Особенности формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка в 5 классах.
Особенности формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка в 5 классах.
Особенности формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка в 5 классе. Основные этапы приращения УУД, и этапов речевой деятельности, основополагающие принципы при разработке заданий на формирование метапредметных компетенций.Решение задач формирования метапредметных компетенций в школе происходит не только на уроках, но и в ходе внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка в 5 классах. »
Особенности формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка в 5 классах.
Одним из наиболее важных результатов современной системы образования является формирование метапредметных компетенций обучающихся, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самовоспитанию.
Формировать метапредметные компетенции обучающихся предстоит в урочной и внеурочной деятельности.
При разработке возможных видов заданий по формированию метапредметных компетенций обучающихся 5-7 классов учитывались следующие дидактические принципы:
-развивающая направленность: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных умений, общей культуры, формирование кругозора.
В этом возрасте уже освоены основные качества и свойства предметов: сравнивнение и классификация, расположение по модели или схеме.
В соответствии с концепцией начального образования, главная задача формирование чтения как универсального умения, уже сформирована. Но чтение на английском языке, как вид деятельности, только начинает формироваться в 5 классе. Именно поэтому большинство заданий предполагает такой вид речевой деятельности, как аудирование, что способствует развитию культуры речи ребёнка, эмоциональной мотивации, способностей пересказывать, используя различные выразительные средства. Аудирование и связанные с ним виды изобразительной, коммуникативной и игровой деятельности формируют эстетические и гуманистические представления, расширяют страноведческий и культологический коугозор.
Особенностью формирования социальной компетенции обучающихся, основанной на действии самоопределения, является формирование Я-концепции и самооценки. «Я – концепция» как результат самоопределения формируются из оценок окружающих и в первую очередь оценок взрослого и ровесников. В процессе работы формируется представление о себе и своих возможностях, самопринятие и самоуважение.
Формирование образовательной компетенции возможно на любом предметном материале. Оно связано, в первую очередь, с формированием произвольности поведения, умением преодолевать трудности. Работа над любой задачей способствует развитию регулятивных умений.:
-целенаправленно и планомерно управлять своей деятельностью и поведением
-работать, опираясь на предложенные образцы или правила
-планировать
-контролировать
-корректировать свои действия
-взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия обеспечат успешность обучения в школе. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества происходит более результативно формирование таких действий, как:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
узнавание, называние и определение объектов и явлений окружающей действительности в соответствии с содержанием .
В этой работе важны задачи на: организацию взаимной проверки, умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.
Коммуникативная компетенция является целью и средством при изучении иностранных языков и предполагает: учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Целенаправленное формирование у учащихся представления о коммуникации как взаимодействии обеспечит необходимые предпосылки для умений:
-проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач (инициативное сотрудничество).
-предвидеть разные мнения других людей, аргументировать свою позицию и координировать её, обосновывать и доказывать собственное мнение,
-овладевать умением предвидеть и разрешать конфликты, составлять правила интересного собеседника
-научаться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в коммуникации. (Таблица приращений в развитии УУД №1)
Решение задачи формирования метапредметных компетенций в школе происходит не только на уроках, но и в ходе внеурочной деятельности. Ведь именно на внеурочных занятиях учителю предоставляется уникальная возможность не только поддержать предметный результат, но и в совместной деятельности, в свободном общении с учащимися передать социальный опыт и знания об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Работая совместно с учителем, учащиеся распределяют роли, планируют деятельность, определяют функции каждого члена коллектива, учатся работать по инструкции. Позже дети смогут выполнять все эти операции самостоятельно: размышлять о словах, описывать предметы и явления, называть существенные и несущественные признаки предметов и явлений,налаживать взаимоотношения с товарищами. Такое сотрудничество помогает развитию общения и речи учащихся.
Вся деятельность на данных занятиях близка к игровой с инициативным поведением и активным взаимодействием учителя и учащихся, учащихся между собой. Важно, чтобы структура и содержание внеурочного занятия даже отдаленно не напоминали урок.
Формы и способы деятельности учащихся здесь должны быть принципиально иными нежели на уроках. Однако решающая роль в организации внеурочных занятий принадлежит учителю. Он выступает в роли помощника, организатора, тьютора.
Желательно, чтобы дети добровольно принимали участие в решении поставленных задач. Нельзя принуждать ребёнка к совместной деятельности. Причину, по которой он отказался выполнять то или иное задание вместе со всеми лучше выяснить позже, в индивидуальной беседе.
Критерии и показатели УУД
Критерии
Показатели (1уровень)
Показатели (2уровень)
Показатели (3уровень)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.1Постановка проблемы, целеполагание
принимает проблему, сформулированную учителем, в процессе обсуждения с учителем определяет цель
самостоятельно анализирует ситуацию, в процессе обсуждения с учителем выявляет проблему, совместно формулирует цель работы
самостоятельно формулирует
проблему, анализирует причины
её существования, самостоятельно
определяет цель работы
1.2 Определение учебных задач, последовательности действий
принимает учебные задачи, определенные учителем
совместно с учителем определяет учебные задачи, последовательность действий
самостоятельно определяет
учебные задачи, последовательность
действий по их достижению
1.3Планирование учебной деятельности в соответствии с поставленной целью
принимает и выполняет предложенный план действий по выполнению поставленной задачи, не распределяет время на выполнение учебного задания , требует постоянного внимания со стороны учителя
определяет последовательность действий, планирует время для выполнения поставленной задачи
определяет возможные пути
выполнения поставленной задачи,
необходимые при этом ресурсы и
время, предлагает эффективный
путь решения
1.4 Оценивание учебных действий
высказывает оценочное суждение о результатах деятельности, совместно с учителем устанавливает соответствие результата поставленной цели
по заданному алгоритму определил правильность выполнения учебной задачи, определяет соответствие результата поставленной цели, высказывает оценочное суждение
самостоятельно делает вывод
о правильности решения,
сравнивает вариант решения
с заданным алгоритмом,
высказывает аргументированное
суждение о соответствии результата
поставленной цели
1.5Коррекция учебных действий в процессе решения
под руководством учителя выявляет возможные проблемы, вносит коррективы в учебную деятельность
самостоятельно выявляет затруднения в процессе работы, совместно с учителем вносит коррективы в последовательность действий
самостоятельно определяет
возникающие затруднения
и вносит коррективы с целью их
устранения
1.6 Самоконтроль
совместно с учителем анализирует ошибки, причины их возникновения, определяет действия, необходимые для их устранения
анализирует допущенные ошибки, совместно с учителем определяет причины их возникновения
самостоятельно определяет
причины затруднений,
анализирует допущенные ошибки
и причины их возникновения
1.7 Определение причин успеха/неуспеха решения учебной задачи (рефлексия)
совместно с учителем выявляет причины успеха/неуспеха выполнения учебной задачи
самостоятельно определяет причины успеха/неуспеха выполнения учебной задачи
самостоятельно определяет
причины успеха/неуспеха
выполнения учебной задачи,
конструктивно действует
в ситуации неопределенности
или неуспех
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
2. 1 Использование логических действий для выполнения учебной задачи ( сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии)
применяет логические действия в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения учебной задачи
совместно с учителем определяет
необходимость и целесообразность
использования логических операций
для выполнения учебной задачи
самостоятельно определяет необходимость и целесообразность проведения логических операций в соответствии с учебной задачи
2.2 Установление причинно-следственных связей
под руководством учителя выявляет причины наблюдаемых или изучаемых явлений
совместно с учителем определяет возможные причины наблюдаемых или изучаемых явлений, самостоятельно устанавливает причинно-следственные взаимосвязи
самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, аргументировано объясняет наблюдаемые или изучаемые явления, причины их возникновения
2.3 Выбор основания и критериев для проведения сравнений, типологии, классификации
под руководством учителя проводит классификацию, типологию и сравнение с помощью предложенных критериев или оснований
из предложенного перечня выбирает основание или критерии для проведения сравнений, классификаций, типологии
самостоятельно определяет основание или критерии для сравнений, классификаций, типологии
2.4 Создание и использование знаков, моделей и символов для решения учебной задачи
применяет знаки, символы и модели в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения учебной задачи
самостоятельно использует знаки, символы, предложенные модели выполнения учебной задачи
самостоятельно использует знаки, символы, создает и преобразует модели для выполнения учебной задачи
2.5 Смысловое чтение
выделяет основную идею текста, выстраивает последовательность описанных событий
выделяет основную идею текста, выстраивает последовательность описанных событий, использует информацию из текста для выполнения учебной задачи
выделяет основную идею и контекст, использует и преобразует информацию из предложенного текста
2.6 Формулирование выводов
с помощью учителя формулирует выводы на основе полученной информации
формулирует вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привёл хотя бы один аргумент
предлагает аргументированный вывод на основе критического анализа текста, сопоставления различных точек зрения
2.7 Поиск, сбор и представление информации в соответствии с учебной задачей
задает вопросы, указывающие на отсутствие необходимой информации для выполнения учебной задачи, совместно с учителем определяет необходимые действия для дальнейшего выполнения
определяет недостаточность информации для выполнения учебной задачи, осуществляет ее сбор под руководством учителя
определяет что и в каком объеме необходимо для выполнения поставленной задачи, осуществляет поиск информации в соответствии с учебной задачей
2.8 Представление информации в сжатой или наглядно-символьной форме (в виде таблиц, схем, диаграмм)
с помощью учителя составляет конспекты, тезисы, представляет информацию в наглядно-символьной форме
самостоятельно составляет тезисы,
конспекты,
представляет информацию
в наглядной форме
самостоятельно составляет тезисы, конспекты, представляет информацию в наглядно-символической форме, ее преобразовывает и описывает
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
3.1 Организация учебного сотрудничества при выполнении учебной задачи
выполняет учебные действия в одиночку или взаимодействует с членами группы по указанию учителя
взаимодействует с членами группы,
исходя из личных симпатий, проявляет активность при обсуждении
взаимодействует со всеми членами группы, исходя из требований учебной задачи, отстаивает свою точку зрения, обсуждает предложенные идеи
3.2 Принятие совместных решений
при обсуждении высказывает своё отношение к идеям других
предлагает и обосновывает свои идеи, высказывает суждение по отношению к мнениям других членов группы
высказывает собственные идеи, сопоставляет их с мнениями других участников, участвует в принятии совместных решений
3.3 Координация действий, разрешение конфликтных ситуаций
действия членов группы координирует учитель, обучающиеся не распределяют роли при выполнении учебной задачи
договаривается о выполнении своей части задания, согласовывает свои действия и результаты с другими членами группы или учителем
активно участвует в распределении ролей и функций в совместной работе, принимает общие решения на основе согласования позиций членов коллектива, осуществляет коррекцию действий партнера
3.4 Использование речевых средств, в соответствии с учебной задачей
использует речевые средства для отображения своих мыслей, чувств, с помощью учителя выстраивает монологическую речь и диалог в соответствии с нормами родного языка
владеет речевыми средствами для отображения своих мыслей, чувств, с помощью учителя выстраивает монологическую речь в соответствии с нормами родного языка, участвует в диалоге
осознанно использует речевые средства в соответствии с учебной задачей, владеет устной и письменной речью в соответствии с нормами родного языка
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования(www.standart.edu.ru)
2.Примерные программы основного общегообразования.Иностранный язык. – М.:Просвещение,2010.
4.Копылова В.В. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования. «Иностранные языки в школе» — 2010 — № 5
5.Хуторской А. В. Доклад «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов»
6.Харрис М., Мувер Д., Солокова И. и др. New Opportunities /Russian Edition/ Intermediate// Longman - 2006
7.Яковлева С.В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс //ИЯШ – 2008 № 2
Зыкова А.В. Методика расширения словарного запаса иноязычной лексики на основе индивидуальных стратегий обучения : дис. ... канд. пед. наук / Зыкова Анастасия Валерьевна. – М., 2010. – 231 с. ; Оглавление, введение, список литературы [Электронный ресурс]. – URL:http://www.dissercat.com/content/metodika-rasshireniya-slovarnogo-zapasa-inoyazychnoi-leksiki-na-osnove-individualnykh...