Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой компетенции через проектную деятельность на уроках английского языка»
Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект": прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемым и", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В основе метода проектов:
развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои
знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления.
История метода
Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманис тического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на акти вной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести . Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из р азных областей, получить реаль ный и ощутимый результат.
Дж.Дьюи Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод: «истинно то, что полезно». Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребёнка: «Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания». Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Конечным итогом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию
Сторонник прагматической педагогики. Ученик и последователь Дж. Дьюи. Разработал педагогическую систему «экспериментализма», отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы, подчёркивал значение положительного подкрепляющего воздействия воспитателя на ребёнка. Предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов. Он придавал ведущее место в обучении проектной деятельности.
В 20 —30-х гг. XX в. в США в школе Е. Коллингса был осуществлен метод проектов У. Килпатрика. Учащиеся должны были сами проектировать то, чем им предстояло заниматься. Особое внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания. Материалы для обучения брались из повседневной жизни. Ученики сами выбирали то, что должно было стать содержанием учебной работы; учитель лишь оказывал им помощь в исполнении задуманного.
Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения,
которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум... Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Более полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Главным образом, трудовое воспитание. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах.
Итак, что понимается под методом проектов сегодня: система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Почему метод проектов актуален сегодня:
Нормативно-правовые документы:
Закон Об образовании в РФ. Термин «проекты» встречается только в контексте деятельности ОО (Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования).
Но, анализ ряда статей.
Следующие характеристики образовательного процесса:
• адаптивность – соответствие образовательным потребностям каждого ребенка;
• ориентацию на развитие творчества;
• вариативность, свободу выбора;
• практический характер - приобретение опыта деятельности.
Квалификационный справочник, кстати руководитель и замы: «должен знать:основы управления проектами» - здесь речь не о проектах с детьми, а проектном менеджменте; понятие тьютор.
Еще один нормативно-правовой документ, регламентирующий необходимость использования проектной деятельности в обучении — ФГОСы.
Если материал не цель, а средство. Что с ним можно делать? Информационные тенхнологии, и не случайно компьютер. В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень.
Реализации ФГОС через ООП. Разделы ООП, место в ней проектной деятельности учащихся.
Часть 2.
Кен Робинсон - писатель, был международным советником по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях, директором Школы художественных проектов (Велкобритания), профессором кафедры художественного образования в Уорикском университете (1989-2001) и был посвящен в рыцари в 2003 году за заслуги в образовании. Его книги: "Призвание: Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии", «Образование против таланта».
Сер 20 века — человек с высшим образованием имел гарантированное трудоустройство и стабильную работу в одной и той же кампании до пенсии. Сегодня: гарантий нет. Образование — это некий плюс, но у выпускника 2012 г нет никакой уверенности в том, что даже трудоустроившись, он проработает в этой же фирме до 2050 г., и что эта фирма вообще будет в это время существовать.
Признаки инфляции образования, которые можно констатировать за последние несколько лет в нашей стране:
Среднее образование стало всеобщим (2007г. РФ);
Увеличивается количество выпускников средних школ , поступающих в ВУЗы;
Введение двухступенчатого высшего образования: бакалавриат и магистратура;
Рост числа ВУЗов;
Усложнение требований к получению кандидатской и докторской степени, звания доцента и профессора.
Все больше людей с дипломами о высшем образовании работают в сфере услуг. Образование — это валюта на рынке труда и ее ценность меняется , так как сегодня им владеет большее количество людей, оно обесценивается.
Почему выросло число людей с высшим образованием (можно ли вернуться обратно?). Всеобщее образование — это требование индустриального общества. Зачем образование для рабочих:
достичь необходимого уровня квалификации (усложнение производства);
привить навыки послушания и дисциплины (необходимые на крупных производствах, конвейер);
привить демократические ценности (для решения социальных противоречий в обществе).
Все это и стало причиной появления школ, финансируемых государством (сер. 19 века). Цель созданной образовательный системы — удовлетворение потребностей индустриальной экономики в рабочей силе.
Та система образования, которую сейчас настойчиво пытаются реформировать во всех индустриальных странах, была внедрена в жизнь в конце 18 – в 19 веке, чтобы удовлетворять потребности той эпохи, эпохи индустриализма, когда ручной труд составлял 80%, а умственный 20% . Эпоха прошла. Если в 1965 году на производстве было занято около 30% всех занятых в экономике, то сейчас эта цифра менее 12%. Это всё ещё не мало, но гораздо меньше, чем раньше. И эта цифра постоянно снижается.
Очевидно, что в современной школе существуют серьезные проблемы с достижением уровня стандарт .Во-первых ,большое число второгодников. снижение интеллектуального уровня детей, не усложнение учебного материала, а исчезновение мотивации учащихся к учению. Этот процесс усиливается от младших классов к старшим. Первоклашка на линейке бодро декламирует «Буду учиться на одни пятерки», а в 7, 8 параллели с трудом находится 2-3 отличника. Отличником становится быть непрестижно. Ученики спокойно воспринимают двойки. А учителя спокойней их ставят, пытаясь хоть как-то напугать детей, которые пугаются с каждым годом все меньше.
Традиционная возрастная психология связывает падение познавательной (и креативной) активности с так называемым переходным возрастом, то есть с половым созреванием. Однако в последнее десятилетие возраст потери познавательной активности упал до 10-11 лет и продолжает неуклонно снижаться.
Это означает, во-первых, что возникает зазор в четыре-пять лет, когда ребенку уже неинтересно учиться, но он еще не способен понять, зачем это ему нужно. Во-вторых, когда осознание все-таки приходит, оказывается, что пропущено слишком много — притом не только знаний, но и умений.
При этом не спокойно и за детей, которые учатся прилежно и получают пятерки. Нынешний отличник вообще не бывает в реальном мире и не способен там выжить. Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее взрослого, значительно более зависимого. Дети, которые с удовольствием читают, хорошо учатся в школе, как правило, социально абсолютно беспомощны: они могут существовать только в искусственной среде, созданной родителями. Понятно, что рано или поздно эта среда разрушается — обычно с катастрофическими для личности ребенка последствиями.
Если поколение их бабушек и дедушек училось хорошо, чтобы найти себе место в жизни, выйти в люди, то в современном обществе труднее социализируется успешный в школе человек.
Почему? Что изменилось?
Изменились сами ученики их способ восприятия мира и знаний.
Пример: понимание одаренности, проблемы олимпиадного движения.
Еще одно противоречие современной школы заключается в трудностях и неоднозначности в определении такого ключевого понятия как «качество образования». Если еще совсем недавно суть этого понятия заключалась в объеме знаний по предмету, то теперь это скорей умение толково распорядиться этими знаниями, то есть компетенция. Раньше приоритетными были предметные знания, теперь общеучебные, или, как это сформулировано в новом Федеральном стандарте, – метапредметные.
Что содержат олимпиадные задания? Главным образом, «знаниевый компонент». Какой ученик успешно выполняет эти задания? Обладающий большим объемом знаний, желательно превышающим объем стандарта. Что выявляет такая олимпиада? Одаренность ли это? Большой советской энциклопедией «одарённость» определяется как: «высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности… Основными признаками высокой одаренности являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности».
Неслучайно при проведении психологических консилиумов часто обнаруживается несовпадение результатов исследования школьного психолога и мнения учителя-предметника. Психолог утверждает о наличии одаренности у определенных учащихся, а учитель не видит успехов по своему предмету у этих детей, и не считает их одаренными.
Зачастую в школе одаренными считаются просто прилежные, хорошо обученные учащиеся. Те, кто внимательно слушает на уроке учителя, выполняет все домашние задания, и, следовательно, хорошо знает весь программный материал. Но такая «одаренность» не предполагает интереса к предмету со стороны ребенка, творчества. И снова возникает проблема мотивации. Нередка ситуация, когда на разные олимпиады учителя направляют одного и того же отличника. Но ребенку это неинтересно. Если даже ребенок успешен по тому предмету, который его интересует, и продвигается в олимпиадном движении от уровня школы выше и выше; он сталкивается с необходимостью углублять и расширять свои знания. Курсы по подготовке участников олимпиад представляют собой, как правило, занятия с преподавателями ВУЗов по прохождении материала, превышающего объемы школьной программы. Порой это приводит к снижению у ребенка интереса к изучаемому предмету.
Потребность в новом подходе к содержанию олимпиадных заданий подтверждается тем, что сегодня уже появляются олимпиады, предлагающие задания сложного типа, на выявление собственно одаренности, то есть особого типа мышления, склада ума, смекалки (задания Эрудит-марафона ЭМУ, который проводится Центром развития молодежи; некоторые задания Олимпиады по основам наук УрФО и т.д.).
Что такое интеллект?
Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. "Он умный?", "Как у него с головой?" и "Как у него с интеллектом?" - один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно
Интеллект - способность мышления, рационального познания.
Интеллект — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Интеллект - способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи.
Существуют разные виды интеллекта, или - для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта.
8 видов интеллекта:
1. Лингвистический интеллект. Дети с доминирующим лингвистическим интеллектом обладают, как правило, богатым словарным запасом, рано начинают говорить и читать, проявляют способности к изучению иностранных языков. 2. Пространственный интеллект. Ребенок с развитым пространственным интеллектом очень любит рисовать, делать аппликации, поделки, лепить, заниматься любым видом творческой деятельности. У такого ребенка отлично развито воображение. 3. Логико-математический интеллект. Если у ребенка доминирует логико-математический интеллект, то он, как правило, хорошо решает математические и логические задачки, разбирается в техническом устройстве любого оборудования, любит разгадывать загадки и решать головоломки. Зачастую любимой игрушкой такого ребенка является конструктор. 4. Музыкальный интеллект. Этот тип интеллекта подразумевает наличие у ребенка абсолютного слуха, чувства ритма и музыкальных способностей. Эти дети любят слушать музыку, разбираются в разных жанрах, их интересует звучание музыкальных инструментов, они любят петь, исполнять и сочинять музыку. 5. Телесно-кинетический интеллект. Этим типом интеллекта в первую очередь обладают дети-моторчики, активные, подвижные дети, которые не могут жить без движения. Как правило, это достаточно рисковые дети: они любят ролики, парашюты, скейтборды, горные лыжи и сноуборды. Из таких детей вырастают профессиональные спортсмены, чемпионы. Кроме этого, у таких детей развита не только крупная, но и мелкая моторика. Они с удовольствием занимаются моделированием, мастерят что-то своими руками. 6. Естествоведческий интеллект. Этот тип интеллекта доминирует у детей, которые любят природу, походы, отдых в палатках, пикники, горные маршруты и лесные прогулки. Это дети, умеющие ухаживать за растениями и животными, получающие огромное удовольствие от купания в реке, собирания грибов и ягод. 7. Коммуникативный интеллект. Если у ребенка в большей степени развит коммуникативный интеллект, то этот ребенок очень общительный, умеет дружить и организовывать вокруг себя компании детей. Часто это дети-лидеры. 8. Внутриличностный или самопознавательный интеллект. Дети с доминирующим внутриличностным интеллектом часто замкнуты и необщительны. У них всегда существует свой мир, закрытый даже от самых близкий родственников. Эти дети, как правило, ведут дневники, пишут рассказы и стихи. Они склонны к рефлексии, философствованию, рассудительности и самоорганизации.
Как измерить интеллект? IQ тесты
Что востребовано сегодня?
В мире сейчас активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом: различные формы искусства, разработка программного обеспечения, развитие науки и технологий. В этих областях идеи ценятся превыше всего. Многие страны уже начинают понимать, что будущее благосостояние их экономик зависит от потока инноваций, способность творчески мыслить становится важнее формального образования.
В 2001 году компанией МакКинзи (McKinsey&Co) было опрошено 6000 руководителей из 400 крупнейших компаний, с целью выяснить, какова самая большая сложность, с которой они сталкиваются на сегодняшний день. Большинство отметило, что очень сложно найти людей, которые могли бы принимать хорошие решения в неустойчивые времена, кто мог бы адаптироваться к новым возможностям и творчески отвечать на изменения.
Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Барометр.
В современной школе учат не ошибаться, учат не рисковать, учат знать, что именно этот ответ – правильный. И он написан в конце учебника. Но подсматривать туда нельзя.
Надо отходить от типично индустриальной модели образования, от модели производственной,основанной на линейности, на единообразии и на типизации обучающихся. Надо двигаться в сторону модели, основанной больше на принципах земледелия. Надо признаться себе в том, что процветание человека – это процесс не механический, а процесс органический. Мы не можем предсказать результат развития индивидуума; можно лишь, как в земледелии, создать условия, при которых индивидуум будет расти.
Именно адаптивные организационные структуры распространены сегодня в обществе.
Традиционные: линейные и линейно-функциональные. Их недостатки:
1. В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
2. Отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия.
ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества. Когда проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем «родном» отделе или уходят из этой организации.
Руководителем проектной группы не обязательно становится сотрудник, находящийся выше по иерархии. Это должен быть компетентный в решении данной задачи человек. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные группы и подчиняться разным руководителям. Руководители проектных групп не имеют административных полномочий, они остаются за руководителями подразделений.
Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. Для того, чтобы они смогли добиться этого, все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их полное распоряжение. Руководители проекта также отвечают за планирование проекта, особенно за составление графика. Руководитель проверяет ход выполнения проекта, чтобы убедиться, что соблюдены запланированные затраты по проекту, его количественные, качественные и временные показатели. Руководители функциональных отделов делегируют руководителю проекта некоторые из своих обязанностей, решают, как и где должна быть сделана та или иная работа. Руководство функциональных отделов контролирует также ход выполнения задач.
Матричная организация позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники постоянно закреплены за определенными функциональными отделами. В матричной организации — обратная картина: поскольку сотрудники набираются из различных функциональных отделов для работы в конкретном проекте, по мере появления новых проектов трудовые ресурсы можно гибко перераспределять в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта.
Создание матричной структуры позволяет существенно повысить гибкость управления. Однако структуры этого типа предъявляют высокие требования к компетенции руководителей и зрелости коллектива.
2. Мы являемся свидетелями не только триумфа, но и распада бюрократии. Мы присутствуем при рождении новой системы организации, которая будет все более соперничать с бюрократией и в конце концов займет ее место. Это — организация будущего «ад-хок-ратия». (От adhoc (лат.) – «для этого», «применительно к этому», специально для этого случая, для определенного случая).
Организационные связи, так же как его связи с вещами, местами и людьми, будут обновляться с огромной и постоянно увеличивающейся скоростью.
3. Что такое гибельорганизации? Когда организация формально распускается. Однако организация может «прекратить свое существование» и в другом смысле.
Когда реорганизация резко меняет эту структуру путем изменения значения этих ролей или их перераспределения, мы можем сказать, что старая организация умерла, а на ее месте возникла новая. Это верно даже в том случае, если сохраняется старое название и остаются старые члены. Перестановка ролей создает новую структуру, как перестановка подвижных стен внутри здания превращает его в новую структуру.
Пример ММЦ - УМЦ
Длительность отношений человека с организацией становится меньше, а сами отношения обновляются все быстрее.
Организации меняют свою внутреннюю форму быстро. Названия меняются. Работа трансформируется. Ответственность меняется. Организационное изменение - это необходимая, неизбежная реакция на ускорение социальных перемен.
Связь индивида с какой бы то ни было структурой становится кратковременной. При каждой перемене он должен переориентироваться.
«Проектный» или «оперативный» менеджмент. Люди собираются вместе, чтобы решить определенные краткосрочные задачи. Иногда такие команды создаются весьма наспех и всего лишь на несколько дней, иногда они работают в течение нескольких лет. Однако в отличие от функциональных ведомств и подразделений традиционной бюрократической организации, которые рассчитаны на постоянное существование, эти проектные, или оперативные, структуры являются временными по самой своей сути. Объединение по профессиональному признаку. Возникает преданность иного пода — преданность своей профессии.
5. Сдвиг в отношенияхсвластью. Центральная, самая важная, решающая деятельность организаций все больше переходит от прямых отношений верх — низ к отношениям, направленным какбы«вбок». Такой сдвиг — подлинная революция в организационной структуре и человеческих отношениях. Ибо люди, общающиеся друг с другом таким образом, т. е. примерно на одном и том же уровне организации, ведут себя иначе работают, испытывая совсем не то давление, чем те, кто находится внутри иерархической системы верх — низ.
Служащие наверху принимают решения; люди внизу — их исполняют. Одна группа — мозг организации, другая — ее руки.
Во-первых, ускорение темпа жизни Информация должна поступать быстрее, чем прежде. Во-2, возрастает масса новых, неожиданных проблем. Чтобы справиться с новой проблемой, требуется больше сведений, чем это было нужно для решения старой, с которой уже приходилось сталкиваться множество раз. Получается, что «руки» тоже начинают принимать решения.
Ослаблениеиерархическойсистемыусиливаетсяблагодаряпоявлениюмассыэкспертоввсякогорода — специалистоввжизненноважных,ностольузкихобластях,чточастодажете,ктонаходитсянаверху,невсегдаихпонимают.Всевбольшейстепениуправленцыдолжныполагатьсянасужденияэтихэкспертов.Раньшеонибылипростоконсультантами,аправопринятиярешенийсохранялосьзауправленцами.Сегодняпоследниеутрачиваютсвоюмонополиюнаправоприниматьрешения.Роль управленца. В организационной системе будущего управленцы и администраторы будут выполнять функцию координаторов между различными рабочими группами, созданными на определенный срок. Они будут понимать специфический жаргон, присущий разным группам специалистов, и осуществлять коммуникацию между разными группами, выступая в качестве переводчиков и интерпретаторов с языка одной группы специалистов на язык другой.
Таким образом, на наших глазах возникает новый тип человека организации — человек, который, несмотря на свои многочисленные контакты, по существу, не присоединяется ни к какой организации. Он хочет использовать свои навыки и творческую энергию, чтобы решать проблемы, используя оборудование организации, находясь внутри временных объединений, созданных ею. Но он делает это только постольку, поскольку проблемы интересуют его лично. Он имеет обязательства по отношению к своей собственной карьере, к своему собственному чувству самоудовлетворения.
Проекция этого на применение проектного обучения. Учитель — координатор, ученики учатся работать в команде для решения конкретной задачи.
Часть 3.
Технология.
Основные требования к организации проектного обучения:
Наличие значимой проблемы или задачи.
Потребность в интегрированном знании и в исследовании.
Возможность самостоятельной деятельности учащихся.
Поэтапность выполнения.
Исследовательские методы, возможность дискуссии: выдвижение гипотезы, сбор данных, проведение эксперимента, «мозговой штурм», «круглый стол».
Мы имеем дело с проектным обучением, если:
- учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
- учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;
- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;
- сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта (например, поиск информации);
- происходит взаимодействие с окружающим миром;
- учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
- представление результатов (публичная защита) проектов,
- ученики анализируют свою работу над проектом (рефлексия).
Ошибки в использовании проектного обучения.
1. Непонимание смыла и значения проектной деятельности для образования. Проектная деятельность учащихся воспринимается как нечто самостоятельное, происходящее в стороне от образовательного процесса процесса. В основе образовательного процесса сохраняется прежняя традиционная технология обучения, направленная на освоение учащимися заложенной в программе совокупности знаний, умений и навыков. То есть не вместо, а дополнение.
2. Имитация проектной деятельности. подмена основной задачи, фактически происходит традиционное изучение тематического материала (с различными вариациями), который затем оформляется в виде «проекта». По сути, в данном случае речь идет о традиционном реферате, от прежней формы его нередко отличает только презентация, да использование групповой работы.
3. Нацеленность на презентацию. Широко распространенная ошибка у начинающих работать с проектным методом. Все акценты в работе расставляются таким образом, чтобы подготовить качественную презентацию по теме проекта. При этом совершенно забывается, что проект нацелен на решение конкретной проблемы, именно решение проблемы является целью проекта, а презентация результатов – это уже подведение итогов сделанной работы.
4. Ограниченное использование проектной деятельности. Проект - интересное, увлекательное и эффективное средство для достижения традиционных целей (получения знаний). Однако, при этом, недооцениваются другие важные эффекты проектной деятельности, упускаются серьезные возможности для воспитания, развития и социализации обучающихся. Полноценное использование проектной деятельности на уроках и во внеклассной деятельности позволяет помимо учебных целей, успешно достигать другие цели школьного образования.
8. Сохранение прежних субъект-объектных отношений. Использование проектного метода предполагает принципиальное изменение традиционных отношений между учителем и обучающимися. Значительная доля самостоятельности, личной ответственности учащихся требует от учителя уйти из центра процесса обучения и поставить на это место ребенка. Педагог, при этом, остается в образовательном процессе в качестве консультанта. Заложенный в проектном методе мотивационный потенциал может раскрыться лишь тогда, когда учащийся реально почувствует, что самостоятельно решает личностно или общественно значимую проблему и степень решения этой проблемы прямо зависит от его усилий и усилий его товарищей. В случае, когда самостоятельность учащегося только декларируется, когда словом «проект» прикрывается все та же плотная опека и авторитарное руководство со стороны учителя, достичь высокой познавательной мотивации ребенка очень трудно. На старте освоения учащимися проектной деятельности естественной будет более активная помощь со стороны учителя. По мере закрепления у ребят навыков проектирования, навыков самостоятельной работы, работы в команде, педагог должен постепенно снижать степень поддержки, с тем, чтобы обучающиеся были готовы и хотели абсолютно самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои проекты.
9. Применение традиционных методов оценки. Сегодня уже многим учителям понятно, что традиционная система оценки результатов образования не соответствует новым образовательным потребностям. По пятибалльной системе можно оценивать степень заучивания материала, но очень сложно оценить уровень воспитанности, развития и социализации.
Роль учителя: изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Отказаться от привычных методов.
Проблемы в психологическом настрое учителя.
При выполнении проекта ученики попадают в среду неопределённости, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Конечно, учителю трудно работать с активными почемучками. Поэтому, сегодня далеко не все педагоги профессионально готовы к использованию метода проектов.
Но, если вы признаёте, что личность каждого ученика самооценна и у каждого школьника есть свой опыт и восприятие окружающего мира, то стоит попробовать. Увидеть в ребенке индивидуальность, признать ценность его личности, право на самостоятельный выбор своего пути в образовании, удается далеко не каждому. Позиция учителя, основанная на вере в позитивную человеческую природу, побуждает его ценить и принимать ребенка таким какой он есть, уважительно и доброжелательно относиться к нему, его свободе и праву выбирать свой жизненный путь и самому идти по этому пути. «Именно этим своим отношением Взрослый обеспечивает условия для … свободного, естественного и эффективного становления Ребенка как полноценного человека, то есть - для его личностного роста.
Организация образовательного пространства
Учебные кабинеты
Места для самостоятельной работы: библиотека, медиатека (медиалекторий), справочная литература и материалы для самопроверки, лаборатории для свободных опытов, компьютеры с доступом, уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах. Соотнести с требованиями стандарта: условиями.
Классификация проектов:
Проект может быть групповым и персональным.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По продолжительности различают:
минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
краткосрочные — на 4-6 уроков;
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Критерии оценки проекта
· владение способами познавательной деятельности;
· умение использовать различные источники информации, методы исследования;
· коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
· самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Примеры проектов:
Принципы:
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению. Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Особенности организации и методики Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.