Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ оценивания результата образования.»
Давыденко Галина Алексеевна
МБОУ «СШ №7 г.Няндома»
Проектная деятельность как способ оценивания результата образования
1. Значение проектной деятельности в содержании общего образования.
2. Положение о проектной деятельности как критерий оценки индивидуального проекта.
3. Проект как часть развивающего аспекта процесса иноязычного образования.
4. Работа над проектом в 5-м классе:
а) роль учителя
б) памятка «Творческий проект – это интересно»
5. Результативность проектной методики.
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования.
Основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, что развивает умение представлять культуру своей страны средствами иностранного языка.
Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально – бытовой, социально – культурной, учебно – трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения.
Планируемые результаты устанавливают ряд учебно – познавательных и учебно – практических задач, предъявляемых обучающимся.
Учебно – познавательные задачи направлены на формирование и оценку умений и навыков, на формирование навыка самостоятельного приобретения знаний.
Учебно – практические задачи направлены на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, навыка сотрудничества, навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, проекта).
Решая эти задачи, мы также закладываем основы учебно – исследовательской и проектной деятельности.
В рамках предмета «Иностранного языка» выпускник научится ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно планировать и выполнять проект, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства, осознавать свою ответственность за качество выполнения проекта, кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Проектная деятельность является у школьников обязательным составляющим системы внутришкольного мониторинга обязательных достижений.
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в освоении знаний и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равносильно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатывается план/программа подготовки проекта, которые должны включить требования по следующим рубрикам:
организация проектной деятельности;
содержание и направленность проекта;
защита проекта;
критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.
В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также возможные типы работ и формы их представления и состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты.
В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Отметка за выполнение проекта в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.
На основе выше изложенного в школе разработано «Положение о проектной деятельности обучающихся».
Проектная методика не является новой для учителей иностранного языка.
Проект относится к развивающему аспекту процесса иноязычного образования, обучения иноязычной культуре. Развивающее обучение достигается за счёт личностной вовлечённости обучающихся в учебную деятельность. Использованные в учебниках технологии направлены на развитие личностной активности.
Развивающее обучение средствами ИЯ протекает более успешно, когда обучающиеся вовлечены в творческую деятельность. С этой целью в учебниках предусмотрены задания, связанные с разработкой проектов.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Необходимо помнить, что резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствует благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение учителя как речевого партнера и старшего помощника.
Методические рекомендации к учебнику Кузовлева В.П. содержат конкретные предложения по работе над проектом.
На последнем уроке по каждой теме пятиклассникам предлагается подготовить творческий проект. Для многих обучающихся этот вид задания может оказаться новым, поэтому необходимо подробно объяснить цель данного задания. Прежде всего, вместе с учениками нужно изучить памятку «Творческий проект – это интересно!”, в которой даются советы, как лучше организовать работу над проектом.
Обучающимся нужно помочь выбрать тему, которая соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Ученики имеют право предложить свой собственный вариант, если ни один из предложенных им не интересен.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого ученика.
Особое внимание следует уделить презентации выполненного задания, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. Желательно, чтобы учитель представил свой проект в качестве примера.
Если в школе несколько пятых классов, рекомендуется организовать выставку (экспозицию) лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители. Очень важно создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
В 2015-16 учебном году обучающиеся пятых классов работали над проектами по 12 предметам совместно с руководителями проектной деятельности. Результат был представлен в рамках Декады защиты проектов в апреле месяце. Защита проектов осуществлялась на уроках. Каждый обучающийся в присутствии представителей администрации школы раскрыл суть проекта, его актуальность, ответил на вопросы. Преимущественными формами были доклады, презентации, рефераты, художественные творческие работы по технологии и ИЗО. По результатам обучающиеся получили отметку «зачтено» и оценку в классный журнал.