Пути продуктивности процесса образования через ИКТ
Пути продуктивности процесса образования через ИКТ
В статье рассматриваются пути совершенствования учебного процесса на уроках английского языка в усвоении материалов учащимися и формирования ценностных отношений к информационно - коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. Современный урок английского языка – это сложное образование, подготовка и проведение его требует большой затраты творческих сил. Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием личности и познавательности обучающихся. На сегодняшний день современный педагог усваивает, и старается применять стратегию мотивации учащихся к саморазвитию.
In the article are discussed ways to improve the educational process in lessons of English language to learn the material by students and formations of valuable relationships to information - communication technologies as an effective means of increasing their level of knowledge. The modern English lesson - is a complex formation, its preparation and conducting requires of high costs of creative forces. The introduction of information technology discusses questions connecting with personality’s development and learners’ cognitions. Nowadays the modern teacher learns and tries to apply the strategy of motivating students to self-development.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути продуктивности процесса образования через ИКТ »
Пути продуктивности процесса образования через ИКТ
на уроках английского языка.
Р.М. Укубаева
Актюбинский строительно-монтажный колледж, г. Актобе, [email protected]
Рецензент – А.Е. Жубанова, зав.лабораторией Жубановедения, кандидат филологических наук АРГУ имени К.Жубанова, г. Актобе
Образование сегодня претерпевает существенные перемены, одна из которых – перенос центра тяжести с обучения на учение. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образовательного процесса. Педагог должен отойти от "натаскивания" обучающихся, ему необходимо находить творческий подход в обучении, создавать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности в единой образовательной оболочке.
Педагогическая практика в настоящее время испытывает следующие затруднения: потеря интереса к учению, отсутствие умения оценивать себя и товарища, отсутствие навыков самостоятельной работы [2].
Учителя интересуют многие вопросы. Какие типы уроков и формы их проведения возможны на том или ином этапе работы, при изучении той или иной темы курса? Чем руководствоваться, отбирая дополнительный дидактический материал, продумывая характер заданий, варианты их использования на уроке, оценивая эффективность различных средств и форм реализации задуманного?
Современный урок английского языка – это сложное образование, подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Учителю необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого учащегося – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля, и осуществляются при обязательном участии всех учащихся. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются интегрированные уроки, урок-игра, урок-дискуссия, урок-зачет и многие другие формы [5].
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.
Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием личности обучающегося, формированием его эмоциональной и когнитивно-познавательной сфер. Педагоги рассматривают проблему мотивации в контексте личностно-ориентированного обучения, изучают дидактические возможности использования ИКТ в учебном процессе, отдельные программные средства ИКТ в плане их влияния на мотивацию учебной деятельности.
У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. Учащийся специально не обучается ИКТ, а осваивает их параллельно программе английского языка, по которому он проходит повышение уровня своих знаний.
Важно отметить, что на сегодняшний день универсального метода обучения учащихся английскому языку через ИКТ пока не существует. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки и характерен для конкретного типа урока (будь то урок–повторение, урок-обзор нового материала или урок-презентация). Очень многое зависит и от личности самого педагога, его профессиональной компетенции в области предмета и ИКТ. Хорошие программы ИКТ по английскому языку способствуют росту мотивации по отношению к предмету, выработке хороших навыков говорения, письма, аудирования и т.д., а также навыков контроля и самоконтроля учащихся. Кроме того, не все преподаватели готовы и имеют необходимые знания для использования ИКТ на своих занятиях. В большей степени это объясняется пока ещё слабым методическим обеспечением использования ИКТ в образовательном процессе и в преподавании английского языка. Актуальность определяется рядом противоречий между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках английского языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи [3].
Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка на уровне школьной программы. В старшем звене использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и, используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, и набор интерактивных и мультимедийных возможностей.
Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у учащихся следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели, процедуры изучения обработки информации и т.д.
Исходя из выше сказанного планирование урока с использованием ИКТ можно разделить на этапы, которые рассмотрим более подробно.
Концептуальный этап -
На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:
формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
формирование умений;
контроль усвоения и т.д.
Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе.
В связи с этим были выбраны необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые и т.д.
Технологический этап -
На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса.
Именно на этом этапе учитель иностранного языка определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства).
Операционный этап -
На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи. Здесь наблюдается, как проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д., на основании чего заполняется технологическая карта [1].
Информационно-коммуникативные технологии с каждым годом все активнее используются в процессе обучения. Программы при обучении иностранному языку находят все больше применение в организации учебного процесса в учебных заведениях.
Вышеуказанные возможности убеждают не только профессионалов, но и «новичков» в реалистичности больших перспектив обучения и изучения английского языка с помощью компьютерных программ.
Эффективность использования ИКТ на уроках английского языка заключается в следующем:
1)большая информационная емкость учебного материала;
2)интенсификация самостоятельной работы каждого ученика;
3)создание коммуникативной ситуации посредством развития коммуникативных навыков в основных видах речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;
4)овладение различными языковыми моделями и структурами;
5)повышение познавательной активности ученика, а также усиления мотивации учения.
Сегодня ИКТ занимает важное место в образовательной работе всех уровней обучения. Большинство учебных заведений, имеющих компьютерные классы, внедряют программу изучения гуманитарных предметов посредством использования всех технических новинок, доступных отечественному пользователю: различные презентации, документальные фильмы, и on-line архивы ведущих библиотек мира.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий делает обучение увлекательным, позволяет более интересно и наглядно представлять учебный материал, а также мотивировать учащихся на самостоятельное изучение материала.
Аннотация. Мақалада негізгі ағылшын тілдің сабақтарында оқушылармен бар материалдарды меңгере отырып және информациялық - коммуникациялық технологиясына құнды қатынас құрып, оқу үдерістің жетілдіру жолдары қарастыру арқылы өз білімін керекті деңгейге көтере тиімді тәсілдейді. Ағылшын тілдің қазіргі сабағы - күрделі білім, дайындық және оның өткізуі көп шығармашылық шығындарды сұрайды. Тұлғаның дамуымен және оқушының білімімен байланыстырып ақпараттық технологиясын еңгізу арқылы мәселелер шешуде. Бүгінгі күнге қазіргі ұстаз оқушылардың өз бетімен жетілдіруге мотивациясының стратегиясын қолдануға тырысып меңгереді.
Аннотация. В статье рассматриваются пути совершенствования учебного процесса на уроках английского языка в усвоении материалов учащимися и формирования ценностных отношений к информационно - коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. Современный урок английского языка – это сложное образование, подготовка и проведение его требует большой затраты творческих сил. Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием личности и познавательности обучающихся. На сегодняшний день современный педагог усваивает, и старается применять стратегию мотивации учащихся к саморазвитию.
Abstract. In the article are discussed ways to improve the educational process in lessons of English language to learn the material by students and formations of valuable relationships to information - communication technologies as an effective means of increasing their level of knowledge. The modern English lesson - is a complex formation, its preparation and conducting requires of high costs of creative forces. The introduction of information technology discusses questions connecting with personality’s development and learners’ cognitions. Nowadays the modern teacher learns and tries to apply the strategy of motivating students to self-development.
Список литературы.
1.Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
2.Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1. с.23
3.Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
4.Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ № 6 с.108
5.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005 с.81
6.Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu