Статья: «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка».
Статья: «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка».
Правильное построение преемственности предмета «Иностранный язык» и формирование функциональной грамотности имеет важное значение в формировании социальной и культурной среды на занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка».»
Статья: «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка».
Функциональная грамотность является способом ориентации человека в социуме, который связывает образовательную и общественную деятельность человека. Она помогает ему решать различные задачи, связанные с жизнедеятельностью человека на основе знаний, полученных в процессе получения образования. Формирование данного вида грамотности позволяет индивидууму легче разбираться в вопросах социализации, культуры, политики и экономики. Высокий уровень функциональной грамотности человечества определяет его социальные и культурные достижения. Если уровень остается низким, это может сказаться на развитии общественного кризиса. Изучение английского языка является одним из важных аспектов формирования функциональной грамотности населения. Он позволяет не только формировать грамотно поставленную речь и развивать навыки социализации, но и готовить специалистов различных сфер. В формировании функциональной грамотности на уроках английского языка в образовании важна также его преемственность. Как обеспечивается преемственность иноязычного образования. Залогом преемственности служит плавный переход с одного звена обучения к другому, плавное усложнение заданий, повторение и закрепление пройденного материала. Работа будет строиться легко в том случае, если методика обучения будет единая, построенная ступенчатой системой. Учитель иностранного языка должен быть подкован в своих знаниях, знать не только программу первого класса, но и весь курс обучения. Правильное построение преемственности предмета «Иностранный язык» и формирование функциональной грамотности имеет важное значение в формировании социальной и культурной среды на занятиях. Согласно федеральному государственному стандарту после перехода от первого класса выше, метапредметные результаты освоения программы грамотности на уроках иностранного языка должны отражать: Приобретенные навыки устного и письменного общения на иностранном языке, учитывая речевые возможности и правила речевого и неречевого поведения. Понимание начальных лингвистических представлений об уровне речи на иностранном языке, пополнение своего кругозора. Формирование дружелюбности и толерантности по отношению к представителям других национальностей и носителям другого языка. Для этого подойдет иностранный фольклор, рассказы о других странах, художественная литература [3, c. 81]. Новый ФГОС устанавливает основные требования к результатам освоения тех или иных знаний, в том числе и метапредметным, которые включают освоенные обучающимися межпредметные термины и различные полученные навыки. В настоящее время межпредметные результаты и развитие функциональной грамотности соотносятся между собой. Задача их развития состоит в приобретении практических навыков на основе полученной информации, которую необходимо интегрировать в повседневную жизнь. К основным компонентам функциональной грамотности относят такие важные умение детей, как читательская, естественнонаучная и функциональная грамотность. Основной необходимостью их развития у школьников различных возрастов является формирование различных компетенций в самых важных областях жизни. На уроках английского языка важным является формирование коммуникативной компетентности и грамотности, которая позволит владеть языком при общении с иностранцами. Формирование навыков читательской функциональной грамотности улучшает способность обучающихся понимать и воспроизводить языковые фрагменты, что приводит к большей беглости речи. Однако, этот подход бросает вызов традиционному обучению языка, согласно которому действие важнее знания. Создание для начинающих атмосферы реальных жизненных ситуаций с помощью различных техник, возможно, является лучшей тактикой, потому что примеры использования помогают словам и правилам грамматики проявляться косвенно. Что касается словарного запаса, лексическая компетентность изучающих язык снижается, если изученные слова используются редко или не используются совсем. В связи с этим появились различные методы, направленные на уменьшение вероятности истощения словарного запаса. Читательская грамотность основана на способности понимания и использования текстов. Развитие данного навыка позволяет ученику развивать возможность размышления, чтения, что позволит свободно читать и говорить на иностранном языке. Самостоятельной работе с текстом уделяется огромное внимание в современном процессе обучения английскому языку. Формирование данного вида грамотности позволит обучающимся: – Развивать навыки извлечения необходимой информации из текста, понимать его содержание, формулировать основную мысль, формулировать тезисы, с легкостью вычленять необходимую информацию. – Развивать навыки умелой переработки и анализа текста, сравнения информации разного характера, обнаруживать в тексте определенные доводы к имеющимся тезисам. – Развивать навыки использования полученной из текста информации для решения практических задач. Развитие креативного мышления, как основного компонента функциональной грамотности представляет собой способность продуктивной оценки и совершенствования методов получения нового знания. Креативное мышление представляет собой способность грамотного использования полученных знаний в реальной жизни. Примером использования навыков креативной и читательской грамотности на уроках английского языка является методика ролевой игры. Языковые игры понимаются как игры, развивающие умения и навыки на основе различных знаков языка (от слогов до микротекстов). К таким играм относят составление слов или предложений, формирование монолога или диалога и др. Языковые игры — это упражнения, проводимые на определенном этапе в парной или групповой форме, которые предназначены для закрепления и активизации языкового материала и обучения простым и сложным высказываниям. Они характеризуются статичностью, подсказанностью, имитативно-репродуктивной деятельностью, однозначностью или ограниченностью решений и соревновательностью. Ролевая форма проведения занятий используется при подаче нового материала, закрепления полученных навыков, обобщения и повторения, самостоятельной работы учащихся. Ролевая игра может иметь контролируемую форму, и выстраивать на основе диалога и текста. Обучающиеся знакомятся с диалоговым материалом, выбирают роли и отрабатывают их. При помощи педагога они обсуждают смысл диалога, лексический состав, предлагают свой вариант речи. При усложнении формы построения диалоговой речи ученики могут использовать собственное наполнение, менять структуру вопросов и ответов, проявлять собственную фантазию при подаче материала. Это позволяет развивать языковые и коммуникативные навыки учащихся и выстраивать интересный процесс обучения. Конечный результат работы оценивается учителем, также могут быть заданы определенные вопросы, подходящие по тематике жанра диалога. Обучение навыкам читательской грамотности и креативного мышления использует определенные типы упражнений. Представим пример упражнений, используемых при обучении диалогической речи. Фонограмма с диалогической речью. Представляет собой звуковую или видео демонстрацию диалога. Позволяет сформировать аудиторские навыки учеников. Может содержать вопросительные упражнения с различной мелодической окраской, употребление эллиптических форм, реплики различной сложности. Является вариантом средней сложности. Ученики могут упростить вариант диалога, вносить понятные им фразы. Контроль знаний происходит в виде перевода или пересказа на родном языке. Фонограмма с диалогической речью, связанная с речевыми упражнениями. В данном случае диалог должен восприниматься в естественном виде, без определенных разъяснений. Усложнение материала происходит за счет воспроизведения полной картины речи, ее темпа. Необходимо воспроизвести непрерывный процесс беседы двух людей. В конце ученики могут передать то, о чем говорилось в диалоге на родном языке. Фонограмма с диалогической речью, которая готовит учеников к формированию определенных языковых навыков. Представляет собой соединение первых двух типов. Точное воспроизведение диалога в данном случае не является обязательным фактором. Главным фактором является понимание учениками сути диалога, имитация прослушанного [6]. Таким образом, развитие функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку является возможным решением проблемы обучения детей в различных образовательных учреждениях. Изучение иностранных языков является довольно познавательным, но в то же время сложным процессом. А в особенности обучение разговорной речи и письму является непростым в усвоении процессом для детей любых категорий. И большинство детей испытывают трудности в его изучении. Но при совместной работе учителей, психологов и родителей, возможно перейти на новый уровень образования, который поможет объединять обучение детей всех категорий. Литература:
Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак-в ин. яз. высш. пед. уч. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2019-336 с.
Гарбуз, О. В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку/ - Челябинск: 2020. — 116с.
Карасёв С. А. Глобализация английского языка и новые задачи методики его преподавания // Язык и межкультурная коммуникация. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: изд-во ИУБиП, 2005. — 148 с.