Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Алымовка»
ул. Зарукина 33, с. Алымовка, 666713
Тел.(39568) 3-71-90
E-mail: alym@38kir.ru
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе.
Чудинова
Евгения
Александровна
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!!!
Я предлагаю вам сегодня почувствовать себя учениками школы, ведь все учителя хоть иногда задумывались вернуться назад. Для этого мы с вами проиграем учебные моменты школьной жизни.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
- Представьте, что вы находитесь на уроке ИЗО. Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.)
Обсудить проблему
- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
(Варианты ответов).
Принятие решения
- Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.
- Каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки.
Цель мастер-класса – показать, что это не единственные составляющие данной педагогической технологии. Иностранный язык является одним из самых трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вследствие чего у детей часто возникает утомление, нервозность. Снижается работоспособность, внимание. Что способствует затруднению усвоения программного материала.
Как сделать процесс обучения эффективным, успешным, доступным, интересным, увлекательным?
Для повышения умственной работоспособности, мотивации к изучению языка, познавательной активности, на уроке применяю частую смену видов учебной деятельности: игровую, соревновательную, познавательную; формирую творческое отношения к выполнению учебных заданий. Использую Приемы здоровьесберегающих технологий:
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
В начальных классах в начале урока мы с детьми поем песенку про наши пальчики, где один пальчик одной руки здоровается с пальчиком на другой руке и узнает как у него дела. Песня называется «Where is Thumbkin?» (показать)
Если на уроке ученикам предлагается объемное письменное задание, то после его выполнения мы с детьми проводим зарядку для рук , точнее для кистей рук «Clap your hands».Во время этой зарядки ученики непроизвольно запоминают такие глаголы английского языка как: хлопать, крутить, тереть, трясти, сгибать, сжимать.
Песня про маленьких индийских мальчиков помогает нам отрабатывать счет от 1 до 10 и обратно.
При изучении английских числительных мне на помощь тоже приходят рифмовки и стихи. Зарядка «From 1 to 8».
Физкультминутка, динамическая пауза - снимают напряжение общей моторики; (показать), «БАНК» физминуток, в зависимости от класса, от темы, от сложности изучаемого материала, психологического настроя обучающегося.
Смена видов деятельности - разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости.
Игра, игровые моменты –
Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. (2,3 игры)
Игра - пантомима:
При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).
Ученик (и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.
- При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
- При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
- Ролевая игра-пантомима ‘’In the shop’’. Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.
Игра « ДОРОЖКА»
На полу между партами до доски разложены вырезанные из бумаги листы в форме следов. Учащийся, шагая по ним, называет слова в зависимости от материала урока. Это могут быть числительные, алфавит, лексика по любой теме. Ученик, который ошибся или сделал долгую заминку, садится. Побеждает тот, кто дойдет быстрее всех до доски.
Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Например тема урока «Животные». В качестве словарной работы проводится эта игра. Первый ученик называет любое слово по теме. Второй повторяет это слово и говорит свое. Третий повторяет два предыдущих и называет своё и т.д. Кто ошибается выбывает из игры.
Игра «А ну-ка хлопни!»
Учитель проводит эту игру на этапе закрепления темы. Например тема «Правильные и неправильные глаголы». Учитель называет глаголы по очереди. Учащиеся должны хлопнуть, когда услышат неправильный глагол.
Игра « ПУТАНИЦА»
Раздаю карточки со строчками. Например:
- I like spring best of all
- Spring is green
- Winter, spring, summer, fall -
- Summer is near
- So nice and clean
- Grass is green
Учащиеся раскладывают их по смыслу и рифме. Затем читают с выражением. Таким образом, ребята непринужденно знакомятся с новым материалом.
Spring is green
Summer is near
Grass is green
So nice and clean
Winter, spring, summer, fall –
I like spring best of all
• Подача материала наиболее доступным рациональным способом
предполагает воздействие на все каналы. Если говорить о здоровье школьников, нельзя обойти стороной такой вопрос как мультисенсорный подход при обучении различным видам речевой деятельности. Как известно, в зависимости от "ведущего” канала восприятия, учеников можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетики.
Самые обделенными в этой ситуации оказываются кинестетики.
При изучении букв, я предлагаю детям на ощупь, держа руки за спиной, угадать букву. (буквы вырезаны из бархатной бумаги)
Для работы с алфавитом можно использовать шерстяные нитки разных цветов. Учащиеся слышат букву, видят ее, повторяют ее про себя и строят букву из ниточек.
Таким образом, задействуются все каналы восприятия учащихся.
Детям – кинестетикам также предлагаю следующее задание: дети делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны лицом к доске, и последний игрок каждой команды пишет рукой на спине впередистоящего букву, следующий игрок таким же образом передает эту буквы вперед и первый стоящий у доски ученик записывает эту букву мелом на доске.
Построение фраз, глаголов, сопровождение действий.
•При изучении определенных звуков, букв использую музыкальное сопровождение;
Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя.
Приведём несколько примеров из УМК М.З. Биболетовой для 2 класса начальной школы.
-Артисты нашего театра любят петь. Разучи вместе с ними песенку про алфавит.
Let’s sing!
ABCDEFG
HIJKLMNOP
QRSTUVW
XYZ
Oh, well, you see,
Now I know the ABC!
Let’s sing!
The more we are together, together, together,
The more we are together, the happier we are.
For my friend is your friend
And your friend is my friend.
The more we are together,
The happier we’re.
Практика использования песенного материала в классе позволяет сделать вывод, что совместное пение может улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, повысить интерес к предмету и сделать процесс обучения английскому языку более увлекательным.
• Групповой метод обучения – при создании проектов «Алфавит», «Рождество», «Семья».
4.Самооценивание и взаимооценка.
На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке: Very well (очень хорошо) ok (нормально) not well! (не очень хорошо)
Практикую взаимопроверку тетрадей с проверяют работы смотря на образец на доске и критерии оценки.
Кроме того для снятия утомления использую такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным предлагаю задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Даю возможность учащимся самостоятельно исправить свои ошибки. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше контролируют свою речь и деятельность.
5. Разноуровневое задание.
Использую разноуровневое задание, с правом выбора задания.
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика.
Важно учитывать тип личности ученика и использовать элементы разноуровнего заданий.
4 класс. Тема: «Моя семья». Четвертый урок по теме.
5 | Рассказать о том, как ваша семья проводит выходные. |
4 | Рассказать о своей семье 7-8 предложений. |
3 | Написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике) |
При выборе домашнего задания ученикам 4 класса предлагаю разноуровневые задания.
Предложен текст из учебника на тему «Неправильные глаголы» и на основе текста предложены задания на выбор:
5 | Составить и рассказать рассказ, используя эти слова |
4 | Составить предложения с этими словами |
3 | Найти в тексте и выписать определенные слова |
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Релаксация.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, групповая (парная) работа, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы релаксации и вашему вниманию предлагаю самую любимую.
Тихим голосом сказать ученикам: расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Всё тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Не отвлекаться на посторонние мысли:
I am ready to rest.
I want to be quiet.
All my muscles are relaxed.
My breast muscles are relaxed.
My body is resting.
Nothing can trouble me. Etc.
Чувство тяжести:
Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках – в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением лёгкости, невесомости:
My left arm is heavy.
My right leg is heavy.
All my muscles are relaxed and resting.
I am quiet. Etc.
Чувство тепла:
Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему:
My right arm is warm.
My body is warm.
Nothing diverts my attention. Etc.
Заключительная часть:
Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.
I open my eyes.
I have a lot of energy. I am active and strong.
I can do any work easily.
My body is light.
Здоровьесберегающие технологии позитивно влияют на эффективность усвоения знаний обучающимися в течение урока.
В идеале:
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:
5–25-я минута – 80%;
25–35-я минута – 60–40%;
35–40-я минута – 10%.
Вам представлена диаграмма с эффективностью усвоения знаний обучающихся в течении урока
| 2012 | идеал | 2011 |
5 -25 минута | 85% | 80% | 65% |
25-35 минута | 60% | 60% | 45% |
35-40 минута | 15% | 10% | 5% |
Это дает положительную динамику успеваемости, что мы видим на диаграмме:
| 2 класс | 3 класс | 4 класс |
2010 | 50% | 75% | 80% |
2011 | 61% | 73% | 69% |
2012 | 62% | 70% | 85% |
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации и интереса к уроку.
УДАЧИ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ