Проектная Деятельность на уроках английского языка
Проектная Деятельность на уроках английского языка
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
1) Введение
2) Что такое проект?
3) Пример практико- ориентированного группового проекта
4) Формирование УУД через проектную деятельность
5) Заключение
В настоящее время одной из важнейших задач в процессе обучения иностранным языкам является социально-культурное и коммуникативно-когнитивное развитие личности школьника.
И здесь большое значение имеет вовлечение учащихся в проектную деятельность, которая формирует коммуникативные компетенции, а урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом.
Метод учебных проектов был предложен американским философом и педагогом Дж. Дьюи в первой половине ХХ века.
Суть этого метода - в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач . Этот метод основан на интеграции знаний из различных предметных областей и предполагает проведение творческих исследований. Преподавателю в рамках проекта отводится роль «анализатора» идей, координатора, эксперта, консультанта.
Метод учебных проектов направлен на развитие творческого мышления, познавательных навыков учащихся, их умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащегося , то есть практическое владение иностранным языком . Задача учителя – активизировать эту деятельность, создать условия для творческой активности каждого учащегося и усвоения новых знаний в процессе обучения.
Метод проектов позволяет это сделать достаточно успешно: проявить самостоятельность в выборе темы, , способе её изложения и презентации, поиске источников информации, что способствует расширению языковых знаний, принципам индивидуализации обучения, а также соответствует требованиям ФГОС.
По определению профессора Е.С..Полат метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная Деятельность на уроках английского языка »
Судакова Елена Борисовна
Дата рождения: 24 сентября 1971
Домашний адрес: 673370 Россия
Забайкальский край, город Шилка, ул. Балябина дом 164 кв. 12
Место работы: МОУ СОШ №51 Шилкинский район, город Шилка
Занимаемая должность: Учитель английского языка
Научное звание: нет
Контактный телефон: 83024421042
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
1) Введение
2) Что такое проект?
3) Пример практико- ориентированного группового проекта
4) Формирование УУД через проектную деятельность
5) Заключение
В настоящее время одной из важнейших задач в процессе обучения иностранным языкам является социально-культурное и коммуникативно-когнитивное развитие личности школьника.
И здесь большое значение имеет вовлечение учащихся в проектную деятельность, которая формирует коммуникативные компетенции, а урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом.
Метод учебных проектов был предложен американским философом и педагогом Дж. Дьюи в первой половине ХХ века.
Суть этого метода - в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач . Этот метод основан на интеграции знаний из различных предметных областей и предполагает проведение творческих исследований. Преподавателю в рамках проекта отводится роль «анализатора» идей, координатора, эксперта, консультанта.
Метод учебных проектов направлен на развитие творческого мышления, познавательных навыков учащихся, их умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащегося , то есть практическое владение иностранным языком . Задача учителя – активизировать эту деятельность, создать условия для творческой активности каждого учащегося и усвоения новых знаний в процессе обучения.
Метод проектов позволяет это сделать достаточно успешно: проявить самостоятельность в выборе темы, , способе её изложения и презентации, поиске источников информации, что способствует расширению языковых знаний, принципам индивидуализации обучения, а также соответствует требованиям ФГОС.
По определению профессора Е.С..Полат метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи.
Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами;
- творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения);
- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
(Метод проектов на уроках иностранного языка.( ИЯШ 2000 №2 профессор Полат.Е.С)
Я использую метод проектов в своей педагогической практике с прошлого года, есть некоторые наработки в этом направлении. Нужно отметить, что большинство детей с удовольствием включаются в работу, достигают хороших результатов в изучении английского языка, так как наблюдается позитивный настрой и повышение мотивации при подготовке проектов. А вообще, после создания ряда проектов по различным темам, в разных классах, судя по результатам опроса, отмечаю положительное отношение к этому виду деятельности.
С этого учебного года был введён предмет ПД в классах, где учитель является классным руководителем. Это открывает широкие возможности для работы. Со своим 5 «б» классом мы осуществили такие проекты как: “My Timetable”, “School of my Dream”, “School Uniform”, “Happy New Year “, “An Ideal Teacher Should Be …”. Данные темы связаны с тематикой УМК Биболетовой М.З . «Enjoy English» в 5 классе. Дети представили свои работы в виде коллажей, плакатов, презентаций, открыток, загадок, викторин на заданные темы .
Очевидно, что работа над проектом ( особенно на этапе его защиты или презентации) создаёт максимально благоприятные условия для создания мотивации к говорению, то есть стремление к применению своих знаний в ситуации, приближённой к реальной коммуникации, развивает воображение, фантазию, мышление.
Иногда выполненный самостоятельно проект содержит речевые ошибки, которые после защиты проекта обязательно обсуждаются. Но, тем не менее, даже выполненный с речевыми ошибками проект всегда имеет положительный результат: во-первых, происходит совершенствование речевых умений и навыков, во-вторых, предоставляется возможность реализации творческих идей, в-третьих, совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности.
Чтобы избежать ошибок при выполнении последующих проектов, мы пользуемся памятками в приложениях к учебникам Биболетовой М.З. «Enjoy English» за 10,11 классы, так называемыми «Learning Strategies», они содержат информацию о том, как создать проект, сделать презентацию, подготовить выступление и. т. д. , а вообще дети с младших классов знакомы с требованиями к оформлению, критериями оценки , этапами работы , так как в кабинете на стендах есть вся необходимая информация, связанная с этим видом деятельности.
В случае выполнения группового проекта развивается способность к сотрудничеству, умение рационального распределять обязанности, появляется чувство ответственности за свою часть работы. При достижении поставленной цели появляется удовлетворение от деятельности, повышается самооценка.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
В качестве примера хотелось бы представить технологию создания практико-ориентированного группового проекта «А trip to London», в рамках прохождения темы «Faces of London» ,5 класс, УМК Биболетова М. З., который планирую реализовать в этом году.
Основное назначение данного проекта –сформировать умения 21 века: креативность и любознательность, обеспечить генерирование новых идей.
Цель проекта:
- пополнение активного словарного запаса детей при подборе информации;
- расширение кругозора детей;
-увеличение объема знаний об особенностях культуры страны изучаемого языка;
Методические задачи:
- способствовать развитию познавательной деятельности учеников;
- формировать умение использовать различные источники информации;
- формировать умение работать с компьютером;
- использовать в своей работе ресурсы Интернета, в частности осваивать электронные версии англо-русских и русско- английских словарей ;
- формировать новые компетенции;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе и индивидуально;
Приступая к созданию этого проекта, как и любого другого, следует изучить индивидуальные особенности детей, их интересы, предпочтения, жизненный опыт для того, чтобы грамотно разделить их на группы. Распределяя обязанности в группе нужно учитывать склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы, а также то, насколько у учащихся развиты исследовательские умения. При формировании группы в их состав включаются дети разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Суть проекта: Детям предлагается ситуация: « английские» школьники (первая группа) пригласили «русских» ( вторая группа) к себе в гости : зачитывается письмо – приглашение. «Русские» начинают обсуждать, используя фразы – клише, что они хотели бы увидеть в Лондоне, какие достопримечательности:
I would like to see…
I’d like to visit….
I want to have a look at such sightseeings as:
( palaces, museums, bridges, сathedrals, towers, squares, e.t.c.) . «Англичане» в это время фиксируют информацию, и ко второму уроку готовят презентации о достопримечательностях Лондона. На втором уроке также обсуждается тема следующего: “Traditional British Food”.
К третьему уроку «англичане» готовят сообщения на эту тему с иллюстрациями, а «русские» говорят что они хотели бы попробовать:
I’d like to taste: (pudding, oatmeal porridge, sandwiches, traditional English tea, buns, e.t. c.)
Следующий урок в рамках этого проекта посвящен видам транспорта, которые есть в Великобритании: ( double-decker buses, underground, train, plane, ship,car, e.t. c.). « Англичане» советуют « русским», каким видом транспорта лучше добираться, перемещаться по городу, приводя аргументы:
I think you’d better get to London by … because it is (the fastest, the safest, the most comfortable, not so expensive , e. t. c.) means of transport.
When in London you may travel by… because …
Информацию на эту тему готовят обе группы ,распределяя обязанности самостоятельно, я контролирую, подсказываю .
Тема последнего урока: «Reasons for Travelling to London», во время которого «русские» школьники, озвучивают свои причины путешествия:
e.g.
To meet people.
To discover new places.
To get aquainted with British traditions and customs.
To have a rest. e.t.с.
После этого происходит «встреча» «англичан» с «русскими» , к которой они готовились заранее: выучили диалоги, во время которых они «знакомятся» друг с другом, используя фразы приветствия,(происходит обучение речевому этикету), расспрашивают друг друга об интересах, хобби, видах спорта, и. т.д.
Я думаю, что этот проект связан с реальной жизнью, актуален, так как в наше время можно свободно съездить за границу и применить знания иностранного языка на практике. Считаю, что детям будет интересно, рассчитываю на высокую мотивацию при его подготовке,
так как обычные уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, осуществлению межпредметных связей,
совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка, привлечением различных источников ,
поэтому, думаю, что и уроки с применением проектной методики пойдут на пользу.
В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма и сочетание коллективной, парной и групповой работы. При использовании этого метода применяются такие технологии как развивающая, информационная, игровая, здоровьесберегающая и другие. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Как же происходит поэтапное формирование УУД в процессе проектной деятельности? Для этого необходима благоприятная развивающая среда, т.е. должны быть организованы условия, инициирующие детские действия, позволяющие им качественно развиваться.
На организационно – подготовительном этапе формируются личностные и регулятивные УУД. Совместно с учениками осуществляем выбор темы, определяем цели, знакомимся с правилами создания проекта. Основными критериями выбора темы являются: индивидуальные особенности детей, практическая и социальная значимость проекта, воспитательный потенциал, связь с реальной жизнью, связь темы с материалом учебника, возможность реализации предметных и метапредметных связей , а также наличие у школьника необходимых знаний и опыта.
На втором – поисково –исследовательском этапе формируются познавательные ,общеучебные УУД через поиск и выделение необходимой информации, наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, через создание алгоритмов деятельности. Кроме этого происходит формирование логических УУД - построение логической цепи, рассуждение, распределение найденной информации. Наряду с другими формируются и
коммуникативные УУД – происходит планирование учебного сотрудничества с партнёрами по созданию проекта, учителем. А также регулятивные, так как учащиеся сами организуют, планируют, контролируют и корректируют свою деятельность, осуществляется саморегуляция преодоления препятствий.
На третьем – информационно – презентативном этапе также формируются все виды УУД. Обучающиеся представляют свои результаты как творческий продукт, выполняют самооценку своей деятельности (рефлексия), корректируют, оценивают результаты других участников – это регулятивные УУД.
Коммуникативные УУД – умение слушать собеседника, презентовать информацию, обосновывать, доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и отвечать на них, и. т.д.
Познавательные УУД формируются посредством предоставления доказательств, выдвижения гипотез и их обоснования.
Развитие личностных УУД- это осознание смысла значения полученной информации, осознание возможности использовать её в реальной жизни на практике, оценивание усвоенного содержания, исходя из социальных и личностных ценностей имеет место на всех этапах работы.
Таким образом, формируя и развивая общеучебные умения и навыки (УУД) посредством метода проектов, возможно:
Научить учащихся самостоятельно организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике.
Научить объяснять явления действительности природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.
Научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственное мнение.
Научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли.
Сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
6.Сформировать ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, поиска, анализа, обработки информации, коммуникативные навыки.
Полагаю, что если у учеников в результате применения этого метода будут сформированы все виды УУД, то в дальнейшем они будут легче адаптироватьс я в жизни, вырастут творческими личностями.
2. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. ИЯШ, №3,2003г.
3.Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ,№5, 2003г.
4.Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ,№5, 2003г.
5. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка» ИЯШ № 2, 3, 2000 г. 6.Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»
7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, 2010г.
8. Чуракова О.В. «Технология современного проектного обучения в средней общеобразовательной школе», АЯШ, №4,2010г.