Просмотр содержимого документа
«Сочинение как один из видов работы на уроках английского языка»
Сочинение как основной вид творческой работы на уроках гуманитарного цикла
Сочинение как вид деятельности учащихся всегда занимал особое место в школьном курсе предметов гуманитарного цикла. Особую актуальность получает оно сегодня, с введением итогового сочинения для выпускников и ФГОС 1. Пункты 4—9 стандартов второго поколения, освещающие требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы, дают исчерпывающее представление о том, каким должно быть сочинение в школе сегодня и могут интерпретироваться как требования к нему. Позволим себе процитировать эти пункты:
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
6) сформированность представлений об изобразительновыразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) владения навыками анализа художественных произведений с учётом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Анализ художественного произведения, предусмотренный новыми стандартами, реализуется на уроках литературы в устной форме, а также при написании различного рода сочинений. Уже в пятом классе учащиеся знакомятся с такими видами сочинения по литературе, как ответ на проблемный вопрос, сочинение в жанре путевого очерка, анализ эпизода, сочинение по личным впечатлениям. Важную роль написание сочинений и других видов творческих работ играет именно в пятом и шестом классах. В этот период учительпредметник располагает большим количеством учебных часов (три урока в неделю), за которые он должен обучить школьников определённому алгоритму действий при написании того или иного вида творческой работы и сочинения.
С чего начинается сочинение? Привычный ответ — с составления плана. Неизменно должна выдерживаться композиция сочинения, состоящая из вступления, основной части и заключения. Далее, исходя из особенностей вида сочинения (ответ на проблемный вопрос, путевой очерк, анализ эпизода), формируется круг вопросов, которые учащиеся будут освещать в своей работе. Важно, чтобы школьники сами могли сформулировать пункты плана и отобрать положения, отвечающие цели написания сочинения. Составление плана будущей творческой работы — процесс кропотливый и небыстрый, подготовка к написанию сочинения занимает порой целый урок. В связи с этим может возникнуть вопрос: «А нужен ли план вообще или можно обойтись без него?» С этой дилеммой столкнулись многие молодые учителя. И вопрос: «Лечит или калечит сочинение план?» — остаётся сложным и разрешается опытными коллегами поразному (ориентируемся на мнения, высказанные в журнале «Литература в школе» 2 в разные годы). Однако невозможно не выделить несколько бесспорных плюсов составления плана. Вопервых, он помогает учащемуся выдержать композицию творческой работы, вовторых, логически верно изложить собственные мысли, втретьих, составление плана творческой работы — достаточно сложный мыслительный процесс, формирующий логические универсальные учебные действия. Кроме того, данный вид работы учит школьников планировать действия и последовательно выстраивать речевое высказывание, выражать мысль.
Обучение сочинению в школе преследует цель не только научить ребёнка складно и последовательно излагать свои мысли, но и уметь составить собственное суждение обо всём. Как отмечает С. П. Гринева в своей работе «Актуальные проблемы методики преподавания литературы в школе» 3 самостоятельность мысли есть наивысшее проявление интеллектуального развития человека. Так как означает, что он может разбираться в идейнохудожественном значении книги, её своеобразии, может высказывать аргументированное мнение о прочитанном. Задача словесника — задать тон рассуждению, помочь учащемуся верно сформулировать собственную мысль.
Изучение художественного произведения — лучший способ научиться размышлять и рассуждать о «вечных» нравственных, эстетических, философских проблемах. Когда человек анализирует прочитанное, в его сознании активируется система ориентаций. Так известный психолог Н. Э. Коротков 4 в системе ценностной ориентации выделяет функциональную, конструктивную и ориентацию на ориентацию. Функциональная ориентация подразумевает понимание таких понятий, как искусство и действительность, понимание логики и системы их взаимодействия. Под конструктивной ориентацией понимается умение читателя оценить мастерство писателя, а также понимание единства формы и содержания художественного произведения. И, пожалуй, высшая ступень — ориентация на ориентацию — предполагает умение выявить и понять эстетический идеал автора, определить ценность позиции писателя в изображении жизни. Чтобы учащийся мог достигнуть данного уровня, он должен владеть такими понятиями, как мировоззрение и эстетический идеал. Принимая во внимание психофизические особенности восприятия художественного текста, мы приходим к выводу, что перед учителем гуманитарного предмета стоит непростая задача. Вопервых, научить юного читателя верно трактовать авторский текст, воспринимать его идею, видеть эстетическую и этическую позицию каждого конкретного писателя. А, вовторых, показать неоднозначность взглядов на то или иное явление, многополярность мнений, что поможет учащемуся выработать собственную точку зрения, отталкиваясь от исходного признанного суждения. Написание сочинения может быть толчком к собственному рассуждению о поднятой автором проблеме.
Написание сочинений — неотъемлемая часть процесса обучения современных школьников. С введением новых стандартов образования данный вид работы только упрочил свои позиции.
Из опыта обучения написанию сочинения на уроках иностранного языка
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
-В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать его — вот какова цель творческих урочных мероприятий.
Во время написания сочинения на заданную тему у учащегося развивается наблюдательность, так как перед написанием сочинения ученику необходимо собрать подходящий материал, проанализировать прочитанное, если это сочинение-рассуждение о художественном тексте. Происходит развитие речевой активности, в письменных работах учащиеся совершают меньше грамматических ошибок, так как более вдумчиво составляют предложения. Ученику задается определенная ситуация (т.е. тема сочинения), но ребенок выражает свои чувства, мысли и отношение к теме, соответственно ученик выражает свою индивидуальность, и свое видение проблемы. Таким образом, написание эссе на уроках английского языка способствует формированию умения у учащегося аргументированно, логически и грамматически верно строить речевое высказывание.
1 Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413.
2 Литература в школе.— 1996. № 6. С. 4—153. Литература в школе.— 2002. № 5. С. 2—48.
Литература в школе.— 2003. № 4. С. 2—48.
Литература в школе.— 2004. № 7. С. 2—48.
Литература в школе.— 2006. № 2. С. 2—48. И другие издания.
3Гринева С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы в школе: Пособие для студентов и учителей словестности / С. П. Гринева.— Белгород: Издательство Белгородского университета, 1998. 146 с.