Рассмотрим более конкретно систему лексических упражнений, построенную по принципу «от простого к сложному», т. е. от уровня слова, словосочетания, предложения до уровня сверхфразового единства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система лексических упражнений»
Система лексических упражнений
Рассмотрим более конкретно систему лексических упражнений, построенную по принципу «от простого к сложному», т. е. от уровня слова, словосочетания, предложения до уровня сверхфразового единства.
Упражнения на уровне слова
1. Выразить то же самое с помощью одного слова.
Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Те ассоциации, которые вы сможете заложить на этом уровне, продолжат в дальнейшем свое дело уже в устах учеников. Через данное упражнение учитель может опосредованно формировать и различные уровни коммуникативной компетенции, включая социолингвистическую и социокультурную.
Подобрать синонимы/антонимы к данному слову.
Здесь, как и в других упражнениях на выбор, учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов. Хорошо бы использовать и собственные словарики-«вокабуляры». Можно проверить детальное понимание особенностей значения и употребления различных синонимов, объединив данное задание с предыдущим, т. е. через отгадывание слова по его дефиниции.
Выбрать слова с наиболее общим значением.
Такие упражнения, помимо установления синонимических связей слова, учат обобщать, генерализировать понятия, что особенно важно при работе с детьми. Здесь также легко устанавливаются связи с предыдущим упражнением по подбору синонимов/антонимов.
Расположить слова по определенному принципу или признаку.
Например:
по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);
по степени надежности (комфорта);
по. скорости передвижения (существительные или глаголы)
Определить слово, которое не подходит к данной группе.
Данное задание будет интереснее, если сделать выбор неоднозначным или хотя бы не столь очевидным.
Образовать как можно больше однокоренных слов.
Упражнения на уровне словосочетания
1. Составить/подобрать словосочетания к предложенным словам.
Предлагая такое задание, грамотный учитель обязательно использует возможность еще раз обратить внимание учащихся на особенности коллокаций и управления близких по значению слов, т. е, на то, что одни слова никогда не употребляются вместе, а другие требуют различных предлогов.
2. Добавить/подобрать к существительным 3—4 определения (к глаголам —3—4 наречия) и т. д.
Это и подобные ему упражнения можно выполнять как индивидуально, так и в парах или группах. Можно провести его в форме игры «Кто больше?». В этом случае ученические словарики также могут оказать ощутимую пользу.
3. Соединить разрозненные слова таким образом чтобы получились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т. д.
4. Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.
Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова. Правда, это зависит и от самих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения темы, от установки, которую дает учитель.
Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства
Ответить на вопросы.
Если вопрос примитивен, то таков будет и ответ. Опытный учитель всегда сумеет задать вопрос, в ответ на который ученик станет использовать активную лексику и при этом сумеет обойтись без назойливого напоминания о необходимости использовать «новые, активные слова», что кроме раздражения ничего не вызывает.
2. Поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть данные слова или выражения.
Это упражнение одновременно решает несколько задач. Здесь мы имеем возможность еще раз отработать специальные вопросы, опосредованно готовя учеников к ведению диалога, а главное — имеем возможность формировать дискурсивную компетенцию. У данного упражнения есть и то преимущество, что, вместо того чтобы придумывать множество вопросов самому, учитель может распределить эту обязанность между учениками, вовлекая их в совместный процесс обучения и разделяя ответственность, за его успешность. При выполнений данного задания можно также использовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).
3. Закончить следующие предложения.
Принцип здесь тот же — примитивизм вреден. Хороший учитель всегда стремится к использованию заданий «открытого типа», т. е. таких, которые не исключают, а предполагают множество допустимых ответов.
4. Соединить разрозненные части предложений в связный текст.
5. Подобрать или придумать заголовок к картинке.
6. Дать свою дефиницию слова.
Вот здесь пригодится вся та информация, которая исподволь закладывалась в фундамент семантического поля данного слова. Повторы также маловероятны, если учителю удалось установить много различных ассоциаций.
7.Прокомментировать пословицу.
8. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны и т. д.