Система коррекционных упражнений для нарушения чтения
Система коррекционных упражнений для нарушения чтения
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Большие затруднения при обучении чтению испытывают дети с общим недоразвитием речи, у которых нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи (общее недоразвитие речи – ОНР). Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (Л.С. Волкова). Фонетико – фонематические, лексические и грамматические трудности, отмеченные у детей с ОНР, наслаиваясь и дополняя друг друга, приводят к значительным нарушениям речи. Дефектное развитие речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка чтения.
Именно поэтому своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в преодолении у детей трудностей в овладении навыком чтения. Однако разработка целенаправленных методов коррекции нарушений чтения не нашла достаточного отражения в научных публикациях.
Поэтому актуальность и практическая значимость подбора и разработки дидактического материала для коррекции нарушений чтения у детей с ОНР очевидна.
Целью работы является:
Подобрать и разработать дидактический материал по коррекции нарушений чтения у детей с ОНР.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить научную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования нарушений чтения.
Разработать систему компьютерных упражнений, направленных на коррекцию нарушений чтения.
Разработанные упражнения нацелены на коррекцию нескольких направлений:
Коррекцию фонематической дислексии.
Коррекцию оптической дислексии.
Коррекцию навыка чтения.
Наработанный дидактический материал может быть использован учителями-логопедами на индивидуальных логопедических занятиях начиная со второго класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система коррекционных упражнений для нарушения чтения»
Система упражнений
Группа 1. Упражнения по коррекции фонематической дислексии.
«Звук в середине слова». Цель: Закрепление представлений о гласных звуках [А], [О]. На изображены картинки со звуками [А], [О]. Ребенку надо выбрать только те картинки, в названии которых гласные звуки [А], [О] стоят в середине слова.
«Сколько слогов» . Цель: Закрепление представлений о гласных звуках [А], [О]. На слайде изображены картинки и схемы слов. Надо разделить картинки согласно количеству слогов в их названии.
«Убери лишнее». Цель: Закрепление представлений о гласных звуках [И], [У]. На слайде изображены картинки. Надо убрать картинки, в названии которых нет звуков [И], [У].
«Звук в начале слова». Цель: Закрепление представлений о гласных звуках [И], [У]. На слайде изображены картинки. Надо выбрать те картинки, в названии которых звуки [И], [У] стоят в начале.
«Два звука». Цель: Закрепление представлений о гласных звуках [Е], [О]. На слайде изображены картинки. Надо выбрать те картинки, в названии которых встречаются оба звука.
«Есть ли звук?» Цель: Закрепление представлений о гласных звуках [Е], [О]. На слайде изображены картинки. Надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звуки [Е], [О].
«Есть ли звук?» Цель: Закрепление представлений о согласных звуках [Д], [Т]. На слайде изображены картинки. Надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звуки [Д], [Т].
«Раздели слова». Цель: Дифференциация звуков [Д] - [Т]. На слайде изображены картинки. Надо разделить и на группы.
«Звук в начале слова». Цель: Закрепление представлений о согласных звуках [В], [Ф]. На слайде изображены картинки. Надо выбрать те картинки, в названии которых, звуки [В], [Ф] стоят в начале слова.
«Исправь ошибку» Цель: Дифференциация звуков [В] - [Ф]. На слайде написано слово с ошибкой и картинка с верным ответом. Надо исправить ошибку.
«Живые картинки» Цель: Закрепление представлений о согласных звуках [Г], [К], на слайде изображены картинки. Надо выбрать «Живые картинки» в названии которых, есть звуки [Г], [К].
«Что не так?» Цель: Дифференциация звуков [Г] - [К]. На слайде изображены картинки, неправильно разделенные на группы. Надо исправить ошибки.
«Есть ли звук?» Цель: Закрепление представлений о согласных звуках [З], [С]. На слайде изображены картинки. Надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звуки [З], [С].
«Подбери слово». Цель: Дифференциация звуков [З] - [С]. На слайде написаны предложения и изображены картинки. Надо вставить подходящую картинку по смыслу.
Группа 2. Упражнения по коррекции оптической дислексии.
«Найди букву». Цель: закрепление зрительного образа бук А, О. На слайде изображены буквы А и О правильно написанные, зеркально отраженные, и перечеркнутые. Надо выбрать только правильно написанные буквы.
«Раздели буквы». Цель: дифференциация букв А - О. На слайде изображены буквы А и О. Надо разделить их на две группы.
« Собери букву». Цель: закрепление зрительного образа бук И, У. На слайде изображены элементы букв. Надо собрать букву У, затем букву И.
« Вставь букву в слово». Цель: дифференциация букв И - У. На слайде написаны слова с пропущенными буквами. Надо вставить нужную букву в слово.
«Найди букву». Цель: закрепление зрительного образа бук Е, О. На слайде даны буквы О и Е правильно написанные, зеркально отраженные, и перечеркнутые. Ребенку необходимо выбрать только правильно написанные буквы.
«Раздели буквы». Цель: дифференциация букв Е - О. На слайде написаны слова, в которых встречаются буквы О и Е. Надо разделить их на две группы.
«Составь букву». Цель: закрепление зрительного образа бук Т, П. На слайде изображены элементы букв. Надо составить букву Т и букву П.
«Раздели слова на группы». Цель: дифференциация букв Т - П. На слайде даны буквы Т и П. Надо разделить их на две группы.
«Преврати букву в другую». Цель: закрепление зрительного образа бук В, Р. На слайде изображена буква В и Р. Надо превратить букву В в букву Р, а букву Р в букву В.
«Исправь ошибки». Цель: дифференциация букв В - Р. На слайде написаны слова с ошибками. Надо исправить ошибки заменив букву Р на букву в и наоборот.
«Исправь буквы». Цель: закрепление зрительного образа бук Г, Т. На слайде изображены буквы, написанные правильно и развернутые в другую сторону. Надо исправить все написанные неправильно буквы.
«Вставь пропущенную букву». Цель: дифференциация букв Г – Т. На слайде написан небольшой текст, в котором пропущены буквы Г и Т . Надо правильно вставить буквы.
« Исправь буквы». Цель: закрепление зрительного образа бук З, Э, Е. На слайде изображены буквы, написанные правильно и развернутые в другую сторону. Надо исправить все написанные неправильно буквы.
«Найди слово». Цель: дифференциация букв З – Е, З – Э. На слайде написаны слова. Надо найти слова, в которых есть буква З.
Группа З. Упражнения по коррекции навыка чтения.
«Собери слово». Цель: Коррекция нарушения чтения окончаний. На слайде написаны части слова. Детям надо собрать слово и прочитать его.
«Найди слово» Цель: Коррекция нарушений чтения. На слайде написан небольшой текст и изображены картинки. Надо найти названия картинок в тексте.
«Отдели слова». Цель: Коррекция нарушений чтения. На слайде написаны слова и бессмысленные буквосочетания. Детям надо разделить их на 2 группы.
«Съедобные слова». Цель: Коррекция нарушений чтения. На слайде написаны слова. Детям надо выбрать только «съедобные» слова.
«Не съедобные слова» Цель: Коррекция нарушений чтения. На слайде написаны слова. Детям надо выбрать только «несъедобные» слова.
«Прочитай вторую половину слова». Цель: Коррекция нарушения чтения окончаний. На слайде написан небольшой текст. Дети читают его и озвучивают только вторую половину слова.
«Вставь буквы» Цель: Коррекция нарушений чтения. Дается небольшой текст с пропущенными в нем буквами. Дети должны прочитать текст, вставляя нужную букву.
«Прочти слитно» Цель: Коррекция нарушения способа чтения. Даются слова, разделенные на слоги. Дети сначала читают слово по слогам, а затем слитно.
«Поставь ударение». Цель: коррекция нарушения употребления ударения. На слайде написаны слова омографы и изображены картинки к ним. Детям надо правильно поставить ударение и подобрать картинку к слову.
«Подбери слова». Цель: коррекция нарушения употребления ударения. На слайде написаны предложения с пропущенными словами омографами и список слов с ударениями. Детям надо вставить в предложения слова подходящие по смыслу.
«Составь слово» Цель: Коррекция нарушения способа чтения. На слайде написаны слоги. Детям надо составить из слогов слово и прочитать его слитно.
«Вставь слоги» Цель: Коррекция нарушения способа чтения. На слайде написаны слова с пропущенными слогами и список слогов. Детям надо вставить слог в слово и прочитать его слитно.
«Замени картинку словом». Цель: Коррекция нарушений чтения. На слайде изображены картинки. Детям надо заменить картинки словами и прочитать получившееся предложение.
«Выдели ударную гласную». Цель: коррекция нарушения употребления ударения. На слайде написаны предложения. Детям надо выделить гласную букву.
«Где ударная гласная». Цель: коррекция нарушения употребления ударения. На слайде написаны слова. Детям надо разделить их на группы :1 группа ударная гласная в первом слоге, 2 группа ударение в последнем слоге.
«Закончи предложение». На слайде предложения с пропущенным последним словом. Детям надо подобрать подходящее по смыслу слово.
«Убери лишнее». Цель: коррекция нарушений чтения. На слайде написаны предложения, в которых повторяются слова. Детям надо убрать лишнее слово.
Упражнения для чтения.
1. Прочитай. Какие слова ты запомнил?
мышка миска вилка палка
марка кукла сойка полка
жарко жалко зайка цапля
кошка чашка чайка шишка
щётка ветка речка нитка
ранка тыква булка тачка
санки маска печка кочка
лавка лодка горка кепка
2. Читай без ошибок.
волк торт мост бант
полк корт лист кант
шёлк порт тост рант
толк борт пост винт
щёлк сорт наст бинт
3. Читай без ошибок.
кадр танк зонт кость
мудр банк бунт гость
бодр гонг винт часть
кедр ранг финт месть
щедр тент фант честь
Читай без ошибок.
тигр торг метр сесть
серп визг литр лезть
герб мозг фетр несть
горб лязг Пётр пасть
март лоск титр часть
5. Читай без ошибок. Найди, где две согласные буквы стоят рядом.
свет слон стих спор
свят слом сток спел
свой слёт стыд спал
свил след стал спит
сват слез стук спас
свит слог стон спад
6. Читай без ошибок. Найди, где две согласные буквы стоят рядом.
смех скат знак звук
смел скор знал звал
смыл скок зной звон
смак скис знай звяк
смыт скуп знать звать
7. Читай без ошибок. Найди, где две согласные буквы стоят рядом.
трап ткач друг двор
трон ткал дробь два
трос ткань дрожь дверь
трость ткёт дрель две
трус ткать драп длить
8. Читай без ошибок.
враг глуп клок круг
вред глас клад крик
врозь глух клип крот
врал глаз клоп круп
врун Глеб класс крах
9. Читай без ошибок.
кран клещ пруд плащ
круг клеть прок пляс
Крик клин прут план
крен ключ прав плюс
краб клуб прел плен
10. Читай без ошибок.
плот вновь грыз хлеб
плов вниз гром хлоп
плох внёс гриб хлам
пляж внук грел хлев
плед вдоль грим хлюп
11. Читай правильно.
ткани труба флаги хвала
трава труды флоты хлеба
труха трата фраза хрящи
тропа травы фреза хлопок
трюки трапы флакон хвоя
12. Читай правильно.
скоба следы слюна сроки
столы слоги стадо стоны
скула слоны свечи ссора
стопа скука стадо стужа
слава среда стена сцена
слива смена спели счёты
13. Читай правильно.
кружка книжка прятки крышка
красный крепкий плитка клетка
плакса гвозди клюква крепко
дрозды бритва стойка дразнит
звезда клятва кромка грабли
правда плётка крыльцо громко
14. Читай правильно.
клумба клякса кресло грести
грелка пчёлка станки кружки
дворник травка пристал пристань
спичка прачка стайка крошка
15. Читай без ошибок. Найди, где две согласные буквы стоят рядом.
кромка громко тропка пробка
брошка блошка спичка птичка
плитка краска близко блузка
плошка кратко грядка пряжка
прялка грелка скучно спешно
слежка спешка стенка стелька
16. Читай без ошибок. Найди, где две согласные буквы стоят рядом.
Мексика, Никарагуа, Сальвадор. Соединенные Штаты Америки, Тринидад и Тобаго, Ямайка
44. Читай без ошибок.
докладчик курсант орденоносец аргумент
бригадир контакт учительство формуляр
коварство сочувствие письмишко яблочко
студентка школьник успеваемость открытка
песчинка гимнастка постройка отвёртка
всхожесть окружность воспитанность сердцевина
Используемая литература:
Ахутина Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т. В. Ахутина. М.: Сфера, 2001. 156 с.
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейросихическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. – М.: В. Секачев, 2008. – 128с.
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.)
Горецкий В. Г., Тику нова Л. И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. — М.: Новая школа, 1994.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. М.: ВЛАДОС, 2001г. 336 с.
Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников / Е. В. Заика // Вопросы психологии. 2005. № 5 С. 44-54.
Зубарева Л.В. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. – М.: 2009. – 165 с.
Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С. Ф. Иваненко // Дефектология. 2004. № 1. С. 52-55.
Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников. / Дефектология, 1984 №1.
Иваненко С.Ф. Из опыта работы по коррекции нарушения устной и письменной речи у младших школьников. / Дефектология, 1988, №1.
Иншакова О. Б. Предисловие / О. Б. Иншакова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ, 2001. – С. 3 – 6.
Иншакова О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б.Иншакова. СПб.: Гном, 2007. 142 с.
Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Просвещение, 1966.
Каше Г. А., Шуйфер Р. И. Нарушения чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи у детей. — Киев, 1979. — С. 73-80.
Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.И. Левиной. – М.: «Просвещение», 1968. – С. 166 – 190.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма.- СПБ.: Речь 2003. — 330с.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. СПб.: МиМ, 2006. 224 с.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. СПб.: Союз, 2001. 224 с.
Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 224 с.
Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. М.: ВЛАДОС, 2000. 219 с.
Левченко Е. В. Развитие фонематического восприятия младших школьников / Е. В. Левченко // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 117-123.
Матанова В. Дислексия. — София: Софи-Р, 2001.
Милостивейко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л. Г.Милостивейко. СПб.: Союз, 2005. 194 с.
Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью // Логопед. 2005. № 3. – С. 4 – 11
Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия / под ред. Л. С. Волковой. М.: Педагогика, 2006. 267 с.
Никашина Н. А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н. А. Никашина. М.: Знание, 2004. 265 с.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. М.: Гном, 2007. 152 с.
Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дислексии у детей / Л. Г. Парамонова. СПб.: Союз, 2006. 315 с.
Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. – 158 с.