Система упражнений поэтапного развития навыков аудирования
Система упражнений поэтапного развития навыков аудирования
Мастер класс учителя английского языка по теме "Система упражнений поэтапного развития навыков аудирования." Материал представлен из опыта работы. В основе подбора данной системы упражнений лежат психофизиологические механизмы аудирования, знание которых поможет успешному овладению данным видом речевой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система упражнений поэтапного развития навыков аудирования »
Мастер-класс учителя английского языка по теме
«Поэтапное развитие навыков аудирования»
Для меня как учителя, проработавшего в школе много лет одним из самых трудных видов речевой деятельности, в плане обучения является аудирование. Я думаю, что многие преподаватели согласятся со мной.
Это сложное умение которое невозможно полностью заавтоматизировать, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций.
Более того аудирование тесно связано с другими ВРД: аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные ВРД. Аудирование и говорение представляют собой две стороны единого явления, называемого устной речью.
Всем известно, что аудирование является активным процессом, во время которого происходит напряженная работа всех психических и умственных процессов, происходит восприятие получаемой информации в виде звуковой формы, ее переработка и сличение с эталонами, хранящимися в долговременной памяти учащихся, узнавание и понимание мысли.
Кроме того, аудирование – единственный ВРД, когда от нас (слушателей) почти ничего не зависит, так как языковая форма и содержание заданы извне говорящим, пропускная способность слухового канала ниже, чем, например, зрительного, соответственно, слуховая память развита хуже, чем зрительная, следовательно, при длительном слушании быстро наступает утомляемость и быстрее происходит забывание того, что мы слышим.
Тем не менее, необходимость обучения аудированию как отдельному, самостоятельному ВРД обусловлена следующими факторами:
через слух поступают образцы иноязычной речи, которые, являясь эталонами, закладываются в долговременную память, где и хранятся;
слухо- рече -моторные образы входят во все ВРД и, соответственно, нельзя научить другим ВРД без развития слухового анализатора;
у слушателя (учащегося) развивается слуховой контроль, который входит во все ВРД, т.е. человек, когда говорит/ пишет или читает контролирует себя через слух;
развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность и, в частности, нельзя овладеть иностранным языком.
Для того, чтобы правильно подобрать систему упражнений необходимых для успешного овладения данным видом речевой деятельности я старалась ориентироваться на
Психофизиологические механизмы аудирования:
Аудирование, как и любой другой процесс познания, имеет 2 стороны – чувственную и логическую. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Механизмы аудирования связаны с обеими сторонами данного процесса.
Механизмы восприятия речи – человек, не владеющий чужим языком, по мнению А.Р. Лурия, не только не понимает, но и не слышит его. Совершенствование восприятия идет за счет увеличения «оперативной единицы восприятия» (П.И. Зинченко). Успешность аудирования зависит от величины этой единицы: чем более крупными блоками (звуко- мыслительными комплексами) будет восприниматься речь, тем успешнее пойдет переработка заключенной в ней информации. На начальном этапе обучения, у незрелого слушателя, естественно, восприятие происходит по частям (словами), а потом – целостно, как неразложимая на части единица (фраза), но для достижения такого желаемого уровня восприятия необходима специальная тренировка.
Механизмы внутреннего проговаривания – необходимы для анализа речи, понимания и запоминания. Развернутость внутреннего проговаривания зависит от сложности содержания, уровня владения ИЯ учащимися, а также от условий восприятия текста.
Механизмы памяти – оперативная (мы связываем то, что слышим сейчас, с тем, что только что услышали, т.е. конец фразы связываем с ее началом), чем лучше развита память, тем больше величина единицы восприятия; долговременная (хранилище
эталонов), в отличие от других речевых механизмов долговременная память формируется не специальными упражнениями, а всем предшествующим опытом.
Механизмы осмысления – мы выделяем смысловые вехи для понимания текста, устанавливаем смысловые связи – «главное- второстепенное».
Здесь также считаем необходимым обозначить уровни понимания текста: от отдельных слов – к предложению и целому высказыванию. Можно говорить о понимании содержания (фактической информации) и о понимании смысла, о глубоком и поверхностном понимании, о точности и полноте понимания. Полнота понимания зависит от правильности восприятия.
Механизмы антиципации – функционируют на уровне языковой формы и содержания. Правильность прогноза зависит от языкового и (иногда) жизненного опыта, понимания ситуации и контекста. Это своеобразная «преднастройка» органов речи, что способствует возбуждению в коре головного мозга определенных моделей. Еще до начала восприятия, как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы уже проявляют минимальную активность. Благодаря этому в сознании слушающего возбуждаются определенные модели, что дает возможность предвосхищать, антиципировать то, что предстоит услышать.
Отсюда я взяла для себя на вооружение, что необходимо большое внимание уделять формулированию установки.
Механизмы сличения – узнавания – работают непрерывно, т.к. происходит сличение поступающих сигналов с теми эталонами, которые хранятся у нас в долговременной памяти. Сличение тесно связано с прошлым опытом человека, с его чувствами и эмоциями. Под опытом слушающего понимаются следы от слуховых и речедвигательных ощущений, которые и составляют основу слухового восприятия и понимания речи. Если слуховой след достаточно потенциально активен, то при восприятии того же сообщения он как бы оживает и происходит осмысленное узнавание. Узнавание при сличении происходит на основе инвариантных признаков, а не за счет полного совпадения слышимого с хранимым в памяти. Такие инвариантные признаки абстрагируются на основе вариативности материала, воспринимавшегося в прошлом.
Сегодня мы с вами рассматриваем
Систему упражнений поэтапного развития навыков аудирования
Восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием.
Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи
на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые
расчленяются на две подсистемы: подготовительные (языковые) и речевые,
распадающиеся, в свою очередь, на группы: упражнения для снятия
лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения
психологических сложностей аудирования, включающие типы и виды
упражнений.
Такие упражнения принято называть речевыми, которые делятся на специальные и неспециальные.
Неспециальные упражнения направлены на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму, т.е. аудирование в данном случае выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. К этим упражнениям относятся следующие:
1. Упражнения на обучение восприятию диалогической речи «со стороны» - прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему; прослушайте начало диалога, составьте его окончание; перескажите разговор действующих лиц; послушайте диалог и подберите к нему заголовок и т.д.;
2. Упражнения на восприятие диалоговой речи при участии в диалоге – прослушайте ряд вопросов и дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе; замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями и т.д.;
3. Упражнения на обучение восприятию монологической речи – прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы; воспроизведите прослушанное
Я хочу остановиться на
Специальных речевых упражнениях, которые нацелены только на развитие умения аудирования и не имеют попутных целей (например, закрепление лексики или грамматики). Е.Н.Соловова предлагает некоторые упражнения, которые помогут сформировать или отработать механизмы аудирования ( такие, как речевой слух, память, вероятностное прогнозирование и артикулирование). 1) Упражнения на комплексное развитие всех механизмов аудирования – повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу, б) синхронно на том же языке. Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить - их предварительно надо запомнить, а это – развитие памяти. Если в процессе часть услышанного забылась, это возможно восполнить , исходя из знаний лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, а это и есть вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно артикулирование. Недаром на начальном этапе обучения именно это упражнение используется наиболее широко на уроках, так и при выполнении домашнего задания. При синхронном проговаривании все механизмы отрабатываются особенно эффективно (можно со временем усложнять этот процесс, постепенно убыстряя темп).
2) Упражнения на развитие речевого слуха.
1. Учащимся предлагается прослушать, повторить и занести в таблицу несколько пар слов:
form
+
firm
+
shirt
+
short
+
talk
+
Turk
+
walk
+
work
+
war
+
were
+
2. Ученики слушают слова, затем находят каждое из них в графическом
ключе, состоящем из трех слов:
fit – fed – fat;
lit – let – lat;
bit – bet – bat;
а) Аудирование со зрительной опорой, т.е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным примером подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста;
б) Направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, излечение конкретной информации. Оно может сопровождаться действием, например, учащиеся могут хлопнуть в ладоши, встать, показать карточку или как-то иначе среагировать на определенную информацию. Можно также предложить учащимся после прослушивания текста вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало и конец предложения и т.д.
Я в своей работе часто использую учебник Elizabeth Gray «Skills builders for young learners» который предлагает интересные задания именно для формирования речевого слуха. (Прослушайте текст и выберите правильный вариант картинки) Приложение 1
Найди о ком говорится в тексте и соедини линией с его именем (приложение 2)
Раскрась картинку по описанию (приложение 3)
3) Упражнения на тренировку памяти.
а) согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.
б) прослушать текст (сообщение), затем сравнить его с печатным и найти расхождения; (задания такого типа уже на протяжении нескольких лет практикуются на региональном уровне олимпиады школьников)
в) запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности;
г) прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо признаку или принципу, стараясь не пропустить ни одного слова;
д) прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой – либо одной теме;
е) Odd Word Out.
4) Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования:
а) подобрать как можно больше определений к словам
б) составить возможные словосочетания с существительными (глаголами, наречиями, прилагательными);
в) в рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания и перевести их ( например, по теме «Путешествие" наиболее типичными можно считать: виды транспорта, преимущества, недостатки, багаж) логическое развитие замысла: закончить фразу, текст и т.д.
д) определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.
Ю.Е Ваулина в своем УМК «Английский в фокусе » дает следующие задания:
Listen to the sounds/ Imagine the scene. WHAT CAN YOU SEE? HEAR? SMELL
варианты ответов: I hear the tube, the buses and cars beeping.
I can see the tube coming. There are cars in the street. I can smell fumes. (гарь) (1 p 31)
The next task is:
Read the subheadings in the poster. What is it about? What words are missing from gaps 1-6? Listen and complete. Were your guesses correct?
(3 p. 31)
Непросто вовлечь всех учеников в работу по развитию навыков аудирования, учитывая при этом их индивидуальные особенности. Мы не можем в условиях целого класса предложить учащимся несколько вариантов задания по аудированию. Поэтому большое внимание в этих условиях необходимо уделять дифференциации заданий с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Дифференцированное выполнение заданий вызывает большой интерес у школьников. Оно предполагает посильность и соревнование, вносит разнообразие в работу и позволяет привлечь к выполнению задания всех учащихся. Мне нравится пособие А.В.Шереметьевой English listening course. Курс состоит из 25 тематических разделов с заданиями 3-х уровневой сложности к аудиотекстам. К каждой аудиозаписи дан словарь, в конце книги текст аудиозаписи в печатном виде. Задания можно усложнять, варьировать в зависимости от уровня обученности учащихся. Разнообразные по форме задания требуют минимум письма.
А теперь как обещала, хочу предложить вам маленькую совместную практическую работу. (Приложение 6) Упражнения предназначены также для учащихся среднего звена всех типов школ для подготовки к сдачи экзамена в форме ГИА. Оба задания предназначены для выполнения после прослушивания текста. Чтобы вы, уважаемые коллеги предложили в качестве упражнений на тренировку вероятностного прогнозирования?
(1. определить содержание по заголовку и иллюстрациям
2. составить типичные словосочетания
3. подобрать как можно больше определений к словам)
1F, 2D, 3H, 4A, 5E, 6G, 7C, 8B
The person who opened the passenger door was a woman about her twenty, wearing a raincoat and a bright blue scarf around her head to protect her from the rain. She looked quite friendly, so Julia asked her if she knew of a house where she could phone from and the woman offered to show her.
They walked together, not saying very much, and then they saw a large house with light still on, even though it was well after midnight. The woman rang the bell and then explained the situation to the old man who answered the door.
Я полагаю, что приведенные упражнения помогают формированию необходимых навыков аудирования и готовят к более успешному пониманию текста на слух в старших классах.
При работе над аудированием немаловажную роль играют рекомендации отечественных и западных методистов, которые утверждают, что добиться хорошего результата можно лишь при условии соблюдения некоторых важнейших правил:
1. Keep the recording short - not more then two minutes or so. 2. Play the tape a sufficient number of times. 3. Don’t be led by one strong student. Have they all got it? 4. Play little bits of the tape again and again until it’s clear. 5. Don’t let children lose heart. Try to make sure the task is within their abilities. It should be difficult, but achievable. The sense of achievement in finishing a task should be great: «It was difficult - but we did it!» 6. Don’t worry too much about what student level the recording is suitable for - but do make sure your task is set for the right level.