Просмотр содержимого документа
««Обучение лексической стороне речи – основа успешного овладения английским языком» Мастер-класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ №8
Мастер-класс
Тема: «Обучение лексической стороне речи – основа успешного овладения английским языком»
Подготовила и провела: Борисова И.Г.
учитель английского языка
первой квалификационной категории.
г.Саранск
2016 год
Цель: Диссеминация опыта работы по данной теме среди учителей города
Задачи:
Познакомить слушателей с теоретическими основами представляемого опыта.
Показать на практике как используются тренировочные упражнения, пословицы, стихи и песни в обучении лексики.
Расширить общекультурный и филологический кругозор.
Этапа:
Презентация теоретического материала по теме.
Представление своей системы учебной деятельности.
Вовлечение слушателей в процесс выполнения практических заданий.
Моделирование участниками мастер-класса своей учебной системы.
Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности.
Оборудование:
Компьютер, проектор.
Банк лексических упражнений для отработки навыка.
Банк тематических стихов, песен, пословиц, презентаций
Презентация мастер-класса.
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Поэтому обучение лексической стороне речи – не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Будь то устная речь (аудирование, говорение) или письменная (чтение, письмо), в основе каждой – слово. Речевая перспектива в свою очередь обуславливает мотивированность и успешность овладения словарем.
Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В конце XX века лингвистика, психология, методика и дидактика решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком обучающимися разного возраста и уровня образования. Была установлена, в частности, важная для школьной и вузовской методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.
Отечественные методисты иностранных языков (И.В. Рахманов, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина), базируясь на концепциях И.В. Щербы, разработали определённые основы методики обучения всем видам иноязычной речевой деятельности, указали на ряд важных теоретических положений, способствующих, созданию разных методик, для активного и пассивного овладения языком, подготовили словари минимумы для средний школы, учебники и программы, в которых подразделяется языковой материал, предназначенный для активного и пассивного усвоения, обосновали необходимость использования разных типов упражнений –рецептивных и репродуктивных – для обучения устной речи.
По окончании школы ученики должны знать определённое количество слов, предписанных учебной программой..
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.
Что такое лексика? Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче пользоваться ему языком.
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Существует шкала владения иностранным языком для рецепции, продукции и взаимодействия, дающая представление о том, что ученики должны уметь, изучая язык:
Рецептивные умения
Умение взаимодействия
Продуктивные умения
Узнавать знакомые слова и основные фразы, касающиеся определённой темы.
Взаимодействовать на языке, но коммуникация зависит от стратегии перефразирования и повторов; задавать вопросы и отвечать на них, реагировать на утверждения в знакомых областях.
Продуцировать фразы и предложения по определённой тематике
Лексические навыки характеризуются большей осознанностью, что проявляется в выборе слов, в их сочетании с другими словами и зависимости от цели коммуникации. Также выделяется языковой лексический навык: операции по анализу слов, по словообразованию, конструированию словосочетаний.
С методической точки зрения сложный процесс овладения иноязычной лексикой включает много компонентов: предъявление, объяснение, разнообразные упражнения для тренировки и применения, контроль над процессом становления и сформированности лексических навыков.
Методы и приемы обучения лексике.
Главная их задача сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными его участниками.
Тренировка учащихся в усвоении новых слов реализуется при помощи упражнений, направленных на формирование продуктивного лексического навыка и его совершенствование.
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком
Все упражнения в связи со структурой навыка делятся на две категории: упражнения, которые направлены на запоминания слова, его семантики в единстве с фонетической и грамматической формой слова, в результате чего обеспечивается операция выбора слова из памяти, и упражнения, целью которых является упрочнение синтагматических и прагматических связей данной лексической единицы. Поскольку слово усваивается благодаря ситуативной соотнесённости и необходимости для высказывания своих мыслей и чувств, первичная тренировка в употреблении новой лексики после ее презентации осуществляется в условно-речевых упражнениях (упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию, осуществляемых в условиях специально организованного общения). Эти упражнения сопровождаются коммуникативной установкой, а на младшем и среднем этапе могут носить игровой характер. (Приложение №1)
Игровой метод.
Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.
Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у школьников.
На уроках я часто использую такие игры (Приложение №2)
Применение стихотворений, пословиц, рифмовок и песенного материала.
Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.
При работе со стихами и песнями мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное. Многие учебные курсы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе "Spotlight ” детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме.
Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет. Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом.
На уроках английского языка необходимо использовать презентации, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности. Так же целесообразно использование интернет - ресурсов, как для работы на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся в домашних условиях. (http://genkienglish.net/) , видео материал по Великобритании "ThisisBritain” и видео курс на DVD к УМК «Спотлайт в фокусе».
Здоровье - сберегающие технологии.
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.
В первую очередь на своих уроках мы используем динамические паузы, физминутки и подвижные игры, которые стараемся связать с тематикой урока. В таких играх можно отрабатывать любой лексический материал.
Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении английской лексики необходимо использовать все вышесказанные методы и приемы в комплексе. В этом случае достигаются высокие результаты в усвоении лексики, формируются речевые навыки и развивается интерес детей к изучению английского языка.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранная языки в школе. – 1986. –С.52.
2. Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения) // Иностранные языки в школе. – 1993. –С. 54.
3. Биболетова М.3., Денисенко О. А., Добрынина Н. В. Английский язык. Учебник для 1 класса: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. 255 с.
4. Биболетова М.3., Денисенко О.А., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Enjoy Eng1ish 2: Книга для учителя к учебнику Enjoy Eng1ish 2. –Обнинск: Просвещение, 1996. 331 с.
5. Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения// Иностранные языки в школе. – 1990. –С. 25.
6. Варежкина Н.В. Методика английского языка. –М.: Просвещение, 1999. 350с.
7. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. –М.: Просвещение, 1998. –С.17-35.
8. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе// Иностранные языки в школе. –1990. –С. 43.
9. Гальперин П.Я. Современная методика английского языка. –М.: Просвещение, 1995. –С. 45-60.
10. Емельянова Е.Ю., Кузовлев В.П., Тарасюк Н.А. Привет, американский английский: Книга для учителя. –М.:Академия, 1994. 253 с.
11. Комкова И.Ф. Английский язык для детей. –М.: Просвещение, 2000. – С. 40-50.
12. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. –СПб., 2006. –150с.
13. Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку в начальной школе. –М.: Просвещение, 2000. 250с.
14. Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. –М., 1999. –С.29.
15. Негневицкая Е.И., Никитенко 3.Н., Ленская Е. А. Английский язык: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1992. 198с.
Translate the phrases and make up sentences with them
Wasteless technologies, cleaning constructions, a multinational state, to sharpen the knife, to outcry a huge crowd of people, to overcome the difficulties, to strengthen the army, mutual misunderstanding
You are able to overcome the difficulties of the situation yourself, aren’t you?
They are both impetuous and stubborn that’s why they suffer frommutual misunderstanding.
Fill in the correct form of the word
It was a very______ journey (DANGER)
Smoking is strictly ________ in the office (PROHIBIT)
Some of the first ________ organizations in the world started in Great Britain (ENVIRONMENT)
People should take their domestic rubbish to the local _____ centre (RECYCLE)
Every country has its own _______ flag (NATION)
Приложение №2 Игры для отработки и закрепления лексических навыков
«Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить, сделать свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались.
«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме: «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: узнай сколько человек в твоем классе увлекаются спортом или какую одежду любят носить в свободное время и т.д. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
«Займи позицию». Зачитывается какое-либо утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ» с объяснением своей позиции.
«Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
«Карусель» Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
«Свеча». По кругу передается зажженная свеча, и люди высказываются о разных аспектах проблемы. Я заменила свечу мячом (“Magic Ball)”и использую данный прием, например, при обсуждении погоды, времени года, настроения, при составлении описательных рассказов.
«Мозговой штурм». Прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения проблем, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–3минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов по темам: здоровье, спорт, молодежь, система образования.
«Незаконченное предложение» ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
«Групповой рассказ». Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными