Статья: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Статья: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способностей учащихся к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучение иностранным языкам рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. Наиболее значимыми направлениями преобразования содержания обучения иностранным языкам в начальной и основной школе признаны:
эффективное использование выраженных способностей учащихся к речевому развитию и овладению языком в целом;
ориентация учебного материала на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом возрастных групп. Отбор тем и проблем общения социокультурного, языкового и речевого материала;
достижение выпускниками полной средней школы, минимально необходимого уровня функциональной грамотности, который может обеспечить дальнейшее образование выпускников;
усиление деятельностного характера обучения, что позволяет осуществлять общение на излагаемом иностранном языке в любой форме;
усиление роли социокультурных знаний и умений о странах изучаемого языка.
Перечисленные направления предполагают, что выпускник средней школы должен свободно владеть иностранным языком. Однако школьники обладают разными способностями и возможностями, соответственно уровень обученности не может быть одинаковым.
Основным принципом обучения английскому языку является принцип коммуникативной направленности, согласно которому все виды речевой деятельности должны быть ориентированы на обучение нормам и правилам общения на иностранном языке. Однако проблема заключается в том, что низкий уровень сформированности коммуникативных умений является основной причиной некачественного выполнения различных заданий, а в итоге и низкого качества знаний по предмету. Поэтому тема, над которой я работаю в течение несколько лет, «Формирование коммуникативных умений учащихся через речевую практику», на мой взгляд, является сегодня актуальной.
В своей работе использую следующие приемы, которые вытекают из основополагающих принципов подхода к формированию коммуникативных способностей иноязычной речи. Это принцип личностной направленности обучения и принцип коллективного взаимодействия обучаемых в процессе учебной деятельности.
Прием преднамеренного создания различий в объеме информации у потенциальных партнеров. Партнеры владеют неравным количеством информации, которой им надо обменяться, что служит стимулом общения на иностранном языке.
Учащиеся работают в парах, запоминают таблицы по тексту на английском языке, обмениваясь информацией. На основе этих же таблиц можно дать задание составить небольшое монологическое высказывание о каждой из строк, обменяться параллельно аналогичными сведениями, касающимися их собственной страны.
Прием использования различий в точках зрения. Каждому ученику дается список незавершенных предложений и предлагается дописать информацию, которая соответствует их жизненному опыту.
1. Just before I go to bed I ….
2. Just before guests arrive I ….
3. When I come home after school I ….
Я распределяю учеников на группы, они должны угадать, что делают их одноклассники в ситуациях, представленных в предложениях. Ученик либо подтверждает, либо отвергает высказывание. Идет активный обмен мнениями. Также в этом упражнении учащиеся отрабатывают глаголы в Present, Past u Future Simple.
Прием перекодировки информации.
Данный прием основан на переводе информации из одной формы в другую, например, из графической в вербальную и наоборот.
Например, рисую на доске родословное дерево и предлагаю учащимся прочитать текст о семье. Читают и заполняют в схему требуемую информацию: возраст, профессию, внешность, увлечения.
Родословное дерево может стать опорой для монологического высказывания.
Обучая коммуникации на иностранном языке, я ставлю задачу довести лингвокультурологическую компетенцию ученика до уровня, позволяющего ему свободно общаться с носителями языка. Формирование коммуникативных способностей достигается с помощью определенных заданий и упражнений:
- чтение и ответы на вопросы. К тексту прилагаются вопросы для контроля понимания;
- заучивание наизусть. Заучивание наизусть слов с переводом на родной язык и грамматических правил;
- заучивание диалога-эталона наизусть в начале урока путем многократного повторения с правильным произношением и интонацией сначала хором, затем индивидуально с последующим разыгрыванием ролей;
- «цепочка»: учитель задает вопрос ученику. Ученик отвечает, затем задает вопрос соседу. Тот отвечает и задает вопрос следующему ученику;
- упражнение – трансформация. Учитель дает задание трансформировать утвердительное предложение в отрицательное, или вопросительное, активный залог в пассивный, прямую речь в косвенную;
- задание «Заполните пропуск…» предлогами, артиклями, глаголами в нужной форме;
- ролевые игры, стихи, песни, стимулирующие интерес к языку;
- использование всех видов наглядности.
Также помогаю правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные языковые средства. Например, при обучении аргументированного ответа на вопрос в процессе общения настаиваю, чтобы учащиеся отвечали с использованием не одного, а нескольких аргументов, вводя в речь клише английского разговорного языка по следующей схеме:
First … (во-первых)
Then … (затем)
Besides …. (кроме того)
More than that …. (более того).
В результате получается полный интересный для собеседника ответ, стимулирующий общение на иностранном языке.
На своих уроках формирую навыки монологической и диалогической речи.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прослушанным или прочитанным произведением школьники учатся:
вести диалог – расспрос, используя вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем?
вести диалог этикетного характера: приветствие, знакомство, представление, предложение услуги, извинение, вежливый отказ;
вести диалог побудительного характера: обращение с просьбой, отказ выполнить просьбу, просьба о помощи, предложение сделать что-либо.
В каждом разделе учебника по теме есть образцовые диалоги, которые предлагаю учащимся заучивать наизусть. Они служат основой для самостоятельного высказывания в ролевом диалоге.
На своих уроках использую функциональные опоры при обучении диалогическому общению. Например, при обучении диалогической речи в 6 классе по теме «Внешность» отрабатываю до автоматизма следующую схему диалога:
При овладении монологической речью школьники учатся:
описывать рисунок, картинку, фотографию;
описывать животных, предметы с указанием названий, качества, размера, количества, места расположения;
высказываться о себе, о свой семье, друзьях, героях фильмов и книг, называть имена и названия стран, рассказывать о любимом занятии, уметь выразить отношение к предмету обсуждения (нравится / не нравится);
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с опорой на план, ключевые слова.
Учащиеся не всегда могут построить монологическое высказывание, выполнив предварительно упражнения из учебника. Поэтому я включаю в работу дополнительные упражнения, которые помогают достичь желаемого результата.
Обучение монологическому высказыванию по тексту.
Выбор ключевого предложения и перифраз.
Восстановление последовательности событий.
Расширение высказывания или целого текста за счет изученного ранее.
Составление предложений.
Составление плана к тексту, достаточно большому по объему.
Пересказ текста.
Монологическая речь используется в описательных заданиях и проектных работах.
Так при описании достопримечательностей Лондона ученики просматривают видеосюжет на английском языке, а затем по вспомогательным карточкам пытаются его восстановить и пересказать. Карточки содержат разную информацию. В одних карточках наводящие вопросы, в других частично построенные предложения, требующие завершения. Таким образом, ученики с разной степенью подготовленности учатся достигать одной и той же цели. Цель – устно описать тот или иной сюжет максимально близко к оригиналу, при этом использовать все речевые умения. Этот метод можно использовать в сильных и средних группах.
Технологию проектно – ориентированного обучения использую на своих уроках, поскольку учебник под редакцией В.П. Кузовлева, по которому занимаются учащиеся всех классов нашей школы, имеет результатом усвоения каждой темы проект.
Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и предоставления проекта создается реальная ситуация деятельности: учащиеся интервьюируют людей, пишут статьи, рисуют плакаты. Развиваются навыки самообразования и самоконтроля. Учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, письменно оформлять информацию. В итоге создается реальный продукт: плакат, буклет, рекламный проспект.
Например, в 6 классе, заканчивая работу над темой «Одежда», учащиеся выбрали проект на тему «School Uniform». Им было предложено нарисовать модели школьной формы, которую они хотели бы носить в школу.
Учащиеся выполнили следующие задания:
«School Uniform».
1. Speak about the school uniform in Britain.
2. Speak about the school uniform in Russia.
3. Compare the school uniform in Britain and Russia.
What is different?
What is the same?
4. Draw a school uniform for boys.
5. Draw a school uniform for girls.
6. Discribe the uniform.
What do the children wear to school?
Учащиеся нарисовали школьную форму для мальчиков и девочек и сделали сообщения по своим картинкам.
Для того чтобы включить учащихся в процесс речевого взаимодействия как можно раньше, необходимо использовать проблемные задания репродуктивного и продуктивного характера с опорой на устные и письменные тексты, в которых необходимо сначала понять передаваемую информацию, а затем частично трансформировать ее с учетом речевой задачи, сохраняя при этом речевые структуры и модели самого текста.
Контроль и оценка речевой деятельности учащихся с учетом лексико-грамматических навыков осуществляется с помощью различных заданий по практике речи. Предлагаемые задания обеспечивают необходимый уровень обратной связи для учителя, а также уровень мотивации дальнейшего изучения иностранного языка для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.
Методы обучения выбираются в зависимости от поставленной цели, а также зависят от уровня подготовленности конкретной группы учеников. Работа в парах и группах стала неотъемлемой частью урока английского языка.
Групповой метод хорош для работы в слабых классах, он дает возможность включить в работу всех учеников и отследить степень их участия и уровень обученности. Например, текст делится на части по количеству групп, и каждая выполняет свое задание (поиск заданной или деятельной информации). Затем перед группами ставится задача – собрать текст по заданному плану или ключевым словам. Такое задание предполагает посильную речевую практику каждого ученика.
Парный метод используется в диалогической речи. Так после прослушивания или просмотра (видео) ситуативного диалога разных степеней сложности ученики восстанавливают его в ролевой игре. При этом отрабатываются такие умения как приветствие, просьба, умение задавать вопросы с использование практической грамматики. Умение выстроить предложение с учетом стилистики чужого языка (прямой, обратный порядок слов). Умение использовать схему последовательности (просьба об услуге – объяснение причины – согласие на услугу – запрос дополнительной информации – благодарность – ответ на благодарность).
Целенаправленное формирование навыков монологической и диалогической речи является, на мой взгляд, доминирующей частью при обучении разговорного языка. Для подростков важно не просто формально участвовать в каком-либо речевом взаимодействии, но и вступать в него тогда, когда им есть что сказать и когда у них есть достаточный набор языковых и речевых средств для естественного участия в общении.