Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков аудирования»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
Мастер-класс
«Применение проектной технологии для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка
в 5-6 классах»
Автор мастер-класса:
Филиппова Оксана Геннадьевна,
учитель английского языка
МАОУ «СОШ №40»
Старый Оскол
2020
Мастер-класс по теме«Применение проектной технологии для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-6 классах»
Цель:создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы использования метода проектов в образовательной деятельности.
Задачи мастер-класса:
1) мотивировать слушателей на принятие технологии проектного обучения, определить своеобразие современного урока на основе применения проектного метода обучения, активизировать творческий потенциал учителя;
2) совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
3) рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование:
Презентация мастер-класса; компьютер; музыкальное сопровождение для имитационной игры и моделирования; наглядное пособие о видах проектов (таблицы, схемы); фотографии с проектами учащихся; презентации к проектам учащихся; канцелярские товары, необходимые для работы участникам мастер-класса.
I. Презентация педагогического опыта.
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”
Современная жизнь требует новой работы в системе образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Требуется умение отбирать главное в море информации.
Актуальным на сегодняшний день является вопрос – внедрение новых ФГОС,(слайд) в соответствии с которымиосновной педагогической задачей становится - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
В классах, обучающихся по образовательной программе ФГОС, я работаю с 2013г.Используя проектную деятельность с поддержкой средств информационно-коммуникационных технологий, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. В-четвертых, это положительные результаты в образовательной деятельности.
За четыре года применения данной технологии я уже могу объективно сказать о значительном повышении качества знаний учащихся.(слайд)
Диагностика степени обученности 2013 – 2014 уч. года показала следующие результаты:
Виды речевой деятельности
Степень обученности
Класс
Чтение
Аудирование
Письмо
Говорение
5 «Б»
(2017 – 2018у.г.)
51%
52%
39%
55%
60%
6 «В»
(2017 – 2018у.г.)
50%
54%
37%
55%
59%
6 «Е»
(2017 – 2018у.г.)
54%
59%
54%
62%
69%
Диагностика прошлого учебного года показала следующие результаты:
Виды речевой деятельности
Степень обученности
Класс
Чтение
Аудирование
Письмо
Говорение
6 «Б»
(2018 – 2019 у.г.)
87%
72%
58%
78%
73%
6 «В»
(2018 – 2019у.г.)
100%
68%
72%
85%
81%
6 «Е»
(2018 – 2019у.г.)
100%
72%
65%
91%
82%
Повысилась познавательная мотивация учащихся, вырос интерес к урокам, вырос уровень проведения внеклассных мероприятий(Слайд)(фото мероприятий на слайде), ученики приобрели опыт участия в конкурсах различных уровней(Слайд) (результаты конкурсов отражены на слайдах), успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников- всё это для меня крайне важно.
2. Представление системы уроков
Вы можете сказать, что метод проектов труден в реализации, требует больших затрат. Я тоже так считала раньше. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся? Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите? Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект! Ну что проектная деятельность вам уже хорошо знакома? Но нам надо двигаться дальше, чтобы докопаться до самой сути понятия «проект». И сказочная история о лодке и мудреце поможет нам это сделать.
(Слайд)Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.. Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. «Эврика!», -сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. А нам эта мудрость про старца, учеников и лодку пусть станет иллюстрацией того..... На этом притча обрывается на самом главном месте… А чем заканчивается предложение? Какие мысли возникли после прочтения притчи? Что она иллюстрирует? Почему эта притча уместна при изучении темы «Проектная деятельность»? (ответы аудитории)
- Притча соответствует нашей теме мастер - класса. Надо поставить цель и стараться ее достичь. Характеристика проектной деятельности - совместная командная работа. Лодка - это конечный результат совместной деятельности, т.е. проект.
Проект как метод обучения можно использовать в любой школьной дисциплине и для учащихся любого уровня образования. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
Как на уроках, так и во внеурочной деятельности проекты могут создаваться по следующим направлениям (типам)(Слайд)
- игровой проект (организация мероприятия - игры, конкурсы, состязания, викторины, экскурсии, круглые столы);
- учебный проект (воспроизведение каких-либо этапов исследования той или иной области, сферы и т.п.);
- исследовательский;
- практико-ориентированный проект (решение поставленных задач на практике, проведение исследований);
- творческий проект (проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов);
- информационный проект (результаты опроса общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов);
- социально-значимый проект (помощь социально незащищённым членам общества - концерт для ветеранов, пожилых людей с использованием игрушек, поделок, плакатов (для детей детского сада (дома).
Участвуя в процессе проектирования и проявляя изобретательность и оригинальность, учащиеся поднимают не только уровень своей компетенции в обучении английскому языку, но и развивают личностные качества, характеризующие будущее поколение РФ.
Проектная деятельность является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплочённость коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
3. Система работы по проектной технологии.
Основные этапы метода проектов(Слайд)
1. Целеполагание: выборучащимисянаиболее актуальной и посильной для них задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Примерный план работы по подготовке проекта:(Слайд)
На основе изученных проблем учащиесяставят цель проекта.
Разработка плана достижения цели.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов учебной деятельности.
Презентация проекта.
4. Имитационная игра.(Слайд)
Предлагаю вашему вниманию один из мини-проектов. На ваших столах лежат ватманы, маркеры, картинки. Разделимся на 2 команды. (Деление на команды: по разрезанным открыткам составить картинки, на обороте которых получатся номера команд).
Данное проектное задание я предлагаю ребятам на этапе первичного закрепления лексики по теме «Дом» для формирования навыков аудирования.
Я прочитаю вам текст о квартире . Прослушав текст 2 раза , вы должны будете нарисовать план квартиры и сравнив планы обеих групп, мы увидим кто справился с этим заданием лучше.
I’ll read you the text about the flat. At first, listen to the story two times, after the second listening draw the plan of the flat.
Му family lives оn the seсond floor in а big house. Му address is 5, Osennaya Street, Moscow.
Our flat is big. We have 2 rooms, а hal1, а kitсhen, and a bathroom.
When you come into the flat, you can see а bedroom and а kitchen, they are on the right. Near the kitchen there is а bathroom. Opposite the bedroom there is а living-room. It is the biggest roоm in our flat.
We hаvе all modern conveniences in our flat: running water, central heating. There is a big balcony in our flat. My flat is nice and bright. I like mу flat.
Try to draw the plan of my flat.
OK. And now let’s show each other your plans of the flat.
Thank you for this work.
5. Моделирование
Подобный проект я предлагаю детям на этапе обобщения темы «Мой Дом».
Я вам предлагаю остаться в тех же группах для выполнения вашего проекта.
На ваших партах есть все, что вам будет необходимо для выполнения этой работы.С помощью данных заготовок, вам следует создать на ватманах «Дом вашей мечты».
Для одной команды приготовить картинки, клей и ватман.
Для другой команды - ватман и маркеры.
По одному представителю от группы защищают проекты.
6.Рефлексия. (Слайд)
«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)
Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешайте на дерево листочки - красного цвета,
если нет –зелёного;
желтый - светлое, приятноеощущение.
Заключение.
В нашей жизни возникает немало препятствий и проблем,которые можно решать по-разному: махнуть рукой и отойти в сторону, плакать, что нет готовых решений, рисовать различные планы, но не воплощать их в жизнь. А можно и так, как все мы - и цель определить и план составить и команду единомышленников найти и двигаться вперед, реализуя задуманное единой, сплоченной командой, в одной лодке, к общей цели и от этого и цель становится достижимой, и проблемы решаются, и мечты начинают сбываться!