kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-тематическое планирование по астрономии 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по астрономии, авторской программы по астрономии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор  программы Е.К. Страут, опубликованной в сборнике  «Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2018. -  11с. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование по астрономии 11 класс»

Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по астрономии, авторской программы по астрономии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор программы Е.К. Страут, опубликованной в сборнике «Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2018. - 11с.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

Обучающиеся научатся:

Знать/понимать

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, всесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • основные этапы освоения космического пространства;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы;

  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Уметь

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Содержание учебного предмета


п/п

Наименование раздела

Содержание

Материал учебника

Кол-во часов

Предмет астрономии


Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.


Основы практической астрономии

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.


Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.



Законы движения небесных тел

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.


Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые поле-

ты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.


Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.


Наша Галактика – Млечный Путь

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).


Строение и эволюция Вселенной

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.


Жизнь и разум во вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.



Итого



34ч



Учебно – тематическое планирование


п/п

Кол-во уроков

Дата проведения

Форма проведения

Тема урока

Предмет астрономии - 2 ч


1

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Предмет астрономии

2

1


Комбинированный урок

Наблюдение – основа астрономии

Основы практической астрономии – 5 ч

3

1


Комбинированный урок

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты.

4

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

5

1


Комбинированный урок

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

6

1


Урок-лекция

Движения и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

7

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Время и календарь.

Строение Солнечной системы – 2 ч

8

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Развитие представлений о строении мира.

9

1


Комбинированный урок

Конфигурация планет. Синодический период.

Законы движения небесных тел – 5 ч

10 - 11

2


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Законы движения планет.

12 - 13

2


Комбинированный урок

Определение расстояний и размеров тел.

14

1


Комбинированный урок

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Природа тел Солнечной системы – 8 ч

15

1


Комбинированный урок

Общие характеристики планет

16

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

17-18

2


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Система Земля - Луна

19 - 20

2


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Планеты земной группы

21

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Далекие планеты

22

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Малые тела Солнечной системы

Солнце и звезды – 6 ч

23-24

2


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Солнце – ближайшая звезда

25-26

2


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд.

27

1


Комбинированный урок

Массы и размеры звезд.

28

1


Диалогическая лекция

Переменные и нестационарные звезды.

Наша Галактика – Млечный Путь - 2 ч

29

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации.

30

1


Комбинированный урок

Движение звезд в галактике. Её вращение.

Строение и эволюция Вселенной – 2 ч

31- 32

1


Комбинированный урок

Другие звездные системы - галактики

Жизнь и разум во вселенной – 2 ч

33

1


Комбинированный урок

Основы современной космологии.

34

1


Диалогическая лекция с элементами ИКТ

Жизнь и разум во Вселенной

Итого: 34 часа



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Учебно-тематическое планирование по астрономии 11 класс

Автор: Трухова Ольга Александровна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства