Конспект открытого урока "Взаимопонимание в семье"
Конспект открытого урока "Взаимопонимание в семье"
Урок учит построению конструктивного диалога с помощью приемов "активного слушания" и "я-сообщений", с соблюдением речевого этикета в рамках темы "Семья"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель предлагает учащимся посмотреть сценку (разговор матери и дочери, подготовленную заранее двумя учащимися в рамках учебного диалога по теме), интересуется, знакома ли им такая ситуация и такой исход разговора.
Определение темы урока.
«Взаимопонимание в семье»
Постановка целей урока.
У. организует «мозговой штурм»- что такое эффективное общение?
Учитель сообщает, что урок носит интегрированный характер и учащиеся не только усовершенствуют английский язык, но и получат практические знания по психологии.
Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся в парах (пары формируются и рассаживаются по двум уровням знаний: высокий и средний)
1)прочитать информацию о приемах (приложение 1а, 1б), помогающих выстраивать конструктивное общение: «активного слушания» и «я-сообщений»
2)найти ответ на один из вопросов, представленных в таблице (Учитель отмечает вопрос каждой паре) (приложение 2)
3)заполнить таблицу, слушая другие пары
Учитель проверяет понимание текста вопросами:
Что такое «активное слушание»? Как оно достигается?
Что такое «я-сообщение»? Как оно осуществляется
Учитель предлагает попрактиковаться в этих приемах.
«Активное слушание»
1)Warm-up (response warmers) (приложение 3)
2)Работа в парах (те же):
у1 в течение минуты рассказывает о своих достижениях, у2 демонстрирует навыки активного слушания.
Затем у2 рассказывает о своих мечтах и планах на будущее, у1 демонстрирует навыки активного слушания.
«Я-сообщение»
1)Warm-up (questions and I-answers) (приложение 4)
2)Работа в парах (новые пары, но принцип тот же- по уровням знаний): (приложение 5)
Карточки с проблемной ситуацией. Задание: правильно отреагировать на нее.
Учащиеся приветствуют учителя
Учащиеся просматривают сценку, делают вывод о конфликте сторон и предполагают тему урока «Отношения в семье, как их строить»
Учащиеся предлагают свои идеи и называют цель урока: научиться правильно выстраивать диалог, общение в конфликтных ситуациях.
Ученики читают и отвечают на один из вопросов к своей паре:
Что такое «активное слушание»? Как оно достигается?
Внимательное слушание собеседника с использованием невербального языка (жесты, контакт глаз, язык тела, выражение лица), перефразирования («Если я тебя правильно понял…» и т.д.).
Что такое «я-сообщение»? Как оно осуществляется?
Сообщение, акцентирующее чувства говорящего, не содержащее обвинений в адрес собеседника. Такое сообщение состоит из 4 фрагментов:
Я чувствую----------- (описание своих чувств)
Когда ты------------(описание действия, вызывающего эти чувства)
Потому что----------(объяснение как влияет на Вас это действие)
------и я бы хотел, чтобы -----(Ваши ожидания)
Учащиеся в парах читают текст.
Учащиеся отвечают, слушают друг друга и заполняют таблицы.
Фронтальные невербальные ответы.
Работа в парах
Фронтальные ответы.
Работа в парах
2.Этап применения знаний.
Задачи этапа: применение знаний и умений в новых ситуациях.
Учитель предлагает провести ролевой тренинг по проблемным ситуациям, возникающим между родителями и подростками.
Учитель распределяет учащихся на 3 группы по уровню их знаний и предлагает вспомнить правила работы в группе. В группах по 3 ученика:
подросток, родитель, психолог.
Каждая группа получает по 1 проблемной ситуации. (приложение 6)
Задача: (слайд)договориться и прийти к единому мнению о способах преодоления данной трудности(приложение 7). Каждая группа создает свой диалог в формате активного слушания и Я-сообщения и инсценирует его (родитель-подросток), оценивает работу двух других групп по заявленным критериям (приложение 8)(слайд)
Учитель и учащиеся прослушивают диалоги.
Учащиеся работают в группах
Учащиеся работают в 3 группах.
Читают ситуацию, заполняют таблицу (психолог),
Предлагают идеи, выбирают лучшую, придумывают диалог, разыгрывают ситуацию (родитель, подросток)оценивают работу двух других групп по заявленным критериям (таблица).
3. Подведение итогов на рефлексивной основе
Задачи этапа: анализ успешности достижения цели, проверка понимания учащимися необходимости полученных знаний
Компетенции: учебно-познавательная
Форма: групповая, парная, индивидуальная
Метод: продуктивный
Время: 5 мин.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Учитель предлагает группам обсудить и озвучить (психологи) оценку деятельности друг друга (приложение 8):
Гр1-Гр2-Гр3-Гр1
Рефлексия.
Учитель спрашивает у учащихся, достигнуты ли цели урока, можно ли использовать эти приемы в отношениях вне семьи.
Учитель спрашивает у учащихся как они оценивают свои знания полученные на уроке и вручает им сертификаты.
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание.
В блоге на сайте учителя опишите ваши варианты решения 3-х из 5 проблем
(еще 2- на дополнительную оценку), используя прием «Я-сообщения».
Спасибо за урок!
На память –закладки «Умейте слушать и слышать!»
Взаимооценка.
Да(комментарии)
Да
Самооценка
Приложение 1
1А
Active LISTENING
Active listening is the most important skill in your life. Smart and successful people use this skill more than any other. So what exactly is active listening?
listening attentively to a speaker;
helping the speaker with non-verbal language (facial expressions, gestures, eye contact, body posture);
paraphrasing or restating, in your own words, the feelings and information that the speaker said to you. You can paraphrase the speaker using the following structures: So you feel… It sounds like you…
What I hear you saying is that… If I understand you correctly…
I-MESSAGES
Statements starting with ‘I’ are less provocative than those starting with ‘you’. If you use statements like : « You broke your promise», «You weren’t listening to me», «You’re always late»,you will provoke a defensive or hostile reaction from the person you are talking to. They will feel like they are being blamed and they will start to defend themselves and attack you. This way you set off an argument or, moreover, a conflict.
So what is an I-message? I-messages focus on what you feel about someone’s behaviour and state a problem, without blaming someone for it. This makes it easier for the other person to help solve the problem. I-messages usually contain four elements: I feel _________________ (express your feeling) when you _____________ (describe the action that caused this feeling) because _______________ (explain how the action affects you)
…and I would like you to ________________(tell what you want to happen)
1B
Active LISTENING
Active listening is the most important skill in your life. Smart and successful people use this skill more than any other. So what exactly is active listening?
listening attentively to a speaker;
helping the speaker with non-verbal language (facial expressions, gestures, eye contact, body posture);
paraphrasing or restating, in your own words, the feelings and information that the speaker said to you. You can paraphrase the speaker using the following structures: So you feel… It sounds like you…
What I hear you saying is that… If I understand you correctly…
I-MESSAGES
Statements starting with ‘I’ are less provocative than those starting with ‘you’. If you use statements like : « You broke your promise», «You weren’t listening to me», «You’re always late»,you will provoke a defensive or hostile reaction from the person you are talking to. They will feel like they are being blamed and they will start to defend themselves and attack you. This way you set off an argument or, moreover, a conflict.
So what is an I-message? I-messages focus on what you feel about someone’s behaviour and state a problem, without blaming someone for it. This makes it easier for the other person to help solve the problem. I-messages usually contain four elements: I feel _________________ (express your feeling) when you _____________ (describe the action that caused this feeling) because _______________ (explain how the action affects you)
…and I would like you to ________________(tell what you want to happen)
I-message – «я-сообщение» provocative – провокационный defensive – защитный hostile – враждебный to blame –обвинять behavior - поведение
Приложение 2
Active Listening
What is AL?
Active Listening
How can you provide it?
I-Message
What is I-M?
I-Message
How can you provide it?
Приложение 3
Response Warmers
-Nod to each other
-Smile at each other
-Greet each other by shaking hands (boys)
by waving hands (girls)
-Direct you body posture towards each other
-Provide eye contact
-You like the idea
-You have done it
-Cheer up
-Don’t worry
-You appreciate it
-You don’t understand
Приложение 4
Questions and I- answers
Are you Mike? –I AM Mike.
Do you speak German?
What is the name of our country?
What’s “воспитывать» in English?
Who cooks in your family?
Who earns money?
What’s the nearest holiday?
What colour are your brother’s eyes?
What’s your least favourite household chore?
OR
Tell me about your feelings (I am…)
Your car is stolen.
You have failed the exam.
You have your birthday party.
You don’t like the film.
You see a spider.
You meet a celebrity.
You are the best student at school.
Your favourite team has won.
You enjoy nature.
You are helped.
Приложение 5
Your friend wants to copy your homework. You want to say no, but you are afraid of falling out with him? What can you say to him, using an "I" message?
You agreed with your friend to go to the cinema, but just before the meeting he phoned to tell you that he couldn’t come. What can you say to him, using an "I" message?
You have been friends for a long time. One day your friend stops speaking to you. You don’t khow why. What can you say to him, using an "I" message?
Your elder brother always criticizes you. You want to stop it. What can you say to him, using an "I" message?
Приложение 6
Situation 1
Midnight. A parent enters the room and sees the child sitting at the computer and playing games. He isn’t in a hurry to go to bed. The schoolbag isn’t collected, the bed isn’t made...
Situation 2
A parent, going on the Net-school, finds out that the child's grades have gone down in several subjects in the trimester. However, there is enough time to change the situation for the better…
Situation 3
A parent comes home after work, but there is no child at home. At the same time there are signs that he was at home, but has left. There isn’t any note to explain his absence. The mobile is unavailable. Later in the evening the child comes...
Situation 4
The parent of the child comes into the room and sees that it is completely littered with things: clothes lying on the floor, on the chairs, the desk is a mess, a half-empty plate of food and a few cups on the window sill... A few days ago, you already asked to tidy the room…
Situation 5
The child is going to go for a walk with friends. When he leaves the room, the parents do not like his clothes (for girls: a short mini- skirt, a transparent T-shirt, a lot of make-up, etc .; for boys: a T-shirt with obscene graffiti, spiky hairstyle…)
Приложение 7
What is the problem (shortly)
Parent’s
feelings
Teen’s
feelings
Parent
needs
Teen
needs
Приложение 8
Role playing
Accuracy (3)
Act List/ I-message(3)
Acting skills(3)
Total
Group 1
Group 2
Group 3
3-excellent
2-good
1-satisfactory
Приложение 9
Certificate of Communication Skills
____________________________________________
knows □ very well □ quite well □ little
how to provide mutual understanding in a conflict situation