Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по астрономии, авторской программы по астрономии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор программы Е.К. Страут, опубликованной в сборнике «Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2018. - 11с.
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, всесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника | Кол-во часов |
| Предмет астрономии | Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | | 2ч |
| Основы практической астрономии | Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | | 5ч |
| Строение Солнечной системы | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. | | 2ч |
| Законы движения небесных тел | Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | | 5ч |
| Природа тел Солнечной системы | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые поле- ты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. | | 8ч |
| Солнце и звезды | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | | 6ч |
| Наша Галактика – Млечный Путь | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | | 2ч |
| Строение и эволюция Вселенной | Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | | 2ч |
| Жизнь и разум во вселенной | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | | 2ч |
| Итого | | | 34ч |
№ п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Форма проведения | Тема урока |
Предмет астрономии - 2 ч |
1 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Предмет астрономии |
2 | 1 | | Комбинированный урок | Наблюдение – основа астрономии |
Основы практической астрономии – 5 ч |
3 | 1 | | Комбинированный урок | Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. |
4 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Видимое движение звезд на различных географических широтах. |
5 | 1 | | Комбинированный урок | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
6 | 1 | | Урок-лекция | Движения и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
7 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Время и календарь. |
Строение Солнечной системы – 2 ч |
8 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Развитие представлений о строении мира. |
9 | 1 | | Комбинированный урок | Конфигурация планет. Синодический период. |
Законы движения небесных тел – 5 ч |
10 - 11 | 2 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Законы движения планет. |
12 - 13 | 2 | | Комбинированный урок | Определение расстояний и размеров тел. |
14 | 1 | | Комбинированный урок | Движение небесных тел под действием сил тяготения. |
Природа тел Солнечной системы – 8 ч |
15 | 1 | | Комбинированный урок | Общие характеристики планет |
16 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
17-18 | 2 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Система Земля - Луна |
19 - 20 | 2 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Планеты земной группы |
21 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Далекие планеты |
22 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Малые тела Солнечной системы |
Солнце и звезды – 6 ч |
23-24 | 2 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Солнце – ближайшая звезда |
25-26 | 2 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд. |
27 | 1 | | Комбинированный урок | Массы и размеры звезд. |
28 | 1 | | Диалогическая лекция | Переменные и нестационарные звезды. |
Наша Галактика – Млечный Путь - 2 ч |
29 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. |
30 | 1 | | Комбинированный урок | Движение звезд в галактике. Её вращение. |
Строение и эволюция Вселенной – 2 ч |
31- 32 | 1 | | Комбинированный урок | Другие звездные системы - галактики |
Жизнь и разум во вселенной – 2 ч |
33 | 1 | | Комбинированный урок | Основы современной космологии. |
34 | 1 | | Диалогическая лекция с элементами ИКТ | Жизнь и разум во Вселенной |
Итого: 34 часа |