Применение технологии здоровьесбережения на уроках английского языка
Применение технологии здоровьесбережения на уроках английского языка
«Формирование здорового образа жизнина уроках английского языка»
Введение. Актуальность.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. ( Национальная образовательная политика «Наша новая школа», Д.Медведев, Пр. № -271 от.04.02.2010 г.)
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению состояния тревожности и снижению активного внимания.
Одним из важнейших педагогических технологий является здоровьесбережение.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, умения, навыки, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Миссией современной школы является успешный, физически здоровый, ориентирующийся в социуме выпускник. С одной стороны, чтобы стать востребованным в сегодняшнем обществе, нужно освоить огромный объем знаний, умений, навыков. Требования к освоению образовательной программы по английскому языку слишком высокие. Объем изучаемого материала высок. Количество активной лексики настолько большое, что приходится вводить новые слова почти на каждом уроке.
С другой стороны, как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения?
Один из самых худших факторов для здоровья школьников является общая стрессовая система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов, почти 60% учащихся часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности.
Ожидаемый результат: здоровье ребенка за период обучения в ОУ сохранено;
знания, умения, навыки учащихся, необходимые им для сохранения здоровья, сформированы;
сформирована установка на безопасный, здоровый образ жизни;
обучающиеся владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
Из здоровьесберегающих технологий я применяю следующие:
технологию дифференцированного обучения;
игровые технологии;
проектные технологии;
Технология дифференцированного обучения - это форма организации учебного процесса, при которой я работаю с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.
При повторении, обобщении и контроле я применяю работу по группам (рядам, командам, работа в режиме диалога с постоянными или сменными парами), консультации с сильными учениками (подготовка к олимпиадам, конкурсам по языку).
Игровые технологии.
Игра является важным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
В разных классах я применяю разные игры и игровые приемы. В начальных классах начинаю урок с игровой завязки. В гости к детям приходят животные, герои сказок. Часто доверяю детям начать урок. В игровой завязке дети включаются в игру и затем активно работают на протяжении всего урока. Хочу привести некоторые примеры:
В старшем звене обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты по этим темам, сообщения, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.
Проектные технологии.
Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности учащихся. Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность.
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии здоровьесбережения на уроках английского языка »
«Формирование здорового образа жизнина уроках английского языка»
Шайдуллина Лилия Рашитовна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково
м.р.Камышлинский Самарской области_
Самара, 2015г.
Содержание
1.Введение. Актуальность темы.
2
2. Основная часть.
4
3.Заключение.
8
4.Информационные источники.
9
5. Приложение .
Сценарий урока по теме «Food and health»
11
Введение. Актуальность.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж.Руссо
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. ( Национальная образовательная политика «Наша новая школа», Д.Медведев, Пр. № -271 от.04.02.2010 г.)
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению состояния тревожности и снижению активного внимания.
Одним из важнейших педагогических технологий является здоровьесбережение.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, умения, навыки, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Задачи.
Определить цели и задачи уроков по здоровьесберегающей тематике .
Отобрать средства, методы и приемы, формирующие УУД детей в содержательной области здоровьесбережения.
Выделить качества ребенка, формируемые на уроках по здоровьесберегающей тематике, организованных в соответствии с требованиями ФГОС.
Проблемная ситуация: Миссией современной школы является успешный, физически здоровый, ориентирующийся в социуме выпускник. С одной стороны, чтобы стать востребованным в сегодняшнем обществе, нужно освоить огромный объем знаний, умений, навыков. Требования к освоению образовательной программы по английскому языку слишком высокие. Объем изучаемого материала высок. Количество активной лексики настолько большое, что приходится вводить новые слова почти на каждом уроке.
С другой стороны, как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения? Один из самых худших факторов для здоровья школьников является общая стрессовая система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов, почти 60% учащихся часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности.
Ожидаемый результат: здоровье ребенка за период обучения в ОУ сохранено;
знания, умения, навыки учащихся, необходимые им для сохранения здоровья, сформированы;
сформирована установка на безопасный, здоровый образ жизни;
обучающиеся владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
Основная часть
Из здоровьесберегающих технологий я применяю следующие:
технологию дифференцированного обучения;
игровые технологии;
проектные технологии;
Технология дифференцированного обучения - это форма организации учебного процесса, при которой я работаю с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.
Индивидуально-дифференцированная технология дает возможность работать с трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным. Распределение на уроке учебного материала, использование карточек с индивидуальными заданиями при работе с текстом, различными разговорными ситуациями при обучении диалогической и монологической речи, выполнение разно-уровневых грамматических упражнений, дает возможность сильным ученикам углубить и расширить знания по языку, повышает уровень их мотивации. У слабоуспевающих учеников снимается чувство дискомфорта на уроке, страха перед плохой оценкой.
При повторении, обобщении и контроле я применяю работу по группам (рядам, командам, работа в режиме диалога с постоянными или сменными парами), консультации с сильными учениками (подготовка к олимпиадам, конкурсам по языку).
Игровые технологии.
Игра является важным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
В разных классах я применяю разные игры и игровые приемы. В начальных классах начинаю урок с игровой завязки. В гости к детям приходят животные, герои сказок. Часто доверяю детям начать урок. В игровой завязке дети включаются в игру и затем активно работают на протяжении всего урока. Хочу привести некоторые примеры:
Игра- пантомима:
- При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).
- Ученик у доски выполняет это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.
- При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
Игра «Незнайка» при изучении тем «Цвета», «Числа», «Знакомство» и др.
«В кабинете у врача», «В цирке» и др.
Игровые приемы:
При обучении произношению целесообразно использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;
При обучении лексическим и грамматическим навыкам: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; ролевые игры, инсценирование диалогов, драматизация сказок.
Учитывая особенности младшего школьного возраста, стараюсь менять виды работ, так как ребенок не может долго слушать и слышать учителя. Но зато потребность двигаться, действовать, общаться, велика и существует у ребенка постоянно. Значит, на уроке обязательно как минутка отдыха или как прием перехода от одного вида деятельности к другому присутствуют подвижные игры.
Игра «Невнимательный художник». Например, работая над темой «Времена года», рисую картинку, в которой все наоборот: небо красное, деревья розовые, снеговик может быть черным. Показывая рисунок, прошу детей исправить все, что неправильно нарисовано. Этот прием сначала вызывает смех, а потом «бурю» эмоций, желание говорить, исправлять «художника».
Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку считаю ролевые игры. Они являются неотъемлемой частью урока. Ролевые игры в группе детей дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. На начальном этапе обучения ролевая игра формирует у ребенка воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие (он знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них). В процессе работы используются драматизации песенок, стихов, считалок. В системе стараюсь проводить на уроках физкультминутки, паузы - релаксации. Или предлагаю ребятам выполнять команды. Новое рождается иногда на уроке, часто дети подают идею, подсказывают темы игр. Они ждут с нетерпением слов «Давайте играть» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке, служат показателем их заинтересованности, увлеченности. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностью игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В средних и старших классах ребятам нравятся игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Международная конференция», различные викторины. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов. Детям такие уроки очень нравятся.
В старшем звене обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты по этим темам, сообщения, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.
Проектные технологии.
Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности учащихся. Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность.
Заключение
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.
Возложение на школу и педагогов такой, казалось бы, несвойственной для них задачи – заботы о здоровье детей – определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это относится и к детскому здоровью. Именно в школе, «под присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, поэтому неоказание им помощи в сохранении здоровья было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, современная медицина занимается не столько здоровьем, сколько болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. А перед школой стоит иная задача – сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Информационные ресурсы.
1. Материально-технические
- компьютер;
- принтер для распечатки раздаточного материала;
- компьютерное оборудование для показа слайдов и видеороликов;
- иллюстрированный альбом «Продукты питания»;
- костюмы для ролевых игр.
2. Нормативно-правовые
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373»
4. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф 12.05.2011 №03-296).
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
5. Информационные
1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Самара, 2004г.
3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М., ВАКО, 2004г.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008г.
6.Организационные
- разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности;
- разработать содержание тематических бесед, проблемных дискуссий игр с детьми;
- разработать форму таблиц по планированию проектной деятельности;
- оформить иллюстрированный альбом «Продукты питания»