Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная работа по иностранному языку»
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
В настоящее время межкультурная коммуникация признается приоритетным направлением и существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов.
В системе образования появилась необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения, на поиск инновационных путей организации учебно-воспитательной работы, обеспечивающей студентов не только общеобразовательными профессиональными знаниями и умениями, но и опытом межкультурной коммуникации, который необходим специалистам любого профиля для эффективного решения профессиональных и социальных проблем.
Иностранный язык как учебный предмет должен содействовать расширению кругозора обучающегося, обогащению их сведениями по географии, истории, литературе, знакомить с бытом стран изучаемого языка и достижениями научно-технического прогресса. Все это можно осуществить при условии использования межкультурного общения а рамках внеаудиторной работы.
Поэтому, в процессе изучения иностранного языка, важным является формирование у студентов интереса к межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация как средство обучения требует согласованности работы преподавателя иностранного языка и работы преподавателей разных дисциплин. Для этого необходимо изучать программы и содержание смежных предметов: находить в них материалы, имеющие тематическую связь, привлекать дополнительную информацию.
Весьма эффективным в развитии интереса к межкультурной коммуникации у студентов являются разнообразные формы внеаудиторной деятельности.
Внеаудиторная работа по иностранному языку довольно обширна и включает несколько аспектов: чтение, творческие задания, поисковая работа, исследования, связанные с оптимизацией межкультурного диалога, подготовка презентаций, видеофильмов, стендов, материалов для повышения эффективности учебных занятий по иностранному языку, в частности, обеспечивающих качественное развитие знаний и навыков ведения межкультурного диалога; познавательные задания, направленные на расширение и углубление знаний по иностранному языку, знакомство с культурой, проведение праздников, тематических вечеров.
Важным направлением внеаудиторной работы по иностранному языку является проведение тематических юбилейных вечеров, посвященных национальному празднику той или иной страны.
Большую роль в осуществлении межкультурного общения играет включение в процесс преподавания иностранного языка страноведческих материалов, которые способствуют расширению и углублению знаний учащихся о политической и экономической системах страны изучаемого языка, особенностях культуры, образа жизни и мировосприятия нации, представителя которой могут стать в будущем деловыми партнерами. Знакомство с материалами других стран увеличивают возможность ознакомления с реалиями этих стран.
Поисковая деятельность учащихся показывает, что иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного общения, поиска необходимой информации.
Занятия студентов в кружках иностранного языка открывают возможности исследовательской работы, самообразования, содействует развитию организаторских и творческих способностей, инициативы и активности.
Методическим содержанием внеаудиторной работы по иностранному языку является коммуникативная направленность, процесс естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений студентов в реальные условия.
Межкультурная коммуникация означает подобие процесса обучения и процесса общения по основным признакам, которые представляют собой целенаправленный и мотивированный характер речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между собеседниками, образующими ситуацию общения.
Таким образом, задача формирования способностей к межкультурной коммуникации осуществляется в процессе речевого взаимодействия: чтения, аудирования, говорения, письма, как в процессе аудиторных занятий, так и внеаудиторной работы с учащимися.
Межкультурная коммуникация ведет к позитивным личностным изменениям обучающегося. Именно она влияет на мировоззрение, систему достижения ценностей, самоидентификацию, умение мыслить, дифференцирует его от других студентов, является критерием интеллектуальной личности, определяет автономность в организации своей будущей деятельности, расширяет круг профессиональных возможностей.
Список литературы
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 336с.
Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б., Формирование у студентов потребности в межкультурном взаимодействии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Педагогика и психология». – 2012, №1-с.32-35
Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам [Текст] /В.В. Сафонова – М.: Высшая школа, Амскорт интернейшнл, 1991 – 325 с.