Виды учебной работы в парах на уроках иностранного языка
При обучении иностранному языку учебная работа учащихся в парах использовалась всегда. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке английского языка я очень часто использую работу в парах. Чтобы эта форма работы была максимально эффективной, предлагаю детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания языка
2 Виды работы в парах различают по нескольким параметрам:
Роли обучающихся
Цели работы
Содержания деятельности
Техники работы
Результата
3 В своей работе я применяю следующие виды работы в паре:
Обсуждение
Совместное изучение
Тренировка
Проверка
4 Обсуждение – разбор, оценка, высказывание своего суждения по поводу чего-либо.
Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос выраженный в тексте, задание связанное с аудированием.
Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чём мнения совпадают, а затем свои представления расширяются. Учитывая особенность этого вида работы в паре, я , например, рекомендую учащимся тексты с неоднозначным ответом, со спорными идеями, с логической незавершённостью. (семья)
Обсуждение включает несколько приёмов:
Восстановить то, что прочитал в тексте.
Второй приём обсуждения – интерпретация, т.е. высказывание своего мнения, отношения.
Третий приём – задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания.
На практике я использую разные техники обсуждения, это зависит от целей учебного процесса, уровня подготовки обучающихся.
Дополните, поправьте друг друга.
Задайте друг другу вопросы по тексту
Выскажите своё отношение к прочитанному. Как поняли друг друга?
Найдите предложения, подтверждающие …
При данном виде работы, я так же использую разнообразные ситуации в виде диалогической речи
составьте из выделенных слов диалог
составьте свой диалог по образцу
составьте диалог по функциональным опорам (здесь партнеры могут получить одну задачу «Обсудите план осмотра города» или задачи партнеров дифференцированы «Твой друг предлагает тебе пойти в Макдональдс убеди его, что такая пища вредна для здоровья» и т.д.
Практическая цель овладения диалогической речью на иностранном языке заключается в выработке способности применять эту речь в реальных жизненных ситуациях. Чтобы ученик овладел языком и научился им пользоваться, нужно прежде выполнить главное, определяющее условие: он должен на этом языке говорить.
5 Совместное изучение - совместно постичь учением, усвоить в процессе обучения.
Предметом совместного изучения могут быть тексты, лексиксический и грамматический материал. В результате специально организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания.
7 «Работа с текстом»
Совместная работа учащихся может проводиться и по знакомому тексту. Приёмы такой работы могут быть различные. Прежде всего, ученики поочередно читают, проверяя правильность и выразительность чтения. Работа может идти над переводом текста. Ученики в паре проверяют друг у друга правильность чтения и перевода текста и т.д.
9 Грамматика
Пара рассматривает таблицу, анализирует, делают вывод, записывает в тетрадь, выполняют упражнения. Усвоив эти знания, 1 пара передаёт другой паре, затем 2 пара передаёт первой. Далее процесс закрепления на практике. Работа в паре по карточкам. Здесь включается алгоритм работы в паре – взаимообмен заданий. Взаимопередача.
10 Тренировка – упражнения, служащие для совершенствования навыков и умений
За счёт работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж.
. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Для этого я готовлю необходимый дидактический материал с заданиями и готовыми ответами (карточки). Например: работа с лексикой (словообразование)
Один ученик берет 1-ую карточку, а другой - 2-ую.
1. Первый ученик говорит первое слово в своей карточки, а второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке - сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второе слово. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему слову:
2. Когда первый продиктует все слова из своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик называет слова своей карточки, а первый отвечает.
Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала.
11 Проверка – подвергнуть испытанию для выявления знаний учащихся.
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а сформировать осознанные умения, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка.
В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает.
Подчеркнем, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью обнаружения и исправления ошибок.
Предмет проверки - содержание действий по выполнению задания, вопроса:
связка между логикой, ходом мысли по решению задания и ответом.
Я описала только незначительную часть видов работ и упражнений, которые могут выполняться при изучении иностранного языка. Конечно, работа в паре имеет и специфику. Ее особенность заключается, прежде всего в том, что это совместная работа двух учеников, что оба участника пары работают не просто рядом и одновременно, за одной партой или за одним столом, а работают друг с другом. Такая работа предполагает активное взаимодействие двух учащихся от начала и до конца их встречи, т.е. совместную работу.