kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одарёнными детьми с использованием метода проектной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат

по теме: «Работа с одарёнными детьми с использованием метода проектной деятельности в обучении английскому языку»Цель работы:

Активное вовлечение учащихся в конструировании и достижении комплексов знаний, умений и собственного мировоззрения для достижения качественного образования.

Задачи:

1)Развитие продуктивной работы учащихся.

2)Ознакомление с ключевыми компетенциями.

3)Развитие мотивации у учащихся в проектной деятельности.

4)Формирование личностно – деятельностного подхода к одаренным детям.

Актуальность выбранной темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требование к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компонентами, «составляющими основу умения учиться».

Проблемы:

  1. Глобальное значение английского языка в жизни поликультурного мира.
  2. мотивация своего обучения.
  3. Проблемный подход к обучению всем видам деятельности.

                                                                                                                                             Глава 1. Актуальные проблемы развития одаренных детей.

Современная школа стремительно меняется, становится другим ее материально-техническое оснащение, другие запросы ставят перед ней родители, наконец, меняются сами дети.

Урок, его планирование и проведение- это то, что ему понятно. Поэтому есть  смысл  сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения  в сравнении с уроком  постсоветского периода, увидеть отличие дидактических требований к этим урокам.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  выдвигает требование к формированию у школьников метапредметных  результатов - универсальных учебных действий  (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения  ключевыми  компетенциями,  «составляющими основу умения учиться»

Как известно, самый  распространенный тип урока – комбинированный.

Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований.

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? Учитель думает, что важное значение имеет проектная деятельность учащихся. Где могут они проявить познавательные, регулятивные и  коммуникативные составляющие  своих знаний.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных  учителем. Он  это планирует с учетом  индивидуальных возможностей.

Согласно личностно-деятельностному подходу, в центре обучения находиться сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Учитель выступает в роли консультанта. Он советует, помогает. Учащиеся сами дают оценку этой деятельности. И вместе они достигают намеченной цели!

Системная работа с одаренными детьми включает следующие  цели:

 1 Определение  научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми

 2 Применение прогрессивных технологий ( презентации, слайды по теме, уникальные музыкальные зарисовки ).

 3 Создание интеллектуального развития

 4 Обеспечение фундаментальной  языковой  подготовки одаренных детей.

Обучение школьников английскому языку со второго класса дает  возможность провести диагностику и увидеть языковые способности каждого ребенка. 

С целью  психологической подготовки к предметной олимпиаде, учитель проводит различные внеклассные мероприятия: Урок- путешествие по странам изучаемого языка, урок-экскурсия «Времена года», ролевая игра « В магазине», урок-презентация « Праздники в Великобритании». Традиционно проводятся конкурсы стихов английской поэзии.

Важны принципы многопрофильности  и межпредметных связей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми с использованием метода проектной деятельности. »


Министерство образования Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Игринская средняя образовательная школа №5
















Реферат




по теме: «Работа с одарёнными детьми с использованием метода проектной деятельности в обучении английскому языку»






Учитель: Панова Н.Н.

(первая квалификационная категория)

заявленная категория первая

квалификационная категория






п. Игра

2015 г


Оглавление


Ведение 3


Глава 1. Актуальные проблемы развития одаренных детей. 4

Глава 2. Главные цели введения в школьную практику

метода проектов. 6

2.1 Осуществление проекта. 11

2.2 Итоги проектной работы. 14

Глава 3. Информационные технологии. 16

Глава 4. Внеклассная деятельность.

4.1. Участие старшеклассников в краевой

научно – практической конференции школьников «Эврика». 17

4.2. Участие в различных международных конкурсах. 17

4.3. Обучение монологической речи на факультативных занятиях. 18

Заключение 27

Список литературы 28


Приложение














Ведение



Цель работы:

Активное вовлечение учащихся в конструировании и достижении комплексов знаний, умений и собственного мировоззрения для достижения качественного образования.

Задачи:

1)Развитие продуктивной работы учащихся.

2)Ознакомление с ключевыми компетенциями.

3)Развитие мотивации у учащихся в проектной деятельности.

4)Формирование личностно – деятельностного подхода к одаренным детям.


Актуальность выбранной темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требование к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компонентами, «составляющими основу умения учиться».

Проблемы:

  1. Глобальное значение английского языка в жизни поликультурного мира.

  2. мотивация своего обучения.

  3. Проблемный подход к обучению всем видам деятельности.

Глава 1. Актуальные проблемы развития одаренных детей.

Современная школа стремительно меняется, становится другим ее материально-техническое оснащение, другие запросы ставят перед ней родители, наконец, меняются сами дети.

Урок, его планирование и проведение- это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода, увидеть отличие дидактических требований к этим урокам.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требование к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться»

Как известно, самый распространенный тип урока – комбинированный.

Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований.

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? Учитель думает, что важное значение имеет проектная деятельность учащихся. Где могут они проявить познавательные, регулятивные и коммуникативные составляющие своих знаний.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем. Он это планирует с учетом индивидуальных возможностей.

Согласно личностно-деятельностному подходу, в центре обучения находиться сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Учитель выступает в роли консультанта. Он советует, помогает. Учащиеся сами дают оценку этой деятельности. И вместе они достигают намеченной цели!

Системная работа с одаренными детьми включает следующие цели:

1 Определение научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми

2 Применение прогрессивных технологий ( презентации, слайды по теме, уникальные музыкальные зарисовки ).

3 Создание интеллектуального развития

4 Обеспечение фундаментальной языковой подготовки одаренных детей.

Обучение школьников английскому языку со второго класса дает возможность провести диагностику и увидеть языковые способности каждого ребенка.

С целью психологической подготовки к предметной олимпиаде, учитель проводит различные внеклассные мероприятия: Урок- путешествие по странам изучаемого языка, урок-экскурсия «Времена года», ролевая игра « В магазине», урок-презентация « Праздники в Великобритании». Традиционно проводятся конкурсы стихов английской поэзии.

Важны принципы многопрофильности и межпредметных связей.


Глава 2. Главные цели введения в школьную практику метода проектов.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

  1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт.

  2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нём.

  3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

  4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная часть проектной методики – особая форма организации.

Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:

  • Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

  • Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  • Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учётом его языковой подготовки.

Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, учитель применяет в своей работе данную методику.Методика описана в книге В.В.Гузеева. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того, чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

  1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учёбе – это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т. п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

  1. Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует её в речь, и когда он постигает её как систему.

  2. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки, иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

  3. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чём школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно – ориентированный подход.

Новизна подхода в том, что школьникам даётся возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В чем суть проекта, влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью, и в какой форме проектные задания включаются в учебник и какова техника их выполнения?

Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им более высокий уровень знаний.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определённой темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надёжно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения и мысли и осмысливания воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу несколько целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико - грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет ин.языка красочными работами детей.

Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка – ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо – до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться , на мой взгляд, следующих рекомендаций:

  • Поскольку это проектная работа даёт возможность учащиеся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

  • Проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

  • Большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Эта рекомендация ещё раз подчёркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

2.1 Осуществление проекта.

Проект осуществляется по определённой схеме:

  1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд

условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы,

жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить

учащимся идею, обсудить её с учениками.

  1. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя

задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к

логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению

проектной работы. При формировании группы в их состав

включаются школьники разного пола, разной успеваемости,

различных социальных групп.

  1. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, её документированием, выбором способов реализации проекта ( это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

  1. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

Презентация проектов может проходить на итоговом уроке по теме, т.к. по данной теме может быть не один, а несколько проектов, например, по переводу стихотворений с английского языка на русский. Этот вид работы может выполняться как индивидуально, так и в малых группах. При работе над переводом учащиеся знакомятся с требованиями к переводу, видами перевода, сравнивают разные литературные переводы одного и того же произведения, выполненные профессиональными переводчиками. Учитель проводит индивидуальные и групповые консультации по переводу. Обычно хорошо проходят обсуждения вариантов ученических переводов в классе. Корректируются стиль, рифмы. Затем окончательные варианты переводов красочно оформляются.

Завершать изучение этой темы лучше внеклассным мероприятием – литературно – музыкальной композицией. Это позволяет включать в сценарий стихи других поэтов – романтиков, не входящих в программу.

2.2 Итоги проектной работы.

Подведение итогов проектной работы.

I. На примере учащихся 3-Б класса после изучения темы «Времена года, погода» группу из 12 человек разделила на 4 подгруппы, тем самым учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка, интерес к определённому времени года, объявив учащимся, что 4 подгруппы это 4 времени года (весна, лето, зима, осень). Предложила учащимся название тем проекта:

  1. Моё любимое время года

  2. Погода весной в моей сельской местности

  3. Любимое время года моего друга (подруги)

  4. Погода в России в разное время года

II. На втором этапе каждому ребёнку ставится определённая задача.

Например:

  1. Дано дерево времени года. Учащиеся могут также нарисовать такое дерево и написать названия времён года.

  2. Прочитать стихотворение

  3. Выразить своё мнение к каждому времени года, используя различные ключевые фразы.

  4. Описание погоды

  5. Создание звуковой фонограммы

  6. Логические высказывания по теме «Времена года».


III. Выполнение проекта.

Все учащиеся, получив задания, выполняют работу самостоятельно. Большим успехом пользуются те проекты, которые заранее готовятся дома. Я стараюсь по опыту работы давать учащимся время, чтобы подготовиться дома. При этом учащиеся готовят рисунки, викторины, поделки. Ребята с удовольствием работают с компьютером, создают сами различные способы реализации проекта ( выполняем логические упражнения письменно, на интерактивной доске осуществляется показ различной погоды: ветреной, солнечной, дождливой). Оформление работ идёт индивидуально, учитель с уважением относится к любой идее ребёнка.

IV. На презентации проекта учащиеся разделены на 4 подгруппы и каждая подгруппа показывает и рассказывает своё время года, используя разные способы показа. Учащиеся нашей школы с большим интересом используют ИКТ.

V. Проектная работа оценивается (итоговая бальная система).

№ п/п

Ф.И. учащегося

Тема проекта

(2б)

Идея проекта

(1б)

Проблема проекта

(2б)

Оформление

(3б)

Логические высказывания

(5б)

Реализация проекта (4б)

Защита проекта

(4б)

Способы выполнен. проекта (5б)

Презентация проекта (5б)

Итоговый балл













«Отлично» - 28-31 балл

«Хорошо» - 25-28 балл

«Удовлетворительно» - 20-25 баллов

Глава 3. Информационные технологии.

Использование ИКТ на уроках английского языка.

В связи с использованием ИКТ приобретает актуальность и при обучении английскому языку. Благодаря применению ИКТ формируются важнейшие навыки и умения – такие, как выделение ключевой информации в объемных текстах, умение обобщать и делать выводы. Что особенно существенен – при этом формируется самостоятельное мышление.

1.Повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

2.Возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных задач;

3.Организация индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и творчества;

4.Повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных эффектов;

5.Развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся.

Использование ИКТ само по себе не создает нового качества обучения, оно лишь расширяет возможности учителя. Учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, приемы педагогической техники. Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий учитель экономит до 30% учебного времени по сравнению с работой у классной доски. Мультимедийный урок может достигать максимального обучающего эффекта.


Глава 4. Внеклассная деятельность.

4.1. Участие старшеклассников в краевой научно – практической конференции школьников «Эврика».

Написание научно – исследовательского проекта даёт возможность одарённому ребёнку расширить кругозор лигвострановедческого и страноведческого материала. Учитель имеет возможность расширить целевые возможности программы, сориентировать обучение не только на приобретение речевых навыков и умений, но и на введение детей в мир иной культуры, приобщение их к социокультурным особенностям другого народа. В школе с 2009/2010 учебного года работает и научно – исследовательское общество для одарённых детей.

4.2. Участие в различных международных конкурсах.

Учащиеся участвуют в различных международных конкурсах:

- «British Bulldog» - игровой конкурс по английскому языку.

- Конкурс перевода «Волшебное перо». Ребята обучаются правильному литературному переводу с английского на русский язык.

С 2009-2010 учебного года в 9-х классах провожу курс «Деловой английский». Целью курса является знакомство с основной терминологией, развитием навыков профессионального речевого и письменного общения. Для многих учащихся содержание курса помогает при выборе будущей профессии. После прохождения курса «Деловой английский» учащиеся могут оценить свои результаты по данной таблице:

№ п/п

Ф.И.

Класс

Кол-во посещённых занятий


Стартовый балл

(0-1 б.)

Активность на занятиях

(0-1 б.)

Выполнение творч. работы

(1-3 б.)

Защита работы в группе

(2-4 б.)

Выступление на конференции

(4-6 б.)

Итоговый балл


«Отлично» - 14-15 баллов

«Хорошо» - 10-14 баллов

«Удовлетворительно» - 8-10 баллов.

4.3. Обучение монологической речи на факультативных занятиях.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как английский язык стано­вится реально востребуемым. Все большее число людей изучают английский язык широко используют эти навыки в практической деятель­ности. Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают английский язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необхо­димым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическую систему, осуществления совместных научно-технических проектов с другими странами. Возрастает потребность в специалистах, вла­деющих разговорной речью, а также подготовленных для работы с лите­ратурой на английском языке. Это способствует значительным измене­ниям в практике обучения английскому языку, где доминирующим под­ходом становится коммуникативный подход, при котором уже с первого урока школьники учатся общению на изучаемом языке.

В связи с поставленными перед школой задачами еще большее значение приобретают факультативные занятия, представляющие большие возможности для углубленного изучения английского язы­ка. В практике преподавания факуль­тативные занятия имеют должную методическую обеспеченность в развитии творческих возможностей и самостоятельности учащихся.

Наиболее надежным средством развития самостоятельности яв­ляется обучение чтению, поскольку переработка содержания текс­та развивает мыслительные способности учащихся, и здесь прояв­ляется творчество учащихся, их индивидуальность. Однако выска­завшие по тексту требует и известного уровня владения устной речью. Поэтому, работая над устной речью, необходимо обязатель­но предусмотреть развитие ее творческих компонентов, а именно научить учащихся выступать с самостоятельным

высказыванием, со­ответствующим речевым ситуациям на ограниченном

языковом материале, подлинное умение комбиниро­вать усвоенные образцы, использовать их по своей инициативе в связи с ситуацией общения.

Для формирования опыта творческой деятельности служат проб­лемные методы обучения, включающие систему познавательных и коммуникативных задач. Такая постановка не исключает возможности использовать в обучении языковые и речевые упражнения. ко­торые обеспечивают овладение материалом.

Главная же цель заданий типа коммуникативных задач состо­ит в том, чтобы научить учащихся творчески использовать изу­ченный языковой материал в ситуациях, имитирующих реальные, ко­торые позволяют давать личностную интерпретацию предложенной ситуации, выражать собственное отношение и оценку. Например, охарактеризовать любимое время года, найти доказательства для оправдания своего мнения, рассказать об удачном для ученика сезоне в прошлом году и другое.

В результате использования таких задач в процессе обуче­ния происходит усвоение процедур творческой деятельности. В психологии и дидактике выделяются такие ее черты как: самостоя­тельный перенос знаний и умений в новую ситуацию (ближний и дальний), видение новых проблем в знакомых условиях (видение новой функции знакомого объекта), видение структуры изучаемого объекта, видение альтернативы решения, умение комбинировать ра­нее известные приемы в новый способ решения проблемы, умение создавать оригинальный способ решения. Наибольшую трудность для учащихся представляют задания, которые требуют умения осуществ­лять дальний перенос, видеть новую проблему в знакомых ситуа­циях.

В решении коммуникативных задач активную роль играют ин­дивидуальные особенности учащихся, их творческое воображение, что находится в полном соответствии с принципом личностного подхода к принципу обучения, определяемому современной дидак­тикой. Включение коммуникативных задач в обучение, развивая уме­ние устной речи, способствует повышению их интереса к изучению языка, поскольку они видят результаты - возможность использо­вания приобретенных знаний и опыта в ситуациях, приближающихся к жизненным. При этом важно обеспечить и организационную сторо­ну, мы имеем в виду использование не только индивидуальных форм работы, но и коллективных , парных и групповых форм. Необходи­мо также ориентировать внимание учащихся на содержательную сто­рону речи. При такой работе перед каждым учащимся может быть по­ставлена новая коммуникативная задача.

В современной методике прослеживается тенденция развивать способности учащихся к во­ображению, к использованию ролевых игр.

Перед учащимися, которые уже владеют языком, ставится за­дача представить себе жизнь воображаемого многоквартирного до­ма. Прежде всего они должны заселить дом жильцами, дав им фа­милии, имена, а также определить возраст, национальность и со­циальное положение.

Уточняются семейные взаимоотношения и между соседями. На этой "канве" учащиеся решают определенные проблемы и проявляют свои способности к творчеству.

Задания направлены на устные высказывания в монологической , диалогической и письменной форме. Написать страницы романа о жителях дома. Задания, стимулирующие устные высказывания, да­ны в определенной последовательности: от общей характеристики жильцов к описанию их жизни в доме (как проходит день в доме, какая почта приходит, что читают жильцы, кто и что коллекциони­рует, куда ходят обитатели дома, кто им звонит (вообразить ро­зыгрыш по телефону), дается задание описать случай, происшест­вие, которое произошло в доме). Интересно задуманы итоговые за­дания, которые ставят перед учащимися проблему: представить се­бе и рассказать, что будет с жильцами дома через 10 лет. Все за­дания в пособии


направлены на то, чтобы использовать не только все приобретенное в языке,

но и способности к творческой интер­претации возникающих вопросов. Описанный подход может найти мес­то на факультативных занятиях.

Рассмотрим далее особенности обучения монологической речи. Монологическая речь в процессе коммуникации служит для переда­чи информации: готовой информации, полученной из каких-либо ис­точников или самостоятельное составление информации в связи с темой или ситуацией, общения в результате собственной речемыслительной деятельности.

Связное устное выступление актуально для деятельности ин­формационного характера, например, при обмене научной и техни­ческой информацией, при разъяснении наших взглядов и позиций представителям других стран. На современном этапе развития школы эта сторона представляется чрезвычайно актуальной.

Монологическая речь может представлять собой сообщение об известиях, впечатлениях, переживаниях, которые говорящий не только передает, но и комментирует; рекомендации, предписания для определенных действий, высказывание в форме рассказа или доклада, высказывание при обсуждении какого-либо вопроса, в бе­седе при обмене мнениями.

В соответствии с данными о типологии речи, монологическая речь выступает в таких типизированных разновидностях речевых формах, как описание (выражает констатирующую функцию), повест­вование (сообщение о развивающихся действиях или состояниях), рассуждение (раскрытие причинно-следственных отношений).

Поэтому при обучении монологической речи необходимо в сис­теме упражнений учитывать, какую разновидность речи мы хотим получить в результате деятельности учащихся, отбирая для этого адекватные поставленным целям упражнения.

Приведем примеры формулировки заданий, направленных на то, чтобы

учащиеся строили свое высказывание в определенной речевой форме: Опишите матч, который вы вчера видели по телевидению (или прочитали о нем в газете) (требуется описание). Расскажите коротко содержание прочитанной Вами книги (рассказа) (требует­ся повествование). Ситуация: вчера я видел очень интересный фильм, советую его посмотреть (убеждение).

Выделяются следующие функции речи: функция общения, например, такие задания - подумайте о выступлении, которое вам удалось, как вы объяснили свое опоздание в прошлый понедельник; прочи­тайте сообщения и проанализируйте ситуации общения (кто гово­рит, где, когда, зачем, как, кому обращена речь);функция информации - используется в объявлениях, отчетах, описаниях, объективном рассказе, резюме, в информации по радио, телевидению, в газете; задание - сколько элементов информации (фактов) содержится в каждом сообщении; экспрессивная функция - используется для сообщения, ком­ментария, доклада, написания писем;

функция убеждения, побуждения - используется в рекламе, драматическом произволении для аргументации; задание - выбрать в сообщении то, что привлекает внимание читателей;

функция призыва, обращения - используется в газетах, журна­лах, рекламе, сообщениях по радио, в беседе; задание - прочитать тексты, определить цель каждого из них;

функция объяснения, разъяснения - в рецептах, правилах иг­ры, определениях, примерах или иллюстрациях.

Обобщающие задания могут быть следующего характера. Отметь­те ведущие функции в каждом сообщении и уточните цель каждого сообщения или найдите разные функции и докажите присутствие этих функций; укажите, как проявляется к примеру экспрессивная функ­ция, побудительная, функция призыва.

В настоящее время для обучения английского языка , особенно на старшем

этапе характерно стремление к интеграции обучения различным видам деятельности. Такой подход обоснован, с одной стороны, условиями обучения иностранному языку в массовой школе, а с другой - данными ба­зовых наук, согласно которым возможен перенос умений в смысло­вой обработке материала (при чтении и слушании) в продуктивные виды деятельности (говорение) (И.А.Зимняя).

Чтение, давая часто пищу и тему для развития устной речи, является безусловно одним из ее источников. Поэтому коммуника­тивные задания по чтению связаны с коммуникативными заданиями в области устной речи. Ученик высказывает более или менее "спонтанно" свои мысли в связи с возникшей ситуацией на основе своего жизненного опыта, а передает в форме сообщения, доклада информацию, полученную главным образом из письменных источников.

Поскольку развитие речи происходит в связи с текстом, то нужно учитывать особенности разных жанров текстов с тем, чтобы отобрать такие формы, которые соответствуют особенностям текс­та.

Поэтому задания по монологической речи в связи с разными по жанру текстами должны носить различный характер и направ­лять в русло той речевой формы, которая в наибольшей степени отвечает ее особенностям. При этом составление резюме является как бы исходной формой. Например, для того чтобы сделать аннотацию, необходимо дать предварительные задания типа: коротко изложить основное содержание текста (резюме), выделить то но­вое, что в нем содержится.

Мы находим целую серию заданий на развитие речи в связи с чтением текста:

  1. выделить ключевые предложения; попросить раскрыть в нескольких предложениях содержание текста; сгруппировать лек­сику (текста) по темам; вернуться к тексту и рассмотреть его в составленном плане;

  2. сформулировать в нескольких фразах главную мысль каж­дого абзаца;

  3. перечитать текст и выделить детали; провести дис­куссию по тексту;

  4. прочитать текст; разыграть текст; найти в нем темы;

  5. чтение; изучить то, как персонажи охарактеризованы в начале и конце текста;

  6. прочитать текст; выбрать детали, которые производят юмо­ристический эффект; дать характеристику текста (сатирический, юмористический);

  7. прочитать текст; выбрать факты и аргументы.

Указанные виды работы способствуют осуществлению познава­тельной и коммуникативной деятельности учащихся и могут быть использованы на факультативных занятиях.

Приведем еще примеры заданий в связи с текстом: Сделайте резюме того, что представляется вам главным в тексте, обоснуй­те свою точку зрения, вы сообщаете только основные факты, чтобы был понятен ход действия, сделайте заключение о том, удовлетворяет ли вас конец или нет и почему, постарайтесь убе­дить в этом вашего слушателя.

Учитывая то, что овладение монологической речью является творческой деятельностью мы можем в соответствии с современной дидактикой полагать, что приемы обучения связному высказыванию должны носить творческий характер. Такой подход, как уже гово­рилось, направляет на использование таких приемов, как решение творческих (познавательных и коммуникативных) задач. "Творческой считается задача, действия по решению которой не детерми­нируются или не полностью детерминируются какими-либо пред­писаниями" .

Содержанием такой задачи является проблема, в основе кото­рой лежит противоречие между известными искомым, находимом по­средством промежуточных операций. В каждой задаче есть условие, вопрос или требование и путь к решению. В качестве примеров та­ких заданий-задач можно привести такие, как составить связное

высказывание на заданную тему или в соответствии с ситуацией с выражением личного отношения; придумать продолжение прочитан­ного рассказа (прослушанного) - возможны разные варианты и их обсуждение; воссоздать ситуации, предшествующие рассказу или событию, изображенному на картинке; составление юмористическо­го рассказа по карикатуре или юмористическому рисунку; задания по устной речи в связи с чтением текстов типа устной аннотации, рецензии. Учащиеся решают творческие задачи, когда определяют взаимосвязь фактов или поступков, мотивы действий, делятся свои­ми впечатлениями, выступают с характеристикой действующих лиц или дают оценку их поступка, составляют краткое объявление или текст открытки.

В процессе выполнения таких заданий развивается способ­ность к обобщениям, умение устанавливать причинно-следственную зависимость, развивается познавательная самостоятельность.

Здесь можно было бы назвать и такие задания к подготовлен­ной речи как обзор номера газеты, составление резюме статей из газеты на определенную тему; обоснование выбора статьи, которая интересует учащихся (в форме рассуждения), доклад на определен­ную тему, комментарий просмотренного фильма пли передачи по телевидению, спектакля; рецензия в устной форме на фильм (спектакль), участие в дискуссии по какой-то проблеме (книге, спек­таклю, фильма).

Использование познавательных и коммуникативных задач как приема обучения имеет большое значение для активизации мысли­тельной деятельности и творческих способностей учащихся, в то время они способствуют языковому развитию, формированию чувства языка, а следовательно, помогают осуществить комплекс практических задач.



















Заключение.

В современном обществе в последнее время большую роль отводят качеству образования в средней школе. Работая над своей темой следует отметить важное значение на личностно – ориентированный подход.

К этой проблеме учитель серьезно подходит к изучению предмета на начальной стадии обучения. Психологическая подготовка учащихся к внеклассным мероприятием ,которые учитель систематически проводит с учащимися разных возрастов .В 5 классе факультатив «я учусь читать по- английски.В 8 классе факультатив "Путешествие по англо-язычным странам» .Проведение курса «Деловой английский»в старших классах.По итогам проведения этого курса старшеклассники овладели навыками письма «другу по переписке»,овладели экономической лексикой для поступления в техникум на экономическое отделение . Используя информационные технологии создается новое качество обучения и расширяются наши возможности. Учащиеся при написании проектной работы использовали ИКТ, презентовали на уроках и внеклассных мероприятиях по изучаемым темам и дополнительным материалам. Изучая и применяя в своей работе принципы структурно - функционального и функционально – ситуативного подхода в обучении можно добиться высоких результатов в обучении английскому языку.

Принципы индивидуального подхода позволяют учителю вовлечь с интересом в учебный процесс всех обучающихся и дать качественны й результат на каждой ступени обучения.

Внеклассная работа по предмету дает большую возможность в подготовке выпускников успешно сдать ГИА и ЕГЭ по предмету и выявить одаренных детей.

Работая с проектными методами учащиеся на старшем этапе обучения с интересом участвуют в различных конкурсах, в проектах, факультативных занятиях, что дает им возможность иметь высокую оценку по предмету и быть интеллектуально развитыми личностями в нашем обществе.

Список литературы


  1. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. Методическое пособие. Обнинск Издательство «Титул» 1999 г.

  2. Психология обучения иностранным языкам в школе. И.А. Зимняя Москва «Просвещение» 1991 г.

  3. Сборник программ элективных курсов выпуск 4 № 1. Гуманитарно-эстетический блок. Краснодар 2005 г.

  4. Справочник классного руководителя и заместителя директора по ВР. Издаётся информационным центром «МЦФЭР Ресурсы образования № 3 2012»

  5. Учительская газета. Независимое педагогическое издание № 50 (10391) от 13 декабря 2011 г.

  6. Учительская газета. Независимое педагогическое издание № 1 (10394) от 10 января 2012 г.

  7. Учительская газета. Независимое педагогическое издание № 10 (10403) от 6 марта 2012 г.

8. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС, М: НИИ школьных технологий, 2006 год. Гузеев В.














Приложение




30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа с одарёнными детьми с использованием метода проектной деятельности.

Автор: Панова Надежда Николаевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Работа с одаренными детьми для начальных классов "
    ["seo_title"] => string(53) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-dlia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "233607"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443164465"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Направления работы с одаренными детьми в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(54) "napravlieniiarabotysodariennymidietmivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "270735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451239328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сказкотерапия как метод развития одарённости дошкольников на занятиях по развитию речи "
    ["seo_title"] => string(98) "skazkotierapiia-kak-mietod-razvitiia-odarionnosti-doshkol-nikov-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "116324"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412419285"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "план работы с сильными учениками  2 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "planrabotyssilnymiuchienikami2klass"
    ["file_id"] => string(6) "279487"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453230948"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства