Использование интерактивной доски при обучении английскому языку.
Происходящие в начале XXI века повсеместная компьютеризация и, как следствие, глобализация, не могли не отразиться на системе образования. В наши дни уже невозможно никого удивить использованием информационно-компьютерных технологий на уроках любого предмета. Не остался в стороне и урок английского языка.
Чтобы облегчить восприятие материала учащимися, уменьшить время подготовки учителя к занятию непосредственно перед уроком, да и просто заинтересовать детей, является вполне целесообразным использование интерактивной доски – сенсорного экрана, подсоединяемого к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
Несмотря на то, что в настоящее время у всех дома есть компьютер, и он уже является предметом повседневного пользования, учащимся по-прежнему интересно работать на уроках и дома с помощью компьютера и прочих ИКТ.
Чтобы начать работать с доской, ее необходимо подключить к компьютеру и проектору. Управлять программой можно с компьютера, используя “мышь”, однако преимуществом интерактивной доски как раз является то, что она способна работать без клавиатуры и “мыши” – все манипуляции можно проделывать с помощью пальца или специального стилуса прямо на экране. (Кстати, интерактивная доска может быть использована и как традиционная, если на ней писать специальным стилусом.) Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или стилус интерактивной доски работает как “мышь”.
Итак, каким образом можно использовать интерактивную доску на уроке и внеклассном занятии по английскому языку?
В зависимости от поставленных учителем задач урока интерактивная доска может помочь ввести новый материал, закрепить усвоенный, а также произвести контроль по его усвоению.
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет:
1) при введении грамматического или лексического материала использовать шрифты различных цветов для выделения главных мыслей;
2) для закрепления лексического материала перемещать картинки и надписи при выполнении заданий типа: “соотнесите”, “найдите синоним/антоним”, “сделайте подписи к картинкам” и т.п.
3) воспроизводить аудио- и видеозаписи при работе над развитием навыка аудирования, а также записывать речь учащихся для последующей работы над ней;
4) фиксировать порядок работы и при необходимости возвращаться к ее началу;
5) сохранять в записи материал всего урока или его фрагментов.
Приемы, которые можно использовать на интерактивной доске при выработке различных знаний, умений, навыков:
1) при обучении чтению: “установить соответствия”, “заполнить пробелы”, “расставить части текста в правильном порядке”, “правда-ложь”, “придумайте заголовок к тексту” и т.д.;
2) при работе над лексическим материалом: “убрать лишнее”, “сопоставить по смыслу”, “найти синоним/антоним”, “распределить по категориям” (как разновидность - составление кластеров), “вставить пропущенные буквы”, “соотнести слово/фразу с картинкой” и т.д.;
3) при работе над навыком аудирования воспроизводить речь носителей языка и записывать и воспроизводить речь учащихся. Приемы: “интервью”, “найдите ошибки в диалогах ваших одноклассников”, “выберите правильный вариант согласно услышанному” и т.д.;
4) при работе над орфографией и письменной речью: “заполните пропуски”, “найдите ошибки”, “замените выделенные слова синонимами” и т.д.;
5) при работе с грамматическим материалом: “поставьте глагол в нужную временную форму”, “исправьте ошибки”, “заполните пропуски” и т.д.
Ответы на задания можно скрыть с помощью функции «Шторка», затем открыть их.
Помимо вышесказанного, существуют программы уроков английского языка для интерактивной доски на компьютерных дисках.
Использование интерактивной доски не ограничивается лишь рамками урока. С ее помощью можно проводить различные внеклассные мероприятия: КВНы, брэйн-ринги, смотреть фильмы, сказки на английском языке, использовать доску в качестве фоновой поддержки при сценических постановках.
Таким образом, интерактивная доска является замечательным подспорьем при подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий по английскому языку и доступна в управлении как взрослыми, так и детьми.
Литература:
1. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе, 2008г.
2. Электронные интерактивные доски SMART board -новые технологии в образовании / smartboard.ru
3. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под ред. Л.М. Фёдоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: издательство «Экзамен», 2004. - С. 266-267.
4. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: пособие для учителей России / Oxford University Press, 1997г.
5. Википедия: интерактивная доска/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0