Рабочая программа по физике. 7 класс. Авторы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин
Рабочая программа по физике. 7 класс. Авторы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 7 класс» авторов Перышкин А.В., Гутник Е.М.,-М.:Дрофа, 2012, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (базовый уровень обучения)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 7 класс. Авторы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 7 класс» авторов Перышкин А.В., Гутник Е.М.,-М.:Дрофа, 2012, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (базовый уровень обучения)
Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся).
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения физики в 7 классе учащийся должен знать/понимать:
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, механической энергии,
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различие между агрегатными состояниями вещества, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью математических символов, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, рационального применения простых механизмов.
Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения образовательной программы
Личностными результатами обучения физики- являются:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метопредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;
•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда,
•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
I.Введение. (4 ч)
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представления о том, что изучает физика (физические явления, происходящие вокруг), рассматриваются теоретический и экспериментальный метод изучения физических явлений, структура физического знания (понятия происходящие вокруг законы, теория).
Вводный инструктаж по Т/Б в кабинете физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерения физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
II.Первоначальные сведения о строении вещества. ( 5 ч.)
Затем изучается тема «Первоначальные сведения о строении вещества». В ней рассматриваются основные положения молекулярно- кинетической теории. Которые затем используются при объяснении тепловых явлений. Механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, Жидкостей и газов. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».
Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества в теме «Взаимодействия тел». В нем учащиеся знакомятся с механическим движением и взаимодействием самых разных тел. Основное внимание уделяется поступательному движению и различным силам.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Подготовка к контрольной работе.
Фронтальная лабораторная работа.
3. «Измерение массы тела на рычажных весах».
4. «Измерение объёма тела».
5. «Определение плотности вещества твёрдого тела».
6. «Градуирование пружины».
7. «Изменение силы трения с помощью динамометра».
Контрольная работа.
1. «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
2. «Сила. Равнодействующая сила».
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Явление инерции.
Взаимодействия тел.
Зависимость сил упругости от деформации пружины.
Сила трения.
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (22 ч)
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». Знакомит учащихся с физической величиной, называемой давление, с давлением жидкости и газа, законом Паскаля, с силой Архимеда, с плаванием тел.
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. . Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Условия плавания тел». Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Контрольная работа.
3. « Давление. Закон Паскаля».
4. «Давление в жидкости и газе».
5. «Закон Архимеда. Условия плавания тел».
Демонстрации:
Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы.
Измерение атмосферного давления барометр-анероид.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
V. Работа и мощность. Энергия.(12 ч.)
Тема «Работа и мощность». Учащиеся изучают механическую работу, мощность, простые механизмы, КПД механизмов, потенциальную и кинетическую энергию.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике в быту и в природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Фронтальная лабораторная работа.
9. «Выяснение условия равновесия рычага».
10. «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
Контрольная работа.
6. «Работа. Мощность. Энергия».
Демонстрации:
Превращение механической энергии из одной формы в другую.
Простые механизмы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНТРОЛЬНО -ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ).
Тематика лабораторных работ с заданиями.
Лабораторная работа № 1.
«Определение цены деления измерительного прибора»
Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объём жидкости.
Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба и другие сосуды.
Лабораторная работа № 2.
«Измерение размеров малых тел».
Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов.
Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.
Лабораторная работа № 3.
«Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: :научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.
Оборудование: весы с разновесами, три небольших тела разной массы.
Лабораторная работа № 4.
«Измерение объема тела».
Цель работы: научиться определять объем тела с помощью небольшого цилиндра.
Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.
Лабораторная работа № 5.
«Определение плотности твердого тела».
Цель работы: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с её помощью определять силы.Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.
Лабораторная работа №7.
«Измерение силы трения с помощью динамометра»
Цель работы: выяснить от чего зависит сила трения скольжения, и сравнить её с силой трения качения.
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, две цилиндрические палочки, набор грузов
Лабораторная работа №8.
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Цель работы: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело и определить выталкивающую силу.
Оборудование: динамометр, штатив с муфтой и лапкой., два тела разного объёма, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде..
Лабораторная работа №9.
«Выяснение условия плавания тела в жидкости»
Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.