечной системы; 
-  основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; 
-  размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; 
 -  приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; 
-  описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; 
-  характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; 
-  находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; 
-  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; 
-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. 
       |  № п/п | Наименование раздела   | Содержание   | Материал учебника | Кол-во часов   | 
  |    | Предмет астрономии   
 | Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 
 | 2ч | 
  |    | Основы практической астрономии | Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | 
 | 5ч | 
  |    | Строение Солнечной системы | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. | 
 |  2ч 
 | 
  |    | Законы движения небесных тел | Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | 
 | 5ч | 
  |    | Природа тел Солнечной системы |  Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые поле- ты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. | 
 | 8ч | 
  |    | Солнце и звезды | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | 
 | 6ч | 
  |    | Наша Галактика – Млечный Путь | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | 
 | 2ч | 
  |    | Строение и эволюция Вселенной | Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | 
 | 2ч | 
  |    | Жизнь и разум во вселенной | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | 
 | 2ч | 
  |  
 | Итого | 
 | 
 | 34ч | 
 
        |  № п/п |  Кол-во уроков |  Дата проведения |  Форма проведения |  Тема урока | 
  |  Предмет астрономии - 2 ч  
 | 
  | 1 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Предмет астрономии | 
  | 2 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Наблюдение – основа астрономии | 
  | Основы практической астрономии – 5 ч | 
  | 3 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. | 
  | 4 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 
  | 5 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | 
  | 6 | 1 |  
 |  Урок-лекция | Движения и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 
  | 7 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Время и календарь. | 
  | Строение Солнечной системы – 2 ч | 
  | 8 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Развитие представлений о строении мира.   | 
  | 9 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Конфигурация планет. Синодический период. | 
  | Законы движения небесных тел – 5 ч | 
  | 10 - 11 | 2 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Законы движения планет. | 
  | 12 - 13 | 2 |  
 |  Комбинированный урок | Определение расстояний и размеров тел.   | 
  | 14 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Движение небесных тел под действием сил тяготения. | 
  | Природа тел Солнечной системы – 8 ч | 
  | 15 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Общие характеристики планет | 
  | 16 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 
  | 17-18 | 2 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Система Земля - Луна | 
  | 19 - 20 | 2 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Планеты земной группы | 
  | 21 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Далекие планеты | 
  | 22 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Малые тела Солнечной системы | 
  | Солнце и звезды – 6 ч | 
  | 23-24 | 2 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Солнце – ближайшая звезда | 
  | 25-26 | 2 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд. | 
  | 27 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Массы и размеры звезд. | 
  | 28 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция   | Переменные и нестационарные звезды. | 
  | Наша Галактика – Млечный Путь - 2 ч | 
  | 29 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. | 
  | 30 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Движение звезд в галактике. Её вращение. | 
  | Строение и эволюция Вселенной – 2 ч | 
  | 31- 32 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Другие звездные системы - галактики | 
  | Жизнь и разум во вселенной – 2 ч | 
  | 33 | 1 |  
 |  Комбинированный урок | Основы современной космологии. | 
  | 34 | 1 |  
 |  Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Жизнь и разум во Вселенной | 
  | Итого: 34 часа |