Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Прошедшее время.»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема урока
Истории прошлого лета.
Цель урока
Познакомить учащихся с видовременной формой простого прошедшего времени , раскрыть ее значение,формообразование;обеспечить контроль ее понимания и первичное закрепление.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Умение получать,преобразовывать и применять предметные знания.
Умение понимать информацию,представленную в виде таблицы.Осуществлять логические операции сравнения и анализа.Умение работать с текстом (поиск информации и понимание прочитанного)
Простое прошедшее время, правильные и неправильные глаголы ,окончание –ed.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Презентация.
Формы работы
Фронтальная,индивидуальная,парная,групповая.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Учащимся задаются вопросы: Что ты обычно делаешь летом?
Что Маша обычно делает летом?
Деятельность обучающихся
Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
Ученики отвечают на вопросы :Я обычно (глагол внач.форме) летом .Маша обычно (глагол с окончанием –s)летом.
УУД:познавательные (структурированиезнаний,осознанное построение речевого высказывания в устной форме)
Коммуникативные (умение слушать и вступать вдиалог,умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения
- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!
- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений
Учитель задает вопрос :А что вы делали прошлым летом?
Деятельность обучающихся
- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его
УУД:регулятивное (определение главной проблемы:незнают, как рассказывать о событиях в прошлом)
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
Регулятивные (целеполагание-умение самостоятельно определять цели обучения,ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности )
Коммуникативные (участие в коллективном обсуждении)
4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.
Учитель предлагает ученикам вспомнить ,как они рассказывали о своих действиях и действиях Маши в настоящем времени.Задает вопросы :Что менялось в ваших ответах ?А чтоизменится в предложении в прошедшем времени?
Деятельность обучающихся
Работа в группах.
Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
Ученики отвечают на вопрос учителя –глагол.
УУД:Регулятивные (умение самостоятельно планироватьпути достижения целей,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебной и познавательной задач)
Коммуникативные (участие в коллективномобсуждении,работа в группе)
5 ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы)
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть таблицу ,в которой даны глаголы правильные и неправильные в настоящем и прошедшем времени(с.51 у.3.правило,с.52 у.6)
Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? На какие две группы делятся глаголы? Что происходит с глаголом, когда мы говорим о прошлом ? Как изменяются правильные и неправильные глаголы ?Когда мы используем 1-ую форму глагола? Когда мы используем 2-ую форму глагола? Как читается окончание –ed ?
Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.
Деятельность обучающихся
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.
Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.
Коммуникативные(умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,работать в группе,излагать свое мнение,понимать позицию других)
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания(Закрепление)
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.
- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме
С.52 у.7 прочитать глаголы с окончанием –ed
С.50 у.1прочитать текст и расставить картинки в правильном порядке.(в парах).Взаимопроверка.
Деятельность обучающихся
- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»
- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме
УУД:познавательные (умениеанализировать.сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи,преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения учебных задач,смысловое чтение)
Коммуникативные(Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации)
Регулятивные(принимать решение в учебнойситуации,анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других в процессе взаимопроверки)
Принципиально важно при этом :
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)
Деятельность обучающихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.
УУД:регулятивные(умение наблюдать ианализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других в процессе взаимопроверки,соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной учебной деятельности и делать выводы)
8 ЭТАП Домашнее задание. С.62 у.1,2 для всех (записать глаголы во 2-й форме),с.53 у.10 для сильных (рассказать историю Джима и Джилл от своего имени)
Универсальные учебные действия на основе ФГОС
(прямой шрифт – необходимый уровень для 5–6 кл., курсив – повышенный уровень для 5–6 кл., или необходимый уровень для 7–9 кл.)
Универсальные учебные действия
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать,делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их
в решении задач
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ
РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
ЛИЧНОСТНЫЕ
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
ПРИМЕРЫ
Тема: Земля и Вселенная
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
дадут определение понятиюСолнечная система,
расскажут какие планеты входят в её состав,
определят с помощью схемы в учебнике сколько лет Земле,
оценят как Солнце и Луна влияют на жизнь Земли.
Метапредметные
Познавательные:
Смогут находить в учебнике достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
Регулятивные:
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные:
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Личностные:
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Решаемая учебная проблема:Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?
Основные понятия, изучаемые на уроке: Солнечная система, Солнце, звезда, планета, Луна, прилив, отлив.
смогут сформулировать определение понятиям:времена года, день летнего солнцестояния, день зимнегосолнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия;
смогут выстраивать причинно – следственные связи движения Земли,
определять географические следствия орбитального и осевого вращения Земли, влияние движения планеты, на процессы, происходящие на ней;
решать задачи на определение разницы в часах в разных населенных пунктах;
выполнять творческие задания по теме
Метапредметные
Познавательные:
Смогут находить в учебнике достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
Регулятивные:
Определять цель, проблему в учебной деятельности,
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные:
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
Личностные:
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор
Решаемая учебная проблема: С чем связано наличие времён года на Земле?
Основные понятия, изучаемые на уроке: Времена года, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия.
Тип урока – урок-практикум.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Отработка приема определения географических координат.