kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок иностранного языка в системе формирования здорового образа жизни школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок иностранного языка в системе формирования здорового образа жизни школьников. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Быстрая утомляемость на уроках английского языка вызвана спецификой предмета, поэтому при подготовке к уроку должны учитываться возрастные особенности познавательной деятельности ребят, вариативность методов и форм обучения, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок, использование наглядности и различных форм предоставления информации, создание эмоционально благоприятной атмосферы.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок иностранного языка в системе формирования здорового образа жизни школьников. »

Современный урок иностранного языка в системе формирования здорового образа жизни школьников

Михайлова Т.Л.

Введение

Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной – эмоциональной – двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”. На наш взгляд, это:

  • любовь к ребёнку;

  • уважение его мнения;

  • демократический опыт у учителя;

  • поощрение успехов ребёнка;

  • формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию;

  • создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке.

Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

1. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Наверное, каждый учитель, приступая к планированию своих уроков, задумывается над тем, как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Быстрая утомляемость на уроках английского языка вызвана спецификой предмета, поэтому при подготовке к уроку должны учитываться возрастные особенности познавательной деятельности ребят, вариативность методов и форм обучения, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок, использование наглядности и различных форм предоставления информации, создание эмоционально благоприятной атмосферы.

На функциональное состояние организма влияет и личность учителя, его стиль взаимодействия с учащимися. Необходимо помнить, что урок является зоной психологического комфорта, поэтому важно создание ситуации успеха и педагогической поддержки, в которой нуждаются и сильные, и слабые ученики. Для поддержки ребенка необходимо опираться на его сильные стороны, не подчеркивать его промахи, учить оптимизму, предоставлять больше самостоятельности. Индивидуальный и дифференцированный подход на уроке осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика.

Нельзя забывать и о негативном влиянии школьных оценок на здоровье школьников. Отметка становится для учащихся источником радости или серьезных огорчений. Ожидая отметку, ребенок испытывает чувство страха, тревоги, а у некоторых учащихся это подавленное состояние может вызвать настоящие психозы. Неприятные чувства, страх перед уроками снижают умственную работоспособность школьников. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является и похвала ученика, стремление, чтобы весь урок проходил непринужденно, в располагающей к занятиям обстановке. А с первой минуты урока необходимо помнить слова К. Д. Ушинского: “Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов”.

Урок должен приносить радость, только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки являются одним из средств повышения мотивации. На старшем этапе хорошо подходит метод проектов. Дети на уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталость.

Игровые технологии помогают решать проблемы мотивации, развития учащихся и здоровьесбережения на младшем и среднем этапах обучения. Игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие - одна из важнейших форм релаксации. Игра на уроках иностранного языка развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение,

образное мышление, снимает утомление у детей, т. к. игра делает процесс обучения занимательным. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования стихотворений, песен, рифмовок на основе движений и проведения физкультминуток. Песни снимают напряжение, побуждают к активному участию в уроке, вносят элемент эмоциональности, снимают усталость на уроке. Рифмовки повышают настроение на уроке, оживляют урок, помогают преодолеть психическое напряжение. Физкультминутка на уроках благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности учащихся, препятствует нарастанию утомления, повышает настроение, снимает статические мышечные нагрузки.

Огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, используя самые различные приемы и методы. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят. Здоровьесбережение зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью (соизмерять объем и сложность с возможностями ученика).

В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важных условий является моделирование положительного настроя учащихся и учителей, что способствует обеспечению успешного обучения. Каждый урок необходимо начинать с эмоционального настроя. Для этого нужно 3-5 минут. Настрой проводится в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей. С детьми можно поговорить о днях рождения учащихся, праздниках, научных открытиях, сенсациях в мире кино, театра и т.д. главное, чтобы тема задавалась детьми, т.е. была на самом деле интересной. Ученики видят заинтересованность учителя в их личностных интересах, благодаря этому в дальнейшей работе достигаются положительные результаты.

Исключение стрессовых ситуаций на уроке также является важным условием успешной деятельности учителя. Во время урока нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, “примерить на себя” и прочувствовать тот или иной эпизод. Особенно важно это при чтении, говорении и аудировании, когда требуется эмоциональная идентификация информации, в противном случае информация будет отторгнута, и как следствие не принята и не усвоена, а урок пройдет впустую. Для исключения стрессовых ситуаций психологами рекомендуется задавать детям вопрос “что ты чувствуешь?, а не как ты думаешь?”

Творчество учителя в реализации данной технологии неограниченно, также как и творчество детей. Данная технология создает благоприятный микроклимат в группе, повышает интерес к учению, исключает стрессовые ситуации во время урока, способствует формированию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопонимание, способствует раскрытию в детях новых возможностей. Технология диалогового обучения помогает учителю превратить урок в пространство эффективного общения. Всем известно, что на II ступени обучения приоритетным направлением деятельности детей становится общение, поэтому очень важно, чтобы они имели возможность общаться на каждом уроке, особенно если речь идет об иностранном языке, основная цель которого формирование коммуникативных компетенций. Главными параметрами работы в рамках любой темы здесь становятся:

  • Взаимоуважение;

  • Взаимопонимание;

  • Взаимодополнение;

  • Взаимоподдержка.

На уроке обязательно должны присутствовать специальные приемы сбережения физического здоровья. Все перечисленные ниже приемы очень легко вписываются в систему любого урока, главное, чтобы они были систематическими.

  • Дидактические физкультминутки (придумываются по конкретным темам)

  • Релаксационные паузы

  • Дидактические игры с мячом

  • Двигательные игры

  • Музыкотерапия

  • Дыхательная гимнастика

  • Гимнастика для глаз

  • Профилактика нарушений осанки

На II ступени обучения проведение физкультминутки становится проблемой, если ученики не приучены к её выполнению в начальной школе. В этом случае приходиться чаще менять виды деятельности, проводить задания с двигательной активностью, вызывать детей к доске, группировать и пересаживать во время урока, все это ведет к снятию внутренней физической и психологической усталости учеников.

Для физической и психической разгрузки во время урока можно использовать релаксационные паузы. Попросите детей закрыть глаза, расслабиться, включите приятную музыку и зачитайте легкий для понимания и образного представления рассказ на иностранном языке, в данный момент происходит одновременно физическое расслабление и активизация умственных процессов.

Формирование навыков здорового образа жизни реализуется за счет тематики учебных тем, специально подобранных мультфильмов и личным примером. Тематика учебных тем:

  • Здоровье.

  • Спорт.

  • ЗОЖ.

  • Здоровое питание.

  • Режим дня.

  • У доктора.

  • Экология.

Сегодня мы, учителя, решаем простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье детей. Мы очень хотим, чтобы каждый ученик испытывал интерес к урокам, чувствовал ощущение комфорта, чтобы урок оставлял положительные эмоции, тогда ученик и учитель будут счастливы. Этому нас никто не научит, это осваивается самостоятельно, это, возможно, и есть путь к мастерству. Путь сложный, но наполняет смыслом жизнь.

2. Игры на уроках иностранного языка

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению; способствует реализации деятельного дохода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуация общения, моделируемая в игре позволяет приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дает возможность использовать язык как средство общения.

Использование игровых моментов на уроке – очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока. Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий и разновидностей: устных и письменных, грамматических, лексических и фонетических, индивидуальных и командных, спокойных и подвижных. Можно подобрать игру для любого этапа урока, что позволяет сделать любой урок интересным и эффективным.

Игры можно разделить на 3 группы:

  • неподвижные,

  • условно-подвижные

  • подвижные игры.

I. Неподвижные игры.

1. “Ассоциации”. Учитель пишет на доске слово на изучаемую тему. Первый ученик называет слово, которое ассоциируется у него с заданным. Второй называет ассоциацию к слову первого ученика и так далее. Когда каждый назовет свое слово, учитель записывает последнее слово рядом с первым и просит учащихся составить предложения, используя оба слова в одном предложении.

Например:

Учитель: A pet

Ученик 1: A cat

Ученик 2: Milk

Ученик 3: Food

Ученик 4: Tasty

Ученик 5: Ice-cream, etc.

В результате на доске 2 слова: A pet – ice-cream. Учащиеся составляют предложения с этими словами. Например: My pet does not like ice-cream. Эту игру можно использовать, начиная со среднего этапа обучения. Она очень хорошо подходит в качестве речевой зарядки.

2. “Bingo”. Ее можно применять как для отработки лексики и фонетики, так и грамматики. На доске учитель пишет ряд слов и просит учащихся записать три любых слова из предложенных. Потом он начинает называть эти слова в произвольном порядке. Тот учащийся, чьи три слова назвали первыми поднимает руку и кричит: “Bingo!”. Он побеждает в этой игре.

Универсальность этой игры еще и в том, что ее можно использовать на любом этапе обучения, начиная с самых первых уроков.

3. “Naughty Names”. Эта игра послужит вам прекрасным помощником при изучении прилагательных, описывающих черты характера.

Суть состоит в том, чтобы подобрать прилагательное, начинающееся с той же буквы или звука, что и имя ученика. Например: Lovely Lena, Naughty Natasha, Clever Kirill, etc. Чтобы увеличить объем лексики можно придумать новые имена каждому учащемуся.

II. Условно-подвижные игры.

В эту категорию я выделила игры, когда учащиеся совершают минимум движений и не передвигаются по классу.

1. “The Best Speller”. Я использую эту игру для повторения и закрепления лексики. Учитель называет слово (можно дать английский вариант, можно – русский). Ученик должен назвать это слово по буквам. Если он называет правильно, то он выходит во второй тур. Если он называет слово неправильно, тогда это слово переходит к следующему ученику. Ученикам, которые вышли во второй тур дается более сложное задание. Например, назвать по буквам словосочетание с активным словом. На более младшем этапе можно в первом туре называть слова по-русски, а во втором туре по-английски.

2. “A Puppet Show”. Это – парная работа. Один учащийся – кукловод, а второй – кукла. Кукловод стоит позади куклы, держит его за руки и демонстрирует действия, которые он озвучивает. Например: “Hallo!” (Кукловод поднимает руку куклы и приветственно машет.)

I am Jack. (Кукловод прикладывает руку куклы к груди.) I can swim well. (Кукловод двигает руками куклы, показывая как тот плавает.)

Текст может быть одинаковым для всех, а может быть разным для каждой пары. С помощью этого упражнения можно проверить владение теми или иными грамматическими структурами, а также степень владения учащимися навыками подготовленной и неподготовленной речи.

III. Подвижные игры.

1. “Circle Game”. Учащиеся стоят в кругу. Каждый учащийся держит в руках карточку с изображением животного (или с буквами алфавита или с цифрами, карточки могут быть любыми в зависимости от изучаемой темы). Учитель называет два слова: a dog – a monkey. Учащиеся, у которых на карточках изображены эти животные, должны поменяться местами. Затем учитель называет следующую пару животных и так далее.

2. “True and False Chairs”. Учитель ставит у доски два стула. Один стул будет “правильный”, а другой “неправильный”. Учащиеся делятся на две команды и встают в два ряда напротив стульев. Учитель показывает картинку и называет слово. Если слово соответствует рисунку, тогда один из представителей каждой команды должен сесть на “правильный” стул, а если слово названо неверно, то тогда нужно сесть на “неправильный” стул. Очко начисляется той команде, представитель которой успел сесть первым и не ошибся в выборе стула. На более старшем этапе можно использовать эту игру не только для проверки лексики, но для проверки понимания текста (учитель называет предложения из текста, которые могут соответствовать тексту или нет).

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Михайлова Татьяна Леонидовна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Применение технологии здоровьесбережения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(84) "primienieniie-tiekhnologhii-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "241239"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445196105"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План-конспект урока "Глагол to be в Past Simple/ (урок №2). Раздел 6. (Погода)". "
    ["seo_title"] => string(73) "plan-konspiekt-uroka-glaghol-to-be-v-past-simple-urok-2-razdiel-6-poghoda"
    ["file_id"] => string(6) "217499"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433364335"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации."
    ["seo_title"] => string(77) "kachiestvo-obrazovaniia-v-nachal-noi-shkolie-mietodichieskiie-riekomiendatsii"
    ["file_id"] => string(6) "303856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615074"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства