kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система лексических упражнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим более конкретно систему лексиче­ских упражнений, построенную по принципу «от простого к слож­ному», т. е. от уровня слова, словосочетания, предложения до уров­ня сверхфразового единства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система лексических упражнений»

Система лексических упражнений

Рассмотрим более конкретно систему лексиче­ских упражнений, построенную по принципу «от простого к слож­ному», т. е. от уровня слова, словосочетания, предложения до уров­ня сверхфразового единства.


Упражнения на уровне слова

1. Выразить то же самое с помощью одного слова.

Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть ис­ходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Те ассоциации, которые вы сможете заложить на этом уровне, продолжат в дальнейшем свое дело уже в устах учеников. Через данное упражнение учи­тель может опосредованно формировать и различные уровни ком­муникативной компетенции, включая социолингвистическую и социокультурную.

  1. Подобрать синонимы/антонимы к данному слову.

Здесь, как и в других упражнениях на выбор, учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов. Хорошо бы использовать и собственные словарики-«вокабуляры». Можно проверить де­тальное понимание особенностей значения и употребления различ­ных синонимов, объединив данное задание с предыдущим, т. е. че­рез отгадывание слова по его дефиниции.

  1. Выбрать слова с наиболее общим значением.

Такие упражнения, помимо установления синонимических связей слова, учат обобщать, генерализировать понятия, что особенно важно при работе с детьми. Здесь также легко устанавливаются связи с предыдущим уп­ражнением по подбору синонимов/антонимов.

  1. Расположить слова по определенному принципу или признаку.

Например:

  • по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);

  • по степени надежности (комфорта);

  • по. скорости передвижения (существительные или глаголы)


  1. Определить слово, которое не подходит к данной группе.

Данное задание будет интереснее, если сделать выбор неодно­значным или хотя бы не столь очевидным.

  1. Образовать как можно больше однокоренных слов.


Упражнения на уровне словосочетания

1. Составить/подобрать словосочетания к предложенным словам.

Предлагая такое задание, грамотный учитель обязательно ис­пользует возможность еще раз обратить внимание учащихся на особенности коллокаций и управления близких по значению слов, т. е, на то, что одни слова никогда не употребляются вместе, а другие требуют различных предлогов.


2. Добавить/подобрать к существительным 3—4 определе­ния (к глаголам —3—4 наречия) и т. д.

Это и подобные ему упражнения можно выполнять как инди­видуально, так и в парах или группах. Можно провести его в фор­ме игры «Кто больше?». В этом случае ученические словарики также могут оказать ощутимую пользу.


3. Соединить разрозненные слова таким образом чтобы полу­чились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т. д.

4. Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.

Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова. Правда, это зависит и от са­мих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения те­мы, от установки, которую дает учитель.


Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства

  1. Ответить на вопросы.

Если вопрос примитивен, то таков будет и ответ. Опытный учитель всегда сумеет задать вопрос, в ответ на который ученик станет использовать активную лексику и при этом сумеет обойтись без назойливого напоминания о необходимости использовать «новые, активные слова», что кроме раздражения ничего не вызывает.


2. Поставить вопросы к выделенным словам/написать во­просы, ответами на которые могут быть данные слова или вы­ражения.


Это упражнение одновременно решает несколько задач. Здесь мы имеем возможность еще раз отработать специальные вопросы, опосредованно готовя учеников к ведению диалога, а главное — имеем возможность формировать дискурсивную компетенцию. У данного упражнения есть и то преимущество, что, вместо того чтобы придумывать множество вопросов самому, учитель может распределить эту обязанность между учениками, вовлекая их в совместный процесс обучения и разделяя ответственность, за его успешность. При выполнений данного задания можно также ис­пользовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).


3. Закончить следующие предложения.


Принцип здесь тот же — примитивизм вреден. Хороший учитель всегда стремится к использованию за­даний «открытого типа», т. е. таких, которые не исключают, а предполагают множество допустимых ответов.


4. Соединить разрозненные части предложений в связный текст.


5. Подобрать или придумать заголовок к картинке.


6. Дать свою дефиницию слова.

Вот здесь пригодится вся та информация, которая ис­подволь закладывалась в фундамент семантического поля данного слова. Повторы также маловероятны, если учителю удалось установить много различных ассоциаций.


7. Прокомментировать пословицу.


8. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, стра­ны и т. д.


9. Составить рассказ с данными словами.


10. Описать картинку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Система лексических упражнений

Автор: Закревская Анна Александровна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596275

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ "
    ["seo_title"] => string(102) "formirovaniie-etnokul-turnoi-idientifikatsii-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-lieksichieskoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "139215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417682414"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обучение лексической стороне речи – основа успешного  овладения английским языком» Мастер-класс"
    ["seo_title"] => string(108) "obuchieniie-lieksichieskoi-storonie-riechi-osnova-uspieshnogho-ovladieniia-anghliiskim-iazykom-mastier-klass"
    ["file_id"] => string(6) "319668"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460915711"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Система коррекционных упражнений для нарушения чтения"
    ["seo_title"] => string(66) "sistiema_korriektsionnykh_uprazhnienii_dlia_narushieniia_chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "462469"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521397483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства