Развитие личности учащегося посредством использования нетрадиционных форм обучения
Развитие личности учащегося посредством использования нетрадиционных форм обучения
Данная работа была представлена мной на Городской НПК педагогических работников города Пензы в марте 2015 года в рамках категории "Педагогические чтения". Победителем в данной номинации я не стала, но сама работа, имеющая неплохую оценку, может быть использована для написания докладов или тезисов. Эта работа может быть использована в качестве лекции по методике преподавания английского языка. Используя материала своей работы, я сделала доклад в Научно-методическом центре города Пензы перед начинающими учителями на тему "Нужны ли нестандартные уроки современной школе".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие личности учащегося посредством использования нетрадиционных форм обучения »
Система образования не стоит на месте. В последнее десятилетие изменилось отношение общества и государства к процессу обучения. Появился новый государственный стандарт (ФГОС 2), согласно которому современные тенденции языкового образования должны включать признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучаемых на основе универсальных способов познания и сотрудничества и развитие личности обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Согласно ФГОС 2 создание условий для самореализации личности учащихся на уроках иностранного языка должно реализовываться через так называемые универсальные учебные действия (УУД), которые подразделяются на:
Личностные (осознание личностного смысла учения и принятие жизненных ценностей и нравственных норм, способность выработать свою личную позицию в отношении мира, окружающих людей, себя и будущего);
Регулятивные (умения целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции, контроля, оценки и саморегуляции);
Познавательные (общеучебные и логические). К общеучебным действиям относят умение строить речевое высказывание, извлекать информацию из текстов, умение работать с текстами, таблицами, схемами, образцами, умение пользоваться справочными материалами и дополнительной литературой, умение координированной работы с разными источниками. К логическим действиям учащихся относят анализ, синтез, сравнение, классификацию, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные (владеть иностранным языком как средством общения и умение коллективной работы).
Все представленные УУД реализуются в ходе проведения уроков. В большей мере на уроках иностранного языка реализуются коммуникативные, познавательные и личностные УУД. Этому способствует использование разнообразных форм, приемов обучения, подготовка и использование заданий разной степени сложности, использование нетрадиционных форм и методик.
О нетрадиционных формах обучения на уроках ИЯ мне бы хотелось остановиться подробнее.
В современной методике обучения иностранным языкам все новое, что вносится авторами различных проектов, противопоставляется так называемому традиционному преподаванию. В последнее десятилетие традиционному обучению противопоставляют коммуникативные и интенсивные методы, при этом никак не оговаривают, что подразумевается под традицией. Тем не менее, все традиционное успело приобрести устойчивую негативную окраску. Вероятно, причина в том, что понятие «традиционный» ассоциируется прежде всего с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, то есть с разговорами о языке вместо общения на языке. Использование традиционных форм обучения без учета запросов времени привело к тому, что у школьников пропал интерес к учебному труду, детям стало скучно учиться, так как они не имеют возможности в процессе обучения реализовывать свои потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении. Одной из причин неудовлетворенности учащихся учебным трудом современные методисты считают строгую схему организации учебной деятельности на уроке, в основном комбинированном, направленную лишь на пассивное усвоение предлагаемого преподавателем материала, заучивание его в классе и дома без учета способностей, склонностей и интересов учащихся [10. 12]. При такой организации учебного процесса частично нарушаются или не соблюдаются основные принципы обучения такие, как принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности, научности и, прежде всего, принцип связи теории с практикой.
Соблюдение преподавателем всех этих принципов создает условие для более интересной организации учебной деятельности путем творческого подхода к составлению заданий, использования нетрадиционных уроков, коллективных форм работы на уроке, игровых методик, что также способствует развитию интереса учащихся к учебной деятельности, формирует мотивацию учения и повышает эффективность учебного процесса.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее не установленную структуру, включающий в себя использование нетрадиционных форм проведения уроков ИЯ. Мнения педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Нетрадиционный (нестандартный) урок впитал в себя методы и приемы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В педагогике выделяют следующие виды нетрадиционных уроков:
Урок с элементами игры (деловая игра, ролевая игра);
Урок-защита проектов учащихся, урок - творческий отчет;
Урок-экскурсия (путешествие);
Театрализованный урок, урок - литературная гостиная и др.
К наиболее распространенным типам нестандартных уроков относят уроки-конференции, уроки-пресс-конференции, уроки-диспуты, уроки-экскурсии, деловые и ролевые игры.
Урок-конференция.
Уроки-конференции бывают трех типов: проблемными, тематическими, читательскими. Конференции по иностранному языку проводятся по заданным ранее ситуациям. Они требуют от учащихся длительной подготовки и активного участия. Как правило, эта форма работы подходит для учащихся с более высоким уровнем подготовки по предмету, которые готовят наглядные пособия для проведения конференции – плакаты, презентации, бланки для голосования и т.д.
Урокам-конференциям предшествует долгая подготовка по подбору литературы, консультации с учителем. Однако, следует помнить, что любая конференция – это работа учащегося, а не учителя. Учитель лишь выступает в качестве наставника. [16]
Уроки-конференции чаще всего имеют место быть при изучение англоговорящих стран, примерными темами являются:
«Географическое положение Великобритании/ США/ Канады/ Новой Зеландии/ Австралии»;
«Политическая система страны изучаемого языка»;
«Система образования страны изучаемого языка»;
«Обычаи и традиции страны изучаемого языка»;
«Глобальные проблемы человечества»;
«Проблемы окружающей среды» и др.
Урок-пресс-конференция.
Урок-пресс-конференция схож с уроком-конференцией и ролевой игрой. Он представляет собой беседу членов какой-либо организации с представителями прессы, журналистами и пр.
Варианты пресс-конференций включают в себя встречи с известными учеными, политиками, актерами, певцами, с героями книг, фильмов, с людьми различных профессий, с гостями из зарубежных стран и т.д.
В ходе подготовки учащиеся выбирают роли, готовят возможные реплики. Учащиеся, выступающие в роли журналистов, определяют собственные роли, готовят интересующие актуальные вопросы.
Учитель ставит перед учащимися речевую задачу. Ведущий пресс-конференции называет тему, цель проведения пресс-конференции, представляет учащихся, благодарит за выступление.
В ходе такого урока развивается монологическая и диалогическая речь учащихся, умение аргументированно отвечать на вопросы.
«Урок за круглым столом».
Содержание таких уроков составляет беседа по теме или проблеме, близкой и интересной учащимся. Учитель и учащиеся садятся за общий стол. Таким образом моделируется реальное общение на иностранном языке.
Уроки-беседы обычно проводятся на заключительном этапе работы над темой, при этом выбираются те подтемы, при обсуждении которых можно организовать обмен личными мнениями и впечатлениями.
В рамках собственного опыта проведения уроков «за круглым столом» приведу некоторые темы уроков для учащихся 5, 6 и 7 классов.
5 класс:
«Как я провел летние каникулы»;
«Диалог о школьной жизни»;
«Английские традиции»;
«Мой друг. Каким должен быть настоящий друг/подруга»;
«Идеальная семья»;
«Домашние животные»;
«Хочешь ли ты посетить Лондон?»;
«Идем в магазин одежды».
6 класс:
«Известные люди»;
«Поговорим о будущем»;
«Моя любимая еда. Особенности русской кухни»;
«Мой дом – моя крепость»;
«Роль телевидения в нашей жизни»;
«Наши любимые праздники».
7 класс:
«Как я провел летние каникулы»;
«Разговор по телефону: за и против»;
«Для чего нужен английский язык?»;
«Какой вид транспорта лучше?»;
«Идеальная школа»;
«Роль спорта в нашей жизни».
Будучи нетрадиционными по форме, урок «за круглым столом» - это прежде всего учебное занятие, успех которого определяется четкой постановкой и решением комплекса задач. Задача данного урока – практика учащихся в монологической и диалогической речи, в аудировании; воспитательные и развивающие задачи определяются спецификой и содержанием конкретной темы. Но есть и общие черты, характерные для таких уроков: они расширяют кругозор, развивают интересы и коммуникабельность учащихся, укрепляют чувство сотрудничества педагога и воспитанников.
Главное требование к беседе – это реальное, соответствующее действительности содержание высказывания учащихся.
Данная форма работы дает учителю достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся. Успех уроков «за круглым столом» зависит от уровня речевой подготовки, от степени усвоения темы, от умения учителя направить беседу в нужное русло, заинтересовать учащихся. Такой урок не должен превращаться в заранее отрепетированное выступление, в старших классах должна преобладать неподготовленная речь.
Урок-дебаты
Дебаты – одна из нетрадиционных форм организации групповой работы на уроке, помогающая учащимся развить умение критически мыслить, продуктивно организовать процесс дискуссии. Данный вид работы позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой, отрабатывать умения отстаивать собственную точку зрения. Отличительными признаками такой формы работы являются соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки. Заданием для участников дебатов является представление аргументов «за» и «против» и попытка убедить в своей правоте других участников.
В основе дебатов лежат три принципа: принцип активности всех участников, принцип честности и принцип уважения к оппоненту. Дебаты не должны касаться личности учащихся, они касаются лишь идей. Дебаты имеют место быть в старших классах, когда у учащихся в достаточной степени развиты речевые умения.
Темы дебатов разнообразны. Так в 9-х классах мною проводились дебаты по темам «Школьная форма: за и против», «Проблемы молодежи».
Каждой команде раздавались специальные карточки (см. приложение 1), на которой написана тема дебатов, содержание проблемы и возможные аргументы. Каждый учащийся может выбрать любой аргумент из предложенных или предложить свой.
Отличительной чертой дебатов является наличие проблемы, иными словами, нет проблемы-нет дебатов.
Одной из наиболее распространенных форм организации уроков иностранного языка является коммуникативная игра. Ее отличительная особенность и преимущество перед другими формами состоит в том, что речевая деятельность в игре рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия. Учитель во время игры выступает как партнер по общению, тем самым появляются условия для создания творческой обстановки и поддержания интереса. Целями коммуникативных игр на уроках ИЯ являются (по мнению Е.И. Пассова):
формирование определенных навыков;
развитие определенных речевых умений;
обучению умению общаться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание в сфере становления собственного языка;
запоминание речевого материала.
Согласно классификации Е. И. Пассова коммуникативные игры принято делить на языковые, ролевые и деловые.
Языковые игры предназначены для развития умений и навыков на материале разных знаков языка – от слогов до микротекстов. К играм данного типа относятся карточки, лото, игры с кубиком, мячиком, а также подвижные игры.
Языковые игры предназначены дя начального этапа обучения и представляют собой разновидность упражнений в парной и групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям.
Наиболее известными языковыми играми, которые я стараюсь применять на уроках ИЯ являются игры «Укрась елочку», «Ромашка», «Репортер» и некоторые другие (см. приложение 2).
Ролевые игры обучают общению на ИЯ в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно обусловлены и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Основной характерной чертой таких игр является наличие проблемы, лежащей в основе игры и наличие ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме.
Ролевые игры способствуют формированию следующих умений: принять и исполнять роль; ориентироваться в ролях партнеров; выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; отстаивать свою точку зрения; находить пути устранения возможного конфликта; менять тактику поведения; владеть стратегией общения, т.е. уместно использовать речевые формулы, уметь выражать согласие, просьбу, удивление, благодарность и др.
Ролевая игра предполагает наличие трех этапов: подготовительного, этапа проведения и этапа контроля.
Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. Учитель выбирает тему, формулирует проблему, отбирает необходимые языковые средства, уточняет параметры ситуации, готовит атрибуты игры (карточки, наглядные пособия), уточняет цель и прогнозирует конечный результат.
Подготовка учащихся состоит в поисках дополнительных данных по теме и/ли изучение раздаточного материала, повторении речевых формул и лексики по соответствующей теме.
На этапе проведения игры учащиеся выбирают роли, учитель уточняет ситуацию, выступая в роли режиссера, который незаметно управляет ходом игры, не беря на себя активной роли.
Этап контроля игры может следовать сразу же по ее завершении или проводиться на следующем уроке, что зависит от сложности игры.
Деловые игры проводятся в основном в 9-11 классах и занимают весьма скромное место в учебном процессе. Чаще всего такие игры рассчитаны на учащихся профильных (лингвистических, экономических классов). Главная цель деловых игр – формирование комплекса ЗУН для выработки тактики профессионального общения.
Деловая игра имеет следующие отличительные признаки:
наличие проблемных ситуаций,
многоальтернативность решений,
реализация цели игры в ее взаимосвязанных решениях.
Главное преимущество любой деловой игры заключается в том, что в ней воспроизводятся в учебных целях реально существующие ситуации. Материал усваивается в профессионально-значимом контексте, при этом язык выступает как инструмент профессионального общения, но при этом служит решению мыслительной задачи.
Деловая игра проходит успешно, если учитель повторяет и обобщает с учащимися специфические особенности профессии, в рамках которой реализуется общение, добивается от учащихся понимания цели и содержания игры, внимательно рассчитывая время, отведенное на игру.
Следует подчеркнуть, что любая игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативно спонтанной речи вообще [3].
Таким образом, использование нестандартных (активных) форм работы на уроках иностранного языка остается актуальным по сей день. ФГОС образовательной области «Филология» указывает на необходимость развития личности и речевой деятельности учащихся, формирование универсальных учебных действий и способов усвоения информации, то есть на реализацию личностно ориентированной парадигмы. Нестандартные формы помогают получить весь комплекс прогнозируемых результатов: личностных, предметных и метапредметных. Особый акцент при использовании нетрадиционных форм обучения падает на социокультурную составляющую коммуникативной компетенции учащихся, то есть нетрадиционные формы помогают приобщить школьников к иноязычной культуре, лучше осознать собственную культуру и уметь представить ее средствами иностранного языка.
Список использованной литературы:
Бычковская Е.В., Гончаренко А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников//ИЯШ-2008.-№1.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.- М., 2007.
Гришенкова Г.А. Методика использования деловых игр при обучении менеджеров иностранному языку: Дис. канд.пед.наук. – М., 1995.
Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке///ИЯШ-2008.-№4.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб., 2002.
Лучик Т.С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе//ИЯШ.-2012-№2.
Петричук И.И. Еще раз об игре// ИЯШ-2008-№2.
Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку//ИЯШ--№1.