Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для обучающихся специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по МДК.05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах»
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
МДК 05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах
(английский язык)
Энгельс 2019 г.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий»
Разработчик:
преподаватель первой квалификационной категории Нугаева Л.Р.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
2. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
8
3. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
12
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
13
4.1 Методические рекомендации по выполнению реферата
13
4.2. Методические рекомендации по подготовке сообщения
15
4.3. Методические рекомендации по формулированию цели урока (алгоритм)
15
4.4. Методические рекомендации по формулированию планируемых результатов
16
4.5. Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка
17
4.6. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению фонетике английского языка
18
4.7. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению лексике английского языка
19
4.8. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению грамматике английского языка
21
4.9. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению чтению английского языка
22
4.10. Методические рекомендации по анализу урока (фрагмента урока)
23
4.11. Методические рекомендации по анализу внеклассного мероприятия по английскому языку
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы (далее методические указания)по МДК 05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах, являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Методические указания разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.05 Преподавание иностранного языка в начальных классах.
Методические указания по МДК 05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах созданы в помощь студенту очной формы обучения для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, подготовки к занятиям, правильного составления проектов документов и выполнения других видов работ.
Методические указания включают виды, содержание заданий, методические указания по их выполнению, контроль выполнения, и методические рекомендации для студентов по выполнению отдельных видов внеаудиторной самостоятельной работы.
Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, необходимо внимательно прочитать указания к ней, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме внеаудиторной самостоятельной работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Данное пособие позволит обучающимся самостоятельно выполнить работу дома, используя нормативную и справочную литературу, будет способствовать более глубокому изучению теоретического материала, развитию критического мышления.
Внеаудиторная самостоятельная работа способствует эффективному освоению следующих результатов обучения:
У1 умение фонетически, грамматически, лексически, стилистически правильно излагать свои мысли на английском языке в письменной и устной формах;
У2 умение бегло и правильно читать иностранный текст вслух;
У3 умение воспринимать на слух разговорную речь, вести беседы на пройденные темы;
У4 умение находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам английского языка;
У5 умение определять цели и задачи урока английского языка, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
У6 умение использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке английского языка, строить его с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У7 умение планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении английскому языку;
У8 умение использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У9 умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
У10 умение проводить педагогический контроль на уроках по английскому языку, осуществлять отбор контрольно- измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
У11 умение интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
У12 умение оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по английскому языку, выставлять отметки;
У13 умение осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
У14 умение анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по английскому языку, корректировать и совершенствовать их;
У15 умение писать полупечатным шрифтом, соблюдать нормы и правила английского языка в устной и письменной речи;
У16 умение выразительно читать литературные тексты на английском языке;
У17 умение анализировать уроки английского языка для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
У18 умение осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков английского языка;
У19 умение планировать внеурочные мероприятия по английскому языку, организовывать их подготовку и проведение.
З1 знание английского языка в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности по иностранному языку в начальных классах: фонетическую и грамматическую систему, словарный состав, стилистические особенности английского языка;
З2 знание исторических особенностей развития страны изучаемого языка, географические данные, политическую систему и государственное устройство, основные виды искусства, социокультурные особенности народов – носителей языка;
З3 знание детской литературы страны изучаемого языка
З4 знание требований образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ начального общего образования по английскому языку;
З5 знание программ и учебно-методических комплектов для начальной школы по английскому языку;
З6 знание воспитательных возможностей урока английского языка в начальной школе;
З7 знание методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка;
З8 знание основ построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении английскому языку;
З9 знание основных видов ТСО и их применение в образовательном процессе;
З10 знание теоретических основ и методики планирования внеурочной деятельности, форм проведения внеурочных мероприятий по английскому языку.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающегося формируются общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ПК 5.1. Формировать иноязычную коммуникативную компетенцию в устном и письменном общении с учётом социокультурных особенностей страны изучаемого языка
ПК 5.2.Организовывать педагогическую деятельность по английскому языку в начальных классах.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса.
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Согласно учебному плану ГАПОУ СО «ЭКПТ» по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по МДК 05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах отведено 54 часа на внеаудиторную работу студентов.
Согласно рабочей программе по ПМ.05 Преподавание иностранного языка в начальных классах распределение нагрузки внеаудиторной самостоятельной работы и формируемые результаты обучения по разделам (темам) следующее.
Таблица 1- Формируемые результаты обучения по разделам (темам)
Наименование разделов и тем
Самостоя
тельная
работа
студента
(час)
Код формируемого результата обучения
1
2
3
Тема 4.1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам сегодня
2. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
Наименование разделов и тем учебной дисциплины
Вид внеаудиторной самостоятельной работы
Задание и методические указания по выполнению
Кол-во часов
МДК.05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах (английский)
1
Тема 4.1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам сегодня
Для овладения знаниями:
Подготовка сообщений: «Цели обучения иностранным языкам на современном этапе», «Компетенция как результат обучения», «Содержание обучения иностранным языкам», «Принципы обучения иностранным языкам», «Средства обучения иностранным языкам».
Для формирования умений:
Подготовка фрагмента урока с применением основных понятий и категорий методики обучения иностранным языкам сегодня
Анализ программ по английскому языку в начальных классах
Подготовить сообщение, используя не менее 3-х источников интернет ресурсов.
Подготовить фрагмент урока с учетом соответствующих требований и по соответствующему шаблону.
Проанализировать программы по английскому языку в начальных классах по соответствующей схеме.
9
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе. Определение цели обучения в отечественной и зарубежной методике. Разграничение понятий цель обучения и задачи обучения. Аспекты цели обучения иностранному языку: учебный практический аспект, воспитательный аспект обучения, образовательный аспект, развивающий аспект.
2. Компетенция как результат обучения. Понятие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция и ее составляющие: лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социокультурная компетенция, дискурсивная компетенция, социальная компетенция. Формирование коммуникативной компетенции и её составляющих.
3. Содержание обучения иностранным языкам. Лингвистический компонент и его составляющие. Отбор необходимого материала. Критерии отбора материала. Психологический компонент, методологический компонент содержания обучения иностранным языкам.
4. Принципы обучения иностранным языкам. Общедидактические принципы обучения иностранным языкам. Специфические принципы, используемые в методике обучения иностранным языкам: принцип интеграции и дифференциации. Принцип учета родного языка. Принцип коммуникативной направленности обучения.
5. Средства обучения иностранным языкам. Основные и вспомогательные средства бучения, технические и нетехнические средства обучения.
2
Тема 4.2. Урок иностранного языка сегодня
Для овладения знаниями:
Подготовка сообщения:
«Сущность методического содержания урока иностранного языка», «Основные черты современного урока иностранного языка», «Современные учебно-методические комплексы по английскому языку для школ».
Для формирования умений:
Подготовка фрагмента урока с применением современных учебно-методических комплексов по английскому языку для школ.
Анализ элементов плана-конспекта урока.
Подготовить сообщение, используя не менее 3-х источников интернет ресурсов.
Подготовить фрагмент урока с учетом соответствующих требований и по соответствующему шаблону.
Проанализировать элементы урока по соответствующей схеме.
8
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Сущность методического содержания урока иностранного языка. Методическое содержание урока иностранного языка. Индивидуализация, речевая направленность, ситуативность, функциональность и новизна на уроке ИЯ. Способы их обеспечения.
2. Основные черты современного урока иностранного языка. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Структура урока иностранного языка и его организация.
Планирование урока иностранного языка. Особенности использования различных режимов работы (фронтального, парного, группового, индивидуального). Составление плана урока. Схема анализа урока.
3. Современные учебно-методические комплексы по английскому языку для школ. Отечественные УМК для начального этапа обучения английскому языку; определение критериев их анализа. Соответствие УМК интересам и возрастным особенностям учащихся (отбор тематики и проблематики, ситуаций общения; уровень языковой сложности; объем материала); компоненты УМК и их взаимосвязь; образовательный и воспитательный потенциал; адекватность и приемлемость содержания культурного наполнения; простота использования для учителя и ученика; обеспечение контроля и оценки уровня владения английским языком.
Подготовка фрагментов урока с применением ролевой игры, фонетической зарядки.
Подготовить сообщение, используя не менее 3-х источников интернет ресурсов.
Подготовить фрагмент урока с учетом соответствующих требований и по соответствующему шаблону.
11
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, особенности работы по формированию данных навыков, обусловленные характером аудитории, учебного курса. Слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Типология ошибок. Сущность акустического, артикуляторного и дифференцированного подходов к обучению фонетике. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка.
2. Лексический аспект обучения иностранному языку. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Коннотативные особенности слов, фоновая и безэквивалентная лексика. Способы ознакомления с лексическими единицами и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленная на установление различных связей слова. Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику. Контроль уровня сформированности лексических навыков.
3. Грамматический аспект обучения иностранному языку. Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Сущность имплицитного, эксплицитного, дифференцированного подходов к формированию грамматических навыков. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков при обучении ИЯ.
Подготовка фрагментов уроков с применением видов речевой деятельности.
Анализ фрагментов урока с применением различных приёмов обучения чтению, диалогической речи, монологической речи.
Подготовить сообщение, используя не менее 3-х источников интернет ресурсов.
Подготовить фрагмент урока с учетом соответствующих требований и по соответствующему шаблону.
Проанализировать фрагменты урока по соответствующей схеме.
16
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Обучение аудированию. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и средство обучения. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Типология трудностей, встречающихся при обучении аудированию. Система упражнений на формирование различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности данных речевых умений.
2. Обучение чтению. Чтение как цель и средство обучения иностранному языку. Этапы обучения чтению. Обучение технике чтения. Виды чтения и система упражнений по их формированию. Текст и система работы с ним. Способы и формы контроля сформированности навыков и умений чтения.
3. Обучение говорению. Формы речи и формы общения. Условия порождения речи. Реальные, условные и проблемные ситуации, способы их создания на уроке. Монолог и диалог, их разновидности и характеристики. Способы обучения говорению. Роль речевой установки и опор при обучении говорению. Контроль сформированности умений устноречевого общения.
4.Обучение письму. Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и средство обучения ИЯ. Цели, содержание, этапы формирования навыков письменного общения. Обучение графике, орфографии и собственно письменной речи в курсе обучения ИЯ в начальной школе. Место обучения письму на уроке ИЯ. Виды письменного контроля, используемые в обучения ИЯ.
5
Тема 4.5. Современные методы и технологии обучения иностранным языкам
Для овладения знаниями
Подготовка сообщений по теме «Современные методы и технологии обучения иностранным языкам».
Для формирования умений:
Подготовка фрагментов уроков с применением метода обучения в сотрудничестве, метода проектов, тандем метода, языкового портфеля.
Подготовить сообщение, используя не менее 3-х источников интернет ресурсов.
Подготовить фрагмент урока с учетом соответствующих требований и по соответствующему шаблону.
5
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Важнейшие характеристики технологий обучения.
2. Обучение в сотрудничестве.
3. Проектная технология.
4. Тандем-метод.
5. Языковой портфель как средство обучения.
6
Тема 4.6. Внеурочная деятельность по иностранному языку
Для овладения знаниями
Подготовка сообщений по теме «Внеклассная работа по иностранному языку», «Формы внеклассной работы».
Для формирования умений:
Подготовка внеклассного мероприятия.
Анализ внеклассного мероприятия.
Подготовить сообщение, используя не менее 3-х источников интернет ресурсов.
Подготовить внеклассное мероприятие с учетом соответствующих требований и по соответствующему шаблону.
Проанализировать внеклассное мероприятие по соответствующей схеме.
5
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Внеклассная работа по иностранному языку.
2. Значение внеклассной работы и основные положения, определяющие ее проведение.
3. Формы внеклассной работы.
ИТОГО
54
3. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контроль выполнения ВСР осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине. Контроль проходит в письменной, устной или форме, с представлением продукта творческой деятельности студента.
Контроль выполнения ВСР может осуществляться во время занятий, зачетных уроков – в виде тестирования, самоотчетов, защиты творческих работ, а также индивидуальной проверки письменных работ.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач;
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
Рефераты, сообщения, письменные работы, доклады, презентации, глоссарий студента должны быть оформлены в соответствии с едиными требованиями к выполнению текстовых документов.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
4.1. Методические рекомендации по выполнению реферата
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы.
Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 10 страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
Работа над рефератом:
1. Студенты выбирают интересующую их тему из числа предложенных (или предлагают свою) и затем под руководством преподавателя начинают работу над выбранной темой.
2. Руководство преподавателя осуществляется в виде индивидуальных консультаций, как непосредственно по теме реферата, так и по методическим вопросам (работа со справочной литературой, оформление рефератов и т.д.).
3. Рефераты могут быть написаны на иностранном языке (с переводом на русский) или на русском, должны быть красочно оформлены и проиллюстрированы.
4. Рекомендуется использовать ресурсы Интернет.
При написании реферата следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения.
Структура реферата:
– титульный лист (образец см. ниже);
– оглавление – это план доклада, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится;
– введение – раздел, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы;
– основная часть – это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст доклада может дополняться иллюстрациями, таблицами, но ими не следует «перегружать» текст;
– заключение – данный раздел должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключение можно обозначить проблемы, которые «высветились» в ходе работы, но не были раскрыты;
– список литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников, из них хотя бы один – на иностранном языке. Работа, выполненная с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, является явным плагиатом и не принимается. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов.
При выполнении реферата необходимо соблюдать следующие требования:
– на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;
– размер шрифта-14; Times New Roman; цвет – черный;
– междустрочный интервал – полуторный;
– поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого – 1 см, верхнего – 2см, нижнего –2см;
– отформатировано по ширине листа;
– нумерация страниц текста – внизу страницы по центру.
по МДК.05.04 Методика преподавания иностранного языка в начальных классах (английский язык)
«Обучение аудированию»
Работу выполнил(а)
студент(ка) группы ___
Иванов И.И.
Работу проверил
преподаватель
Нугаева Л.Р.
Энгельс
2019
Критерии оценки: соответствие теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, владение терминологией и культурой речи, оформление реферата.
4.2. Методические рекомендации по подготовке сообщения
Сформулируйте тему сообщения.
Составьте краткий или развернутый план сообщения.
B соответствие c планом проанализируйте необходимую литературу: тексты, статьи. Подберите цитаты, иллюстративный материал.
Выпишите необходимые термины, ключевые слова, речевые обороты.
Текст сообщения должен состоять из простых предложений и быть кратким.
Начните сообщение c фраз: я хочу рассказать o .., речь идет o ... .
Обозначьте во вступлении основные положения, тезисы своего сообщения. Обоснуйте, докажите фактами, проиллюстрируйте эти тезисы.
Выделив в своем выступлении смысловые отрезки, установите между ними смысловые связи.
Постарайтесь излагать свое сообщение эмоционально, не читая, a изредка заглядывая в план и зачитывая цитаты.
4.3. Методические рекомендации по формулированию цели урока (алгоритм)
1
. Ознакомиться с тематическим планом в Книге дляучителя.
2. Определить тип урока и его место в системе Модуля/Цикла?
Ответить себе на вопрос: Направлен ли урок на
А) формирование фонетических/ лексических/ грамматических навыков
ИЛИ
Б) овладение рецептивными видами общения (аудированием/чтением)
ИЛИ продуктивными видами общения (говорением/письмом)?
ИЛИ
В) это комбинированный урок, где овладение аспектами языка сочетается с использованием в иноязычном общении?
Другой выбор – урок систематизации и обобщения изученного материала ИЛИ
у
рок контроля и рефлексии?
3. Определить, что будет самым главным результатомурока?
– овладение лексическим или грамматическим материалом и апробация его в условно-коммуникативных ситуациях
ИЛИ
– развитие умений речевой деятельности (каких? – аудитивных, диалогической/монологической речи, чтения, письма?)
ИЛИ
– использование знаний, умений и навыков в ситуациях межкультурного общения?
То, что будет главным результатом урока, то и можно сформулировать как: Практическую цель
4. Определить общеобразовательнуюцель
Какие страноведческие и лингвострановедческие знания получат учащиеся на уроке? Как расширится их кругозор?
5. Определить развивающуюцель
Какие механизмы речевой деятельности будут развиваться в большей степени? (языковой/контекстуальной догадки, вероятностного прогнозирования, оперативной памяти, развитие внимания?)
6. Определить воспитательнуюцель
Какие качества личности будут формироваться? Усидчивость, любознательность, волевая саморегуляция, уважение к иной культуре, эмпатия/сопереживание, толерантность, патриотизм, гордость за достижения российской культуры и т.д.
4.4. Методические рекомендации по формулированию планируемых результатов
Предметные результаты:
– дифференцировать долгие и краткие гласные звуки/русские и английские звуки;
– читать вслух стихотворение;
– использовать новый лексический/грамматический материал в предложениях/ микродиалогах/ диалогах;
– задавать и отвечать на вопросы, используя …;
– извлекать основную информацию из прочитанного/ прослушанного текста;
– дифференцировать основную и второстепенную информацию при чтении/ прослушивании текста.
Метапредметные результаты:
– принимать и удерживать учебную задачу;
– осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе;
– контролировать свои действия при решении познавательной задачи; сравнивать свои речевые действия с эталоном;
– оценивать свою работу на уроке;
– строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий;
– осуществлять речевое взаимодействие.
Личностные результаты:
– принятие и освоение социальной роли обучающегося;
– осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– стремление к открытию нового знания, к освоению новых способов действия;
– формирование интереса к английской/ американской культуре, воспитание толерантности/ уважения к иному мнению.
4.5. Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка
Познавательные УУД
Ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений.
В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Регулятивные УУД
Приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.
Личностные УУД
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Конечно же иностранный (английский) язык для любого ребенка незнаком и сложен, но при правильно построенном уроке или внеклассном мероприятии, будет легко и учителю, и ученику. И самое главное необходимо проводить рефлексию для ученика на уроке и для учителя после урока.
4.6. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению фонетике английского языка
Изучите предлагаемые формулировки результатов и выберите адекватные для целей вашего фрагмента урока.
Планируемые результаты: Предметные:
– научить учащихся различать и произносить звуки ….;
– разучить рифмовку/стихотворение/песню/.
Метапредметные:
– сравнение звуков английского и русского языка; анализ звукового состава слов;
– классификация слов по звуковому составу.
Личностные:
– развитие речевого/фонематического/интонационного слуха.
Подготовка фрагмента урока
1. Выберите пару звуков, которые уч-ся путают.
2. Подберите к ним слова, соответствующие уровню класса (см.учебник).
3. Найдите запись дифференцировочного упражнения или приготовьтесь произносить слова сами.
Продумайте, какие Универсальные учебные действия будут формироваться в вашем фрагменте урока (восприятие и удержание звукового образа слова, сравнение его с другим словом и т.д.).
Проведение фонзарядки
Обучающие действия учителя
Речевые действия учителя
1.Объявите о задаче проводимого вами упражнения.
2. Дайте установку на слушание и различение звуков.
3. Оцените правильность действий.
4. Дайте установку на речевые действия.
5. Чередуйте произнесение по рядам и индивидуально.
6. Обеспечивайте подкрепление
1. Now we’ll have some pronunciation practice. What sound is it? [w] [v]*
2. Listen to me and raise your hand when you hear [w]
3. Fine/ well-done/good for you!
4. Now listen and repeat all together.
5. Now the first row! The second! The third! Now Dima, Tanya, Vanya….
6. Perfect! Super! Great!
На начальном этапе задача объявляется на родном языке, с привлечением сказочных или вымышленных персонажей.
2. Прослушайте запись рифмовки и скачайте ее на флэшку.
3. Ознакомьтесь с рекомендациями в Книге для учителя.
4. Продумайте последовательность действий.
Обучающие действия учителя
Речевые действия учителя
1. Объявите задачу.
2. Дайте установку на слушание целиком.
3. Выясните, что дети поняли.
4. Поясните незнакомые слова, организуйте их повторение.
5. Организуйте повторение по строчкам. Хором. Индивидуально.
6. Оцените работу учащихся.
1. Let’s learn a rhyme/a poem.
2. Listen to it and try to understand
3. What is the rhyme about? What words did you understand?
4. Here are some new words. Repeat them after me.
5. Repeat after me the first line. All together. One by one.
6. Very good! Fantastic!
Как работать с песней?
Задача: разучить песню.
Подготовка:
1. Найдите недлинную песню.
2. Прослушайте запись песни и определите незнакомые слова.
3. Скачайте песню на флэш носитель.
4. Продумайте последовательность действий.
5. Продумайте, какие Универсальные учебные действия будут формироваться.
Обучающие действия учителя
Речевые действия учителя
1. Объявите задачу.
2. Дайте установку на слушание целиком.
3. Выясните, что дети поняли.
4. Поясните незнакомые слова, организуйте их повторение.
5. Организуйте повторение по строчкам.
Хором. По рядам.
6. Дайте установку на пение вместе с записью.
7. Оцените работу учащихся.
1. Let’s learn a song
2. Listen to it and try to understand?
3. What is the song about?
What words did you understand?
4. Here are some new words. Re- peat them after me.
5. Repeat the first line after me
All together. Now this row.
6. Now let’s sing together.
7. Very good! Fantastic!
4.7. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению лексике английского языка
Учитель вводит новое слово с помощью картинок на плакате и/или картинок из раздаточного материала.
Учащиеся повторяют слова за учителем хором и индивидуально.
Учитель в произвольном порядке называют новые слова, учащиеся указывают на соответствующую картинку и произносят слово.
Учитель обращает внимание детей на графическое изображение слова, для чего заранее готовятся карточки, на которых крупными буквами написаны/напечатаны новые слова. Если в классе есть магнитная доска, то учитель может прикреплять карточки под соответствующей картинкой, одновременно читая слова. Если магнитной доски нет, то слова пишутся на обычной доске.
Учитель раздает учащимся карточки со словами и картинки. Затем он называет слова в произвольном порядке, и ученики, у которых есть соответствующая карточка со словом/картинка, выходят к доске, прикрепляют их и произносят/читают слово.
Учитель просит детей открыть учебники. Он держит свой учебник раскрытым перед классом и в произвольном порядке указывает на картинки. Дети называют слова хором и индивидуально.
Включается запись с новыми словами. Дети слушают и в паузах повторяют слова хором и индивидуально, следя за картинками. Во время второго прослушивания они обращают внимание на графический образ слова.
Учащиеся пробуют самостоятельно прочитать новые слова.
Учитель еще раз проверяет, как учащиеся запомнили слова, используя указанные выше приемы. Учащиеся в обязательном порядке работают дома с CD для учащихся.
Обучение лексике
Цель: формирование лексических навыков.
Задача: введение и первичное закрепление новой лексики.
Планируемые результаты:
Предметные:
– Научиться произносить, читать и понимать новую лексику по теме.
Метапредметные:
– Целеполагание.
– Прогнозирование.
– Сравнение с эталоном.
Подготовка:
1. Выберите в учебнике группу новых слов для введения.
2. Изучите рекомендации Книги для учителя.
3. Внимательно изучите упражнения учебника с этими словами, определите их задачу.
4. Продумайте последовательность упражнений.
5. Если их недостаточно, добавьте свое упражнение на первичное закрепление новой лексики.
6. Продумайте, какие универсальные учебные действия будут формироваться (коммуникативные ? регулятивные? познавательные?)
Проведение:
Обучающие действия учителя
Речевые действия учителя
1. Объявите задачу.
2. Дайте установку открыть учебники на стр…. и повторять слова за записью (или за Вами).
3. Выясните, на какие русские слова похожи некоторые английские.
4. Если есть время и необходимость, организуйте проговаривание слов в группах.
5. Задайте учащимся вопросы с использованием новых слов.
6. Оценивайте работу учащихся.
1. Let’s learn new words
2. Оpen your books at page … Look at the pictures and repeat after the speaker (after me)
3. Which words are like Russian ones? What words did you understand?
4. Make groups of 4 and ask each other the words from Russian into English or pointing to the picture
5. Answer my questions: Have you got a skateboard, Mike?
6. Great! Well-done! Good for you!
Цель: совершенствование лексических навыков.
Планируемые результаты:
Предметные:
– научиться использовать новые слова в ситуациях общения;
–научиться использовать продуктивную лексику в диалогах / ситуациях.
Метапредметные:
– регулятивные: само- и взаимоконтроль;
– познавательные: систематизация лексики;
– коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем / одноклассниками при активизации лексики.
Личностные:
– формирование фоновых знаний о традициях Великобритании (США);
– расширение кругозора учащихся.
Подготовка к активизации лексики при групповой работе
1. Найдите в учебнике упражнения рецептивного и продуктивного характера для дальнейшего усвоения лексических единиц.
2. Обязательно организуйте работу в группах.
3. Продумайте, какие Универсальные учебные действия Вы будете формировать.
Проведение:
Обучающие действия учителя
Речевые действия учителя
1. Организуйте чтение связного текста с новыми словами, сначала про себя, находя ответы на заданные вопросы с новыми словами.
2. Организуйте чтение текста с новыми словами вслух.
3. Организуйте работу в группах с переносом на личность учащихся.
4. Оценивайте работу учащихся.
1. Read the first exchange. Answer the question: Who has got a new bike? Read the whole dialogue and say: What is Amy’s present?
2. Read the dialogue in parts (two pupils)
3. Make groups of 3 and say, what you have got using the new words and what colour these things are.
4. Super! Fantastic! Well-done!
Выражения классного обихода для организации работы в группах
Make groups of four. Sit back to back.
Work together with your friend. Find a partner.
Work in pairs/threes/fours/fives. Work in groups of two/three/four. I want you to form groups. Form groups of three.
Here are some tasks for you to work on in groups of four. There are too many in this group.
Can you join the other group? Only three people in each group.
4.8. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению грамматике английского языка
Цель: формирование продуктивных/рецептивных грамматических навыков.
Планируемые результаты:
Предметные:
– ознакомить учащихсяся с новым грамматическим материалом (каким?) и организовать первичную тренировку,
– активизация грамматического материала (какого?) в микродиалогах/ диалогах, монологе/ при чтении текста/ при написании письма
Метапредметные:
– принятие и удержание учебной задачи;
– сравнение и анализ;
– структурирование знаний при работе с грамматической таблицей;
– самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.
Личностные:
– развитие устойчивого внимания, интереса к языковым формам родного и английского языка,
– ориентация в межличностных отношениях в парной работе.
Подготовка:
1. Выберите в учебнике грамматический материал для ознакомления и тренировки.
2. Изучите рекомендации в Книге для учителя соответствующего урока.
3. Продумайте, как можно повысить мотивацию учащихся с помощью ИКТ.
4. Определите последовательность упражнений, включая дополнительные к упражнениям учебника.
5. Выберите путь обучения грамматике – дедуктивный или индуктивный.
6. Продумайте, какие УУД будут формироваться при работе с новым грамматическим материалом.
7. Не готовьте длинные монологи для объяснения грамматики. Лучше продумайте понятные детям вопросы об изменении формы и значения.
Проведение:
1. В начальной школе объяснения грамматических явлений можно вести на родном языке. Но особенно на начальном этапе необходимо создать мотивационное поле за счет привлечения сказочных или вымышленных персонажей (мистер Рул, например).
2. Задавайте короткие вопросы и, получая ответы, четко формулируйте суть того или иного правила. Используйте символы в виде геометрических фигур, кубиков.
3. Сразу же переходите к закреплению полученного нового знания через конкретные языковые и речевые действия.
4.9. Методические рекомендации по подготовке фрагмента урока по обучению чтению английского языка
Обучающие действия учителя
Речевые действия учителя
1. Дотекстовый этап
А) Обратите внимание на заголовок текста и попросите предугадать, о чем будет текст
Б) При необходимости привлеките внимание к картинкам для прогнозирования содержания текста
В) Попросите предугадать ключевые слова
Г) При необходимости объясните незнакомые слова из текста и попросите угадать, о чем будет текст
Д) Дайте установку на чтение текста
Ознакомительное
Поисковое
Изучающее
1. Read the title of the text and try to guess what it is about.
Look at the pictures and predict what the text is about.
What key words may be in the text?
Let’s read the new words. Can you guess what the teхt is about?
Now skim the text and see whether your guess was right
Now scan the text to find answers to the questions
Now read the text carefully for the gist and the details.
2. Текстовый этап
Во время чтения помогайте ученикам при возникновении трудностей
3. Послетекстовый этап
Выясните, подтвердились ли предположения учеников
Проверьте общее понимание текста
При изучающем чтении проверьте понимание деталей через тест или путем перевода на родной язык
В целях развития устной речи на основе текста попросите сделать драматизацию текста
Is there anything you don’t understand? Is everything clear?
Were you right in your guesses?
Let’s see if you’ve understood the main idea.
Do the test to check the details. Translate the passage starting from ….
Let’s dramatize this story
Подберите необходимые для ваших целей задания и установки из нижеприведенного списка
Дотекстовый
Текстовый
Послетекстовый
Read the title/look at the pictures and try to guess what the text is about?
Just try to get the gist. Skim the text (through).
Is there anything you don’t/ didn’t understand?
Is/ was everything clear?
Anything not clear (to you)?
Read the passage silently.
Jot down some key ideas.
Let’s see if you’ve understood.
I’ll just check how well you’ve understood.
Can anyone guess/ predict/ suggest what will happen next?
Before you read the next section, can you guess how the story will end?
How might the story go on/ continue?
Try to get the main idea.
Read it through quickly to get the main ideas.
Prepare the next three paragraphs.
Familiarize yourselves with the text.
Read through the conversation on your own.
Study the chapter by yourself.
If there are any words you don’t know, please ask.
Look up any new words in the dictionary.
Try to answer these questions.
While reading, try to answer the questions.
As you read, try to find answers to the following questions.
It doesn’t matter if you don’t understand every word.
Look it up in the index/ in the grammar section/ the bibliography.
Check it in the appendix/ the footnotes/ an encyclopedia/ a thesaurus.
Look it up on Google/ the Internet.
Let me ask you some questions about/ on this passage.
Can you briefly summarize the main ideas?
Did you get the main/ general idea of the passage?
Did you get the gist of the text?
Let’s see if you remember what happened.
How much do you remember (of the story)?
Have a look at the next section in your own time.
Let’s dramatize this story
4.10. Методические рекомендации по анализу урока (фрагмента урока)
Схема анализа урока
Учитель
Предмет, класс
Тема урока
Целеполагание
Отсутствует
Цель формулирует учитель
Совместное с учащимися
Цели урока
Нельзя измерить, продиагностировать
Диагностичны, измеряемы
Создание мотивационного поля
Отсутствует
На этапе целеполагания
На отдельных этапах урока
Содержание урока
Нет связи с жизнью, практической деятельностью
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.
Формы организации деятельности учащихся на уроке
Неактивные
Активные
Интерактивные
Фронтальные
Групповые
Парные
Индивидуальные
Использование методов, приемов
Использование не оправдано, методы и приемы – репродуктивные
Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные
Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный
Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер - компетентностно-ориентированный
Использование технологий
Рефлексивность
Отсутствует
Эмоциональная рефлексия
Оценка деятельности
Оценка результата
Рефлексия учителя
Результативность урока
Результат не достигнут или достигнут учителем
Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие), наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися
Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата.
Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (узнать какие). Результат достигнут каждым учащимся.
Оценивание
Традиционное, по 5-балльной шкале
Качественная, словесная оценка деятельности
Другие виды оценивания
4.11. Методические рекомендации по анализу внеклассного мероприятия по английскому языку
Примерная схема анализа внеклассного мероприятия по иностранному языку
1. Тема мероприятия, ее актуальность, связь с современностью.
2. Количество занятых в нем учащихся.
3. Цель мероприятия, его дидактические задачи. Место данного мероприятия в общем плане воспитательной работы класса (школы).
4. Соответствие содержания и формы запланированной цели и поставленным задачам:
– познавательная ценность мероприятия;
– его идейная направленность;
– значение мероприятия для повышения интереса учащихся к предмету;
– его роль в воспитании детей;
– учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;
– реализация межпредметных связей.
5. Связь анализируемого мероприятия с учебным материалом, изучаемым на уроке (тематика, языковой материал).
6. Творческий элемент в деятельности учителя и учащихся.
7. Уровень подготовки мероприятия:
– языковая сторона выступлений (сообщений и т. п.) учащихся;
– музыкальное оформление;
– использование ТСО;
– соответствие наглядности эстетическим нормам и дидактическим задачам мероприятия.
8. Отношение учащихся к мероприятию:
– активность;
– дисциплинированность;
– заинтересованность.
9. Анализ деятельности учителя, его умений:
– педагогически целесообразно управлять коллективом учащихся в ходе проводимого мероприятия;
– определять поручения отдельным ученикам;
– включать учащихся в работу;
– вовлекать в работу пассивных ребят.
10. Педагогический такт учителя.
11. Психологический климат на внеклассном мероприятии.
12. Воспитательная эффективность анализируемого мероприятия, его роль в формировании всесторонне развитой личности ученика.
13. Общее впечатление от мероприятия (насколько достигнута цель, решены ли поставленные задачи, довольны ли сами участники и зрители).
14. Предложения по устранению недостатков мероприятия (в сценарии, в методике проведения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей/Е.Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017 – 239с.
Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Академия, 2017. – 288 с.
Дополнительные источники:
Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. – М.: Издательский центр «Академия», 2016 – 256 с.
Грамматика современного английского языка / под ред. А.В. Зеленщикова, Е.С.Петровой. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб. 2011.
Коряковцева Н.В. Теория и методика обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. – М.: Академия, 2016. – 192 с.
Макнамара Т. Языковое тестирование. – М.: RELOD, 2015.
Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology. - М: Дрофа, 2015. - 256 с.
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. – Страсбург: Департамент по языковой политике; МГЛУ, 2013.
Интернет-ресурсы:
Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru
Российский портал открытого образования www.openet.ru
«Педагогика», «Народное образование», «Начальная школа», «Начальная школа. До и После», «Воспитательная работа в школе», «Методист», «Семья и школа», «Иностранные языки в школе».