Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство повышения эффективности образования»
Внеурочная деятельность как средства повышение эффективности образования
Муллабаева Р.А.-учитель высшей квалификационной категории лицея177 г Казань.
Введение.
Внеурочная деятельность по английскому языку имеет достаточно большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта деятельность способствует расширению культурологического кругозора школьников, эстетического вкуса , углубляет и расширяет знания английского языка, развивает их творческую активность и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры англоязычных стран.
При подготовки и проведении внеурочного мероприятия учитель должен тонко и умело наблюдать и изучать интересы учащихся, учитывать их возрастные и психологические особенности.
Темы внеурочных мероприятии для того или иного уровня обучения определяются, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Учителю надо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной работе, а также минимально загружать их заучиванием нового эстетического вкуса материала, который содержит незнакомые грамматические явления и лексические единицы .
С развитием международных отношений общество встало на более высокую ступень общественного развития. В любой сфере человеческой деятельности язык играет немаловажную роль. С движущимся прогрессом люди становятся грамотнее, они больше не задумываются о значении английского языка. Они понимают, если не сейчас, то через год или два он будет им необходим как собственный. Даже сегодня многие знают, помимо своего родного языка, два, а то и больше иностранных языков. Это говорит о том, что люди стремятся изучать иностранные языки. А это значит, что иностранные языки востребованы обществом. Главная задача учителя – это заинтересовать школьников изучением данного предмета.
А можно ли у школьников вызвать к занятиям настолько больший интерес, что они, встречая учителя, многократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет занятие?». И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник. Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и подлинный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Волнение, заинтересованность учащихся, радость на их лицах можно наблюдать на уроках некоторых учителей в процессе обучения английского языка. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеурочной работы по английскому языку. Внеурочные занятия не являются обязательными и в тоже время в них могут заниматься все желающие. Основные задачи, которые ставит учитель при внеурочной работе, следующие:
выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию; 2. вырабатывать интерес к анлийскому языку ; 3. углублять и расширять знания и практические навыки учащихся 4. вовлекать детей в занимательные занятия, 5. воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм и укреплять дисциплину.
Обучение английскому языку является более эффективным, если во внеурочном мероприятии задействованы не только знания и навыки учащихся, но средства обучения, находящиеся в кабинете английского языка и используемые на уроках.
Кабинет является необходимым условием организации современного учебно-воспитательного процесса при обучении английского языка. Ведь от правильно оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо оснащенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по английскому языку, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности.
Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем создана иноязычная обстановка. При обучении это означает одновременно и умение коммуникативной направленности внеклассной работы, и более широкое применение технических средств обучения (ТСО), лингафонного оборудования и наглядных пособий. Однако учителя по разному представляют кабинет, по разному организуют учебный процесс и внеурочные занятия, добиваясь в итоге разного уровня выполнения программы.
ФОРМЫ ВНЕурочной РАБОТЫ ПО английскому ЯЗЫКУ
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеурочной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
К примеру:
участие в конкурсе стихотворений американских и английских поэтов Р.Киплинга, Р.Л.Стивенсена, С.Д.Хэйлы, Д.Байрена.
конкурс экскурсоводов «История одного дома или одной улицы». Ученицы представили презентацию и рассказ о Музей кафедры нормальной анатомии Казанского государственного медицинского университета. Искали медицинские термины в словаре, узнавали много исторических сведений, подключили даже студента-медика иностранца, который знал медицинские термины на английском языке.
участие в дистанционных и очных олимпиадах «Урфоду», «Британский Бульдог», «Мир конкурсов», «Лингвистический форум BridgingLanguagesCultures», «Осенний марафон».
Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов - литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеурочной работы по английскому языку:
1) соревновательные, 2) средства массовой информации, 3) культурно-массовые, 4) политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы внеклассной работы". К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по английскому языку, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеурочной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. В качестве примера «объединяющей формы внеклассной работы» могу упомянуть театральную студию «Merry Go Round». Группа принимала участие в течение трех лет в «Городском фестивале знатоков иностранных языков» (который был организован в преддверие универсиады). В театральной группе 20 участников – артистов и 5 оформителей, ответственных за музыку. В районе студия всегда занимает призовые места. Были поставлены такие спектакли: «Белоснежка и семь гномов», «Том Сойер», «Питер Пен», «Снежная Королева». Каждая сказка продолжалась 20-25 минут. Дети шили сами костюмы. Для этого перелистали много книг, где имеются иллюстрации того времени, копировали манеры поведения, общения.
Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов.
Целесообразно выделить такую форму внеурочной работы как Неделя английского языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя английского языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеурочной деятельности по английскому языку в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя английского языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Неделя английского языка проводится каждый год, участвует вся школа. Как учитель я даю открытые уроки – английская народная сказка «Ленивый Джек», «Ты пессимист или оптимист», внеклассные мероприятия – «Лучший друг природы -это я», «Мой любимый город», «Спорт помогает мне в учебе», провожу конференции «Англицизмы в русском языке». Одна из учениц с этой работой участвовала в Международной Научной Конференции.
Заключение.
Внеурочная деятельность является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Организовывая и проводя внеклассное занятие, необходимо постоянно помнить об индивидуальных особенностях психики ребенка, его темпераменте, а также возрастных особенностях. Формы внеурочной деятельности могут быть самыми разными: конкурсы, олимпиады, вечера, праздники. Для младших школьников лучше всего проводить праздники с несложными инсценировками сказок, играми в стиле КВН, что и было предложено в практической части этой работы. Проведение внеурочных занятия повышает интерес к изучению английского языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса. Игра в пьесе, исполнение песен, декламирование стихов, участие в конкурсах и играх, все это доставляет детям большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает участие и ту мотивацию, без которой не возможно изучения английского языка.