Просмотр содержимого документа
«Сущность и содержание активных форм обучения в современной школе при обучении английскому языку»
Сущность и содержание активных форм обучения в современной школе при обучении английскому языку
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, - эти знания более прочные [7, c. 37].
Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжение всего становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоции, К.Д. Ушинского. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д. Л.В. Занковым были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Система развивающего обучения В.В. Давыдова была направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся. М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе «Дидактика» сформулировали некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривая его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога, что становится наиболее актуально в настоящее время в период новых образовательных стандартов, где первостепенным является научить ученика учиться.
Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным, реализующим точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов и закономерностей. Активность учащихся сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции. Позиция школьников может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам ученик не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний оказывается мало эффективной. И.П. Подласый отмечает, что познавательная (учебная) активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе [15,c.95]. Речь идет не только о внешней активности (поднятие руки, переписывании и т.д.), а главным образом о внутренней мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Психологи утверждают, что познавательная активность ученика – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того какой учитель, чему и как учит, как он умеет активизировать класс.
Как показывают исследования, активные методы позволяют учащимся осваивать 70% информации, так как именно форма активного обучения повышает интерес учащихся к изучению предмета, они побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств активных методов выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным [3, c. 44].
Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
Использование активных методов должно постепенно увеличивать степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшать различные виды учительской помощи.
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
- сформированность ряда коммуникативных умений;
- развитие мышления учащихся;
- опыт оценочной деятельности.
Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников.
Библиографический список
Балаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] / А.А. Балаев.
- М.: 1986. – 218 с.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: 2000 – 336 с.
3. Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения [Текст] / И.А. Гибш. М.: 1961 – 297 с.
4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев. М.: 2001- 320 с.
5. Данилова Г.В. Английский язык 5-9клаасы. Обучающие игры [Текст] / Г.В. Данилова. В: 2008 - 93 с.
6. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. М.: – 1975 - 198 с.
7. Зотов Ю.Б. Организация современного урока [Текст] / Ю.Б. Зотов. М.: 2006. 37 с.
8. Кукушин В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушин. - Р н/Д.: 2005. - 474с.