Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Технология использования интерактивной доски» »
«Департамент образования Администрации города Сургут»
«Технология использования интерактивной доски»
При использовании интерактивной доски необходимо учесть готовность как учителя, так и ученика.
Готовность учителя к использованию интерактивной доски:
– Курс пользователя ПК;
– Мотивация педагогов;
– Освоение возможностей инструментов мультимедийных технологий (самообразование);
– Апробация электронных изданий и инструментов интерактивной доски;
– Определение места и количества уроков в рабочих программах;
– Навыки разработки уроков с использованием интерактивной доски;
– Обмен опытом использования интерактивной доски на уроках между педагогами ОУ и города;
– Умение использовать интеграцию различных предметных областей;
– Планирование ожидаемого результата.
Алгоритм подготовки урока с использованием интерактивной доски
– Заранее определить тему использования доски в тематическом планировании;
– Определить цели и задачи урока и его тип;
–Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
– Согласовать режим работы мультимедийного кабинета с педагогами, которые планируют мультимедийные уроки (с учетом нагрузки по классам);
– Заранее подготовить учащихся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски;
–Подбор электронных изданий;
–Конструирование своего урока на основании электронных изданий или создание урока с помощью инструментов интерактивной доски;
– Рефлексия урока.
Подготовка учащихся к работе на уроке с использованием интерактивной доски
–Знать: учебный материал, возможности интерактивной доски;
–Уметь: работать с инструментами интерактивной доски и компьютерными тестами;
–Владеть: технологией использования светового пера.
Особые мнения значимости интерактивной доски в учебном процессе
Положительные аргументы:
Мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, классификация, окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку, пополнение методической копилки учителя, систематизация ЗУН при малом количестве времени, учет времени на каждом этапе, строгое соблюдение САНПИНА.
Отрицательные аргументы:
–Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока;
–Здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником.
Преимущество использования интерактивной доски в образовательном процессе
– Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
–Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
–Классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне;
– Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
– Наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;
– Высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
–Возможность выхода за рамки школьной программы;
–Повышение мотивации учащихся к обучению;
– Оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Использование средств информационных технологий расширяет стандартные методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод. Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п. Так в Power Point составляются презентации учителем и учениками, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу.
Применение учителями-предметниками компьютерных технологий даёт простор для отработки образовательных приёмов по своему предмету и, одновременно, способствует выработке навыков освоения учащимися компьютерных технологий и применения их при решении конкретных прикладных задач. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают учащиеся по их освоению, что очень важно в связи с непрерывной сменой технологий, особенно в области программных средств. На каждом этапе урока можно использовать компьютерные технологии, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, используются различные методы и приёмы применения информационных технологий. Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У учащихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений.
В презентации могут быть показаны опыты и превращения, эксперименты. Эта программа позволяет фиксировать внимание на изучаемом материале, не перегружать зрительное пространство.
Применение мультимедийных учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
На уроках по физике, математике, информатике, химии, географии и биологии, можно использовать электронные учебники, которые помогают усваивать и систематизировать знания по предмету, сформировать навыки работы с учебным материалом и других массу полезных и учебных навыков. Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.
Исследовательско-поисковый метод.
Ориентирован на активное применение средств вычислительной техники и Интернет ресурсов.
Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.
Ресурсы Интернет позволили не только найти информацию по данным заданиям, но и взглянуть на это с позиции другой науки, другого периода времени. Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, а также практическую направленность в обучении.
Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Для проверки усвоения учебного материала используется несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. Мультимедийные курсы подготовки к ЕГЭ содержат: а) справочные сведения; б) интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов; в) набор тематических и итоговых тестов. Таким образом, данный метод дает возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации.
Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.
По типу используемого источника информации и содержанию учебной деятельности это словесные, наглядные и практические приёмы.
Словесные. При использовании словесного приёма предлагается текстовое сообщение из СМИ или в распечатанном виде для каждого учащегося. А учащиеся выполняют устную или письменную работу.
Наглядные. Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный и иллюстративный материал.
Практические. К ним относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации. Данный приём позволяет учащимся познакомиться с учебным материалом, изложенном на диске и выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала. А также самостоятельная подготовка к решению задач, автоматическая проверка правильности выполнения.
Таким образом, информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.
Для чего нужна интерактивная доска?
Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
2. Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.
Презентации, демонстрации и создание моделей
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Общие подходы к созданию и оформлению слайда
Так как слайд демонстрируется аудитории с большого расстояния, то шрифты и графические объекты на нём должны быть крупнее, чем для распечатки обычных документов или просмотра с экрана монитора. Во всей презентации используется один и тот же шрифт, С экрана легче читается шрифт Arial, для глаз более привычен Times New Roman. Если в заголовке слайда всего не более трех-четырех слов, можно использовать шрифт вплоть до 54 пунктов; Длинные слова в строке (например, презентации) можно набрать шрифтом 20-24 пункта. Слайд не должен “рябить”. Число декоративных элементов на нём должно быть сведено к минимуму. Одновременно на слайде желательно иметь лишь один элемент выделения текста - или полужирный (Bold) или подчеркнутый (Underline) или курсив (Italic). Выделение курсивом воспринимается хуже, чем полужирным или подчеркиванием. Лучше всего выглядит слайд, на котором текст белого или светлых тонов представлен на тёмном спокойном фоне, например, темно-синем, чёрном, темно-коричневом (терракота и темнее). В презентации следует использовать ограниченное число элементов анимации и достаточную скорость их применения: “Быстро”. Мелькание анимационных эффектов или, наоборот, слишком медленный показ фрагментов слайда, резко снизит эффективность использования презентации. Так, например, построчное появление текста или части строки следует применять редко. Человек успевает считывать информацию быстрее, чем текст появляется на экране. Такая подача материала оправдана лишь в специальных случаях, например, на этапе введения нового материала проблемным методом. С методической точки зрения весь урок нецелесообразно проектировать как последовательную демонстрацию слайда за слайдом. Несмотря на то, что использование презентации значительно экономит время подачи информации, число слайдов в одной презентации должно быть ограниченным (не более 9-20 в презентации или 1-3слайда в минуту). В противном случае, внимание учащихся быстро начинает падать, и презентация начинает восприниматься ими даже негативно.
В своей работе я использую:
Библиотеку электронных наглядных пособий Физикон;
Библиотеку электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия
Очень удобно работать с редактором презентаций, где предлагаются не готовые уроки, а многочисленные медиаиллюстрации, рисунки, фотографии, трехмерные модели, анимации, различные интерактивные тренажеры. Все эти объекты можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для контрольных и самостоятельных работ. Редактор презентаций позволяет учителю создавать презентации, а учащемуся - восполнять пропущенные по болезни занятия в школе, помогать готовить доклады по заданной теме.
Активное вовлечение учащихся
Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителя, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.
Эффективность проверяется сразу. Как только я даю материал, то сразу его контролирую, закрепляю и сразу провожу контроль усвоения знаний. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать к интерактивной доске. Этот стимул важен и для ученика, и для учителя. Например, при изучении обыкновенных дробей в 6-ом классе использую интерактивный тренажер « Обыкновенные дроби».Учащиеся выходят к доске и решают предложенные примеры на действия с дробями. Затем компьютерная программа правильные ответы выделяются зеленым цветом, а неправильные – красным. Если ученик допускает ошибки, он сразу видит их, а в классе идет их обсуждение. Поверьте, в этот момент безразличных лиц вы не увидите.
Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика традиционным уроком. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь внимание ученика и работать на этом внимании.
Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
Улучшение темпа и течения занятия
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее. Подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Учитель и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Например, составляя с учащимися опорный конспект можно использовать инструмент шторки. Заранее составленная таблица закрыта, а после объяснения и обсуждения нового материала постепенно открывается.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, зададут уроку бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
При использовании электронной интерактивной доски доступны следующие виды образовательной деятельности:
Этапы проведения урока
Возможные варианты использования интерактивной доски
Объяснение нового материала
Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Подбор анимаций по теме урока. Создание заметок с помощью электронных чернил. Подбор мультимедийного материала по теме урока. Создание мультимедийной презентации для создания опорного конспекта учащихся
Контроль усвоения пройденного материала
Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов. Организация интегрированных занятий с использованием интерактивных опытов на уроке объяснения нового материала. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Разработка тестовых интерактивных заданий.
Закрепление материала
Составление мультимедийных материалов с использованием результатов измерений датчиками различных процессов. Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным учителем материалам. Проведение виртуальных лабораторных работ.
Дополнительное образование
Организация проектной деятельности учащихся. Подготовка материалов для проведения общешкольных конкурсов и олимпиад. Проведение защиты проектов учащихся по теме исследования уроков и олимпиад. Проведение общешкольных конкурсов и олимпиад.
Доска не может заменить учителя. И если речь идет о литературе или живописи, то трудно себе представить полностью интерактивный урок без учителя. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства. В то же время ученики во время работы с интерактивной доской могут сами создавать презентации. Когда ученик читает материал, а на доске в это время появляется текст, то у ребенка сразу развивается несколько видов памяти. При работе с интерактивной доской можно использовать различные информационные объекты: фото, видео, модель, интерактив, рисунок, анимация, текст, звук.
На подготовку интерактивного урока уходит много времени. Но ведь это лишь начало. На сегодняшний день существуют разработки специальных программ, которые облегчают жизнь преподавателям, предлагая большие коллекции картинок, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности. Если будет создана общедоступная база интерактивных уроков и их «строительных элементов», то подготовить такой урок можно будет легко, что также снизит количество приложенных учителем усилий.
Я хочу поделиться своим опытом по созданию и проведению уроков, с использованием интерактивной доски.
Первый этап – подготовка к уроку
На этом этапе учитель может осуществить:
• быстрый поиск ИО (информационных объектов) и их предварительный просмотр;
• подобрать готовые модели уроков при объяснении нового материала;
• подобрать ИО как иллюстративный материал для разъяснения тем или проблемных ситуаций изучаемого материала;
• разработать вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ.
Второй этап – изучение нового материала
На этом этапе учитель может:
• демонстрировать уже сформированные наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации),
• организовывать частично-поисковые и исследовательские виды работ с использованием информационных объектов,
• стимулировать познавательный интерес учеников
• использовать готовые модели уроков или его части при объяснении нового материала, закреплении ранее пройденного и т.д.;
• использовать отдельные информационные объекты как иллюстративный материал; использовать вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ.
Использование одного и того же объекта на разных уроках может быть неодинаково.
Третий этап – закрепление или проверка полученных знаний
На этапе закрепления или проверки полученных знаний преимущества использования интерактивной доски становятся очевидны. Когда, необходимо выйдя к доске в игровой, тестовой форме получить «независимую» оценку компьютера, то в классе поднимается лес рук, и, что особенно радует, в таком опросе хотят участвовать и слабые и сильные ученики. Такое современное поколение!
На уроках закрепления знаний, как и на уроках "получения информации" использование ИКТ также возможно и очень перспективно.
Закрепление знаний или "тренинг", который традиционно велся с помощью плакатов, тетради, мела и доски, может проводиться теперь с использованием информационных объектов. Например, можно, демонстрируя один за другим серию рисунков (например, портреты ученых), попросить учеников называть открытия, прославившие этих людей.
Используя работу с интерактивной доской можно проводить как традиционные виды аттестации знаний школьников, так и создать новые виды заданий и систем оценивания. Традиционными видами аттестации на уроках можно считать устный опрос, самостоятельную письменную работу, контрольную работу, выполнение теста на бланках.
Можно сделать задания устного опроса более разнообразными. Например, поставить перед учащимися задачу сформулировать задание к набору слайдов, приготовленному к уроку учителем выбрать нужные материалы для ответа, вывести их на экран.
Сравнительная характеристика уроков, проводимых с помощью
интерактивной доски и других технических средств и классических уроков.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».
Опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках стереометрии, на уроках алгебры, посвященных функциям и графикам функций, а также на уроках изучения материала, выходящего за рамки школьного учебника (например, при изучении тем «Решение уравнений и неравенств с параметрами» (10 кл.), «Решение уравнений и неравенств с модулем» (10 кл.), «Решение уравнений высших степеней»).
Использование интерактивной доски позволяет также повысить эффективность уроков при изучении геометрии в 7-9 классах.
Рассмотрим, за счет чего происходит это повышение эффективности урока на примере нескольких тем.
При изучении темы «Функция, свойства функции, графики» также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:
Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.
Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.
и т.д.
Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.
Повышается и интерес к математике в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий.
Алгебра, 10 класс, тема «Иррациональные уравнения и неравенства».
Этап урока
Урок с применением
технических средств
«Классический» урок
Проверка
домашнего задания
Домашнее задание проверяется с помощью сканера.
Работа ученика сканируется и выводится на доску, а ученик поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.
На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.
Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам.
При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается.
2. Объяснение нового материала.
Поскольку данная тема в учебнике недостаточно полно изложена, учителю необходимо часть материала выдать учащимся в виде конспекта.
Данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные формулы и способы решения и пояснительные примеры ).
Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости, дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. (Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску).
Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам, затем на доске приводятся примеры решения, которые учащиеся также записывают в тетради.
На диктовку тратится в среднем 5-7 минут, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся.
Кроме потери времени на конспектирование, здесь есть еще один недостаток: если учащийся не очень внимателен, при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затруднят понимание материала или приведут к ошибкам при решении заданий подобного типа.
3. Первичное закрепление материала
При решении заданий из учебника время, которое затрачивается на каждый пример, при работе с интерактивной доской и на классическом уроке одинаково.
Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников, для этого достаточно распечатать подборку примеров для учащихся, а на доске выводить заготовленные заранее условия.
Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного на класс числа сборников.
Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока.
4. Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся
При решении заданий по вариантам, учащиеся решают в тетрадях, затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.
(Исключается бездумное списывание с доски, плюс экономится время на воспроизведение решения).
Существует два способа:
1) Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а двое или трое учащихся (по 1 человеку от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске, а затем эти задания комментируются.
В этом способе есть один существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать самостоятельно, списывают с доски, а значит, данный материал остается неотработанным.
2) Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по 1 представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.
При этом процент списывающих детей сокращается, но идет потеря времени.
Постановка домашнего задания
Учащимся может быть задано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток.
Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске (все учащиеся получают одинаковое задание).
Дополнительные преимущества интерактивной доски
Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что не надо стирать с доски, для решения новой задачи берется чистый лист, а
в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему.
Геометрия, 8 класс, тема «Теорема Пифагора».
Этапы урока
Урок с использованием интерактивной доски
Классический урок
1. Устная работа и разбор домашнего задания
(необходимо решить 5-7 простых задач на нахождение элементов прямоугольного треугольника; часть этих задач является промежуточными этапами решения домашних задач).
На доску выводится готовый чертеж к задаче или вопросу, учащиеся, при необходимости, выполняют дополнительные построения и по данному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения чертежей.
Поскольку чертежи выполнены в среде «живая математика», появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с условием задачи, изменяя чертеж и рассматривая различные случаи, что ведет к развитию геометрических представлений учащихся и лучшему пониманию темы.
Возможны 2 варианта:
Чертежи на доске заготовлены заранее.
Плюс: экономия времени на уроке
Минусы: а) большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретной задаче,
б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.
2) Чертежи выполняются и стираются по мере решения задач.
Минус: потеря времени на выполнение чертежей (в среднем 3-4 минуты).
2. Решение задач на нахождение площади четырехугольников (с использованием теоремы Пифагора).
Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений может иметь задача.
Письменно решаются только 1-2 задачи (в очень редких случаях - 3).
Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается.
3. Подведение итогов урока
Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.
Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач была стерта, а значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель, - это их тетради.
Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске заново. (Дополнительная трата времени 3-4 минуты).
Дополнительные преимущества интерактивной доски
1. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
2. Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.
Стереометрия, 10 класс, тема «Перпендикуляр и наклонные»
Этапы урока
Урок с использованием интерактивной доски
Классический урок
1. Проверка домашнего задания и устная работа
Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске.
При необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу, выполненная в среде «живая математика», что дает возможность, вращая, рассмотреть чертеж со всех сторон.
Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учащимися.
На выполнение иллюстрации к задаче необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости, не всегда наглядно передает истинную картину, а значит, возникает необходимость использования различных моделей.
Дополнительные преимущества интерактивной доски
1. При введении новых понятий с использованием презентации и чертежей, выполненных в «живой математике»? задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности), что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.
2. Существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
3. Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором
(используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).
При изучении темы «Функция, свойства функции, графики» также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:
Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.
Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.
и т.д.
Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.
Повышается и интерес к математике в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий.