kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Формирование основ толерантного сознания у учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели проекта: 

·        Вооружить классного руководителя практической и методологической основой работы по формированию у учащихся толерантности.

·        Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.

     Задачи проекта:

  • Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
  • Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
  • Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
  • Внедрять новые методики, формы и приёмы работы по развитию толерантности в образовательном процессе. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ толерантного созная у учащихся»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Отдел образования Черноморской районной государственной администрации МЕЖВОДНЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ

ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Республиканский конкурс проектов молодых педагогов

«Шагни за горизонт»






Номинация: «Профи»


Тематика: «Формирование толерантных отношений в ученических коллективах»


Тема: «Формирование основ толерантного сознания у учащихся»








Выполнила:

учитель английского языка

Потурецкая В.А.











2011

Цели проекта:

  • Вооружить классного руководителя практической и методологической основой работы по формированию у учащихся толерантности.

  • Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.

Задачи проекта:

  • Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

  • Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.

  • Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

  • Внедрять новые методики, формы и приёмы работы по развитию толерантности в образовательном процессе.

Участники проекта: классные руководители, классоводы, учителя-предметники, учащиеся 1-11 классов, школьный психолог, администрация школы.

Актуальность проекта.  Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонационального Крыма особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Сегодня всё большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают  в детские образовательные учреждения.

Анализ работы общеобразовательных учебных заведений показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания учащихся и современных требований общества. Изучение опыта работы классных руководителей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания школьников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих педагогов, так и у педагогов с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в классах по данной проблеме. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.

Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей,  неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания  человека в духе толерантности. На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета  сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на  ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует  о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Без вложения каждого педагога в общее дело воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи невозможно.

Проект является попыткой осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя.

Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. Отметим, что в нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

Толерантность, являясь нравственным качеством, не возникает на пустом месте и     не  является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения.

Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.). Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны. 

Логика построения проекта: предполагается ведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе:

  • I блок – исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность;

  • II блок – развитие в личности ребенка основных составляющих толерантности и вооружение способами толерантного взаимодействия (данная логика проекта сформировать качества толерантной личности последовательно на каждом из уровней (информационный, потребностно-мотивационный и поведенческий);

С целью целенаправленного формирования толерантности предлагается организация деятельности по следующим направлениям :

  • познание и принятие себя ( толерантность к себе ) ;      

  • познание, принятие себя как субъекта семейной культуры;

  • изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;

  •   определение и принятие культур народов Крыма, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);

  • постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Деятельность по данным направлениям может быть организованна последовательно (от направления к направлению).

Принципы, используемые при реализации проекта

  • Осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника.

  • Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.

  • Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур.

  • Использование конкретных наборов методических приёмов на различных ступенях образовании

Данный проект предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как:

Формы

Методы

Классные часы;

Беседы;

Дискуссии;

Игровые тренинги;

Коммуникативные тренинги;

Праздники;

Игровые и конкурсные программы;

Викторины, выставки, познавательные игры.

Беседа (в том числе эвристическая);

Дискуссия;

Пример;

Поощрение;

Создание социальных проб;

Убеждение (самоубеждение);

Внушение (самовнушение);

Игровые методы;

Требование;

Метод саморегулирования;

Метод воспитывающих ситуаций;

Метод соревнования;

Метод анализа деятельности и общения ребенка;

Поручения;

Метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.);

Метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С.А.).

Автор предлагает  методические рекомендации возможных форм воспитания толерантности, а организация остальной работы остается за классными руководителями.

Необходимо также отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, предполагает активное участие в ее реализации семей подростков, сотрудников образовательного учреждения.

Описание проекта:

Мероприятия

Классы

Тематика

Анкетирование


1-4 классы

«Конфликтная ли Вы личность?»

5 классы

«Насколько Вы толерантны?»

6-7 классы

«Толерантность в образовании»

8-9 классы

«Толерантность в семье»

9-10 классы

«Самооценка толерантности»

Дискуссии


9- 11 классы

«Возможна ли толерантность в современном мире?»

Классные часы


7- 11классы

О великих гуманистах мира( Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Януш Корчак, Ф.П. Гааз, Джованни Боско и др.)

10 -11 классы

«Дерево толерантности» и «дерево интолерантности»

Просмотр фильмов


10 –11 классы

- «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину» (реж. А. Хржановский).

- д/ф «Подстрочник»

- «Национальные праздники: прошлое и современность»


Видеопросмотры


1 -5 классы

м/ф «Адажио», «Конфликт», «Гадкий утенок»

6 -8 классы

«Мальчик в полосатой пижаме»

8-9 классы

д/ф «Прерванное молчание» - цикл фильмов о Холокосте

9 -10 классы

«Похороните меня за плинтусом» (реж. С. Снежкин)

Читаем книгу- смотрим фильм


5-7 классы

«Яков –лжец» (реж. Петер Кассовиц)

6-8 классы

«Мальчик в полосатой пижаме» (реж. М. херман)

9-11 классы

«Шоколад» (реж. Л. Халльстрем)

11 классы

«Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара)

Ожидаемые результаты:

1. Формирование основ толерантного сознания.

2. Профилактика национального экстремизма.

3. Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

4. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).

5. Воспитание активной жизненной позиции : ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.

6. Повышение интереса учащихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей.

7. Повышение социальной активности учащихся.

8. Создание информационного ресурса поддержки проекта.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. 168с.

  2. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.

  3. . Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. – 104с.

  4. Новикова Л.И. «Школа и среда». – М., 1985..

  5. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А.

  6. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.






















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Критерии для оценки толерантности учителя (оценивают коллеги, например классные руководители):

  • Уважительное обращение, доброжелательность.

  • Умение внимательно слушать и слышать.

  • Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.

  • Уважение человеческого достоинства.

  • Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.

  • Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.

  • Умение “гасить” и предотвращать конфликты.

  • Интерес к проблемам других и готовность помочь.

  • Уважение различных культур и верований.

  • Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).

Приложение 2

Критерии оценки толерантности учителя (оценивают учащиеся):

  • Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.

  • Умение внимательно слушать и слышать.

  • Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.

  • Интерес к мнению учащихся и родителей.

  • Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.

  • Умение дать нужный совет.

  • Доброжелательность.

  • Стремление понять, поддержать и подбодрить.

  • Признание права учащегося быть самим собой.

  • Стремление принять справедливое решение.

Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку – "урну". Для определения уровня толерантности класса исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Приложение 3

Критерии оценки толерантности класса:

  • Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.

  • Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.

  • Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.

  • Готовность принять и дать совет, предложение.

  • Умение хвалить, соглашаться, утешать.

  • Доброжелательность.

  • Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.

  • Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.

  • Стремление поддержать друг друга, подбодрить.

  • Признание права каждого быть самим собой.

Для самооценки толерантности учителей и родителей рекомендуется использовать нижеприведенные анкеты.

Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.

Приложение 4

Анкета для самооценки толерантности родителей:

  • Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?

  • Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?

  • Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?

  • Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?

  • Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?

  • Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?

  • Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?

  • Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

  • Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?

  • Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?

  • Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка. Ведь в большинстве случаев администрация в курсе произошедших конфликтов между учителями и учащимися, отношений педагога с классом, его поведения на уроках. Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли он признать свои ошибки и вообще видит ли он их.

Приложение 5

Анкета для самооценки толерантности учителя :

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? /“Да” (+ 1); “Нет” (- 1)

2. Отличается ли стиль Ваших отношений с “плохим” и “хорошим” школьником? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

3. Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

6. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? / ”Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)

10. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, входит в функционал классного руководителя. Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполненность учебной среды, самооценку учащегося.

АНКЕТА (Приложение 6)

Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье (для родителей). В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки:

1- очень низкий уровень; 2- низкий уровень; 3- ниже среднего; 4- чуть ниже среднего; 5- средний уровень; 6- чуть выше среднего; 7- выше среднего; 8- высокий уровень; 9- очень высокий уровень; 10-наивысший.

Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. В начале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.

Вопросы анкеты:

1. Какова степень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?

№ Вопрос Желательно бы Реально

1. Как Вы оцениваете Вашу сплоченность с детьми?

2. Организация совместных творческих дел.

3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для ребенка.

4. Создание условий для самореализации, самораскрытия ребенка.

5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

6. Стимулирование позитивного поведения детей.

7. Оказание помощи ребенку в сложных, затруднительных ситуациях.

8. Координация взаимодействия семьи и школы .

2.Оцените по 10-балльной шкале частоту использования в воспитании следующих форм и методов.

№ Формы и методы воспитания Реально Желательно бы

1. Беседа

2. Встречи с интересными людьми

3.Оцените по 10-балльной шкале, что и в какой степени способствует эффективности воспитания, а также, какие качества и в какой степени “желательно бы” активизировать, развить и использовать более эффективно?

№ Качества Реально Желательно бы

1. Компетентность

2. Общая культура, интеллектуальность

3. Творческая инициатива

4. Наличие хобби, увлечения

5. Нравственные качества

6. Эрудиция

7. Трудолюбие

8. Любовь к детям

9. Общительность

10. Требовательность

11. Что-то другое

4. Оцените по 10-балльной шкале степень эффективности Вашей работы как

родителей по следующим направлениям воспитания:

№ Направление воспитания Реально Желательно бы

1. Нравственное

2. Умственное

3. Физическое

4. Эстетическое

5. Половое

6. Трудовое

7. Экологическое

8. Антиалкогольное, антиникотиновое

9. Патриотическое

10. Правовое

11. Направление воспитания

12. Экономическое

13. Культуры поведения

14. Дисциплины

Анализ толерантности у учащихся (приложение 7)

Вопросы:

1. Личностное анкетирование

Язык: Обзывают ли дети друг друга, используются ли ими при

обращении друг к другу вместо имен клички с этническим

или уничижительным оттенком?

Стереотипы : Используют ли дети негативные, оскорбительные обобщения,

говоря о мигрантах, о стариках, об инвалидах или о каких-

либо группах, сложившихся по этническим, половым,

интеллектуальным признакам (или рисуют карикатуры,

рассказывают анекдоты)?

Насмешка : Насмехаются ли ученики над ошибками или личными

качествами и условиями жизни непохожих на них людей и их

семей или других сообществ, пытаясь поставить их в

неловкое положение?

Предубеждения : Считают ли учащиеся, что некоторые люди или

определенные группы людей, отличающиеся по верованию,

национальности, полу, интеллекту, здоровью, хуже и глупее

остальных, менее ценны и важны для общества, чем те, к

которым принадлежат они сами?

Поиск «козла Склонны ли ученики сваливать вину за проигрыши в

отпущения»: соревнованиях, за неприятные происшествия и, вообще, за

все неудачи класса на кого-то из одноклассников?

Дискриминация: Есть ли в классе дети, которых другие дети постоянно

избегают, не берут в команду, не принимают в игры, в

группы по интересам, потому что они обладают этническими,

религиозными, половыми или иными особенностями?

Преследование: Пытаются ли одни ученики испортить настроение другим,

постоянно ставя в неловкое положение, выталкивая их из

ряда в строю, оставляя на партах или в учебниках анонимные

записки неприятного содержания или карикатуры?

Остракизм (бойкот) : Бывают ли у учащихся периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают его в общие дела и совместные действия?

Осквернение или порча: Делает ли кто-то из учащихся непристойные надписи или рисунки, сознательно желая испортить собственность другого, демонстрируя неуважение к его правам, к национальности, к вероисповеданию, или к работе, сделанной

Запугивание: Прибегают ли некоторые учащиеся к намеренному

запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли

они свой социальный статус для принуждения других к

нежелаемым ими действиям?

Изгнание: Был ли кто-либо из учащихся несправедливо или

беспричинно изгнан из команды, группы?

Отчуждение: Есть ли в классе ученики, которых упорно и несправедливо

не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в команды, клубы?

Сегрегация : Прослеживается ли у учащихся тенденция собираться и

общаться группами, сформированными по национальным,

религиозным, половым, расовым признакам или вокруг

неформального лидера?

Подавление : Возникают ли ситуации, когда одни ученики в классе,

используя физическую силу и различные формы угроз, не

дают другим права участвовать в классных мероприятиях,

высказывать свое мнение или искажают и осмеивают это

мнение?

Насилие : Подвергались ли некоторые дети нападениям или

физическому насилию со стороны других учащихся, часто ли в классе возникают драки?

Комментарий:

Возможно провести самооценку толерантности детьми на классных часах. Учитель зачитывает вопрос, учащиеся у себя на листе бумаги ставят номер вопроса и ответ. Варианты ответов: да (+1), нет (-1), не задумывался, не знаю (0). Баллы суммируются. Суммарная оценка фиксируется и позже анализируется детьми с учителем. Далее можно усреднять как комплексную оценку, так и оценку по какой-либо категории по параллели, школе (или по группам, собравшимся по какому-либо признаку: пол, достаток, род занятий, социальный статус, национальность). Отвечав :п вопросы этой анкеты и классный руководитель. Выводится средняя оценка.

Анкетирование проходит дважды: в начале и в конце проектов по толерантности для сравнения изменений.

Оцениваемые качества класса:

1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь;

2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек;

3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса;

4. Готовность принять и дать совет, предложение;

5. Умение хвалить, соглашаться, утешать;

6. Уважение личности друг друга, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики;

7. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая:

8. Стремление поддержать друг друга, подбодрить;

9 .Признание права каждого быть самим собой.

Ключ: Оценивают по 5-бальной системе каждое качество: учащиеся (самооценка), классный руководитель, родительский совет. В каждом случае баллы суммируются и делятся на 10 (число вопросов) в каждой группе «экспертов». Затем вычисляется средняя оценка. В случае наличия одинаковых оценок у классов учитывается совпадение оценок детей с оценками взрослых (абсолютная величина разности).


Анкета для родителей: «Что Вас волнует в ваших детях?» (Прил.8)

1. Хорошо ли Вы знаете своих детей?

Да Нет Затрудняюсь ответить

2. Доверяете ли Вы своему ребенку?

Да Нет

3. Помогаете ли Вы своим детям в учебе?

Да Нет Иногда

4. Воспитывая ваших детей, применяете ли Вы физическую силу?

Да Нет Иногда

5. Помогают ли Вам ваши дети в домашних делах?

Да Нет Иногда

6. Считаете ли Вы, что дети сами должны нести ответственность за свои поступки?

Да Нет

7. Считаете ли Вы, что ребенок имеет право на личную жизнь и свои секреты?

Да Нет

8. Часто ли дети заслуживают вашей похвалы?

Да Нет

9. Доверяете ли Вы своим детям крупные суммы денег?

Да Нет

10. Часто ли Вы говорите с вашими детьми

Да Нет

11. Говорите ли Вы со своими детьми о правилах поведения?

Да Нет Иногда

12. Хочется ли Вам, чтобы ваши дети были лучше, чем они есть?

Да Нет

13. Какие претензии Вы можете предъявить вашим детям?

лень непослушание грубость безответственность лживость что-нибудь еще никаких

14. Какие качества Вам бы хотелось больше всего воспитать в ваших детях?

честность трудолюбие человечность аккуратность

ответственность что-нибудь еще

15. Что бы Вам конкретно хотелось изменить в характере ваших детей?


Анкета для учащихся: «Ваши отношения с родителями» (прил.9)

1. Делишься ли ты с родителями своими проблемами?

Да Нет Иногда

2. Помогают ли тебе родители в учебе?

Да Нет Иногда

3. Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей?

Да Нет Иногда

4. Доверяют ли тебе твои родители?

Да Нет

5. Помогаешь ли ты родителям в домашних делах?

Да Нет Иногда

6. Часто ли родители говорят с тобой «по душам»?

Да Нет Иногда

7. Родители чаще ругают тебя:

несправедливо справедливо совсем не ругают

8. Применяют ли они к тебе физические наказания?

Да Нет Иногда

9. Могут ли родители (имеют ли право) проверять карманы, портфели своих детей, читать их личные записки?

Да Нет

10. Какие права ты хотел бы иметь в семье?

Анкетирование (приложение 10)

Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь.

1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:

б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а) да;

б) нет.

3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники:

а) да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

а) вам всегда это трудно сделать;

б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":

а) да;

б) нет;

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;

б) вы рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите баллы.


Результаты:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 до12 баллов . Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.



Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Развитие системы поддержки талантливых детей



Просмотров: 715



Е.Б. Кручинина (Пенза)



В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из направлений работы является развитие системы поддержки талантливых детей.



В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одарённости продолжает оставаться одной из наиболее важных в мировой психолого-педагогической науке. Различные модели новых, оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е. Гонг, В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р. Дж. Стренберг, А. Танненбаум, Дж.Фельдхаусен, Дж. Фримен, К.А. Хеллер, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).



Особенно значимой является проблема развития детской одарённости или проблема развития потенциала личности каждого ребёнка.



Одним из условий реализации данной задачи является организация работы с одарёнными детьми в образовательных учреждениях.



Ведущие направления деятельности в работе с одарёнными детьми: психолого-педагогическая диагностика одарённости детей; деятельность школьных ученических научных обществ; проведение предметных олимпиад; школьных, районных, областных научно-практических конференций; творческих фестивалей, конкурсов, смотров и т.д.



В работе с одарёнными детьми педагогами образовательных учреждений Пензенской области используются следующие педагогические технологии: технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; система развивающего обучения Л.В. Занкова; компьютерные (новые информационные) технологии обучения; технология проектного обучения; проблемное обучение; технология развивающих игр; личностно-ориентированная развивающая технология (И.С. Якиманская); педагогика сотрудничества (В.А. Сухомлинский); гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; технология уровневой дифференциации и др.



Важнейшей составной частью обучения одарённых детей является применение интерактивного обучения, что позволяет использовать творческий потенциал школьников при овладении научными методами познания, углубленном освоении учебного материала.



Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Конкретному ученику внедрение интерактивного обучения даёт: осознание включённости в общую работу; развитие личностной рефлексии; становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности, оценку работы каждого учителем или другими учениками. Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать в различных формах коммуникативные умения учащихся; формировать их активно-познавательную позицию.



В рамках проекта «Одарённые дети» в образовательных учреждениях Пензенской области накоплен положительный опыт.



Система мероприятий по работе с одарёнными детьми включает: традиционные областные олимпиады школьников, учебные сборы для подготовки учащихся к предметным олимпиадам различного уровня, областные научно-практические конференции школьников «Старт в науку», «Земля родная», «Эврика», юных исследователей окружающей среды; 60 региональных итоговых массовых мероприятий с учащимися по различным направлениям образовательной деятельности и детского творчества, программы профильного обучения, в том числе и за счёт создания кластеров по профилям, включающих лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением отдельных предметов, а также государственные учреждения дополнительного образования детей соответствующих профилей.



В перечне олимпиад, которые проводятся в нашем регионе, – 16 общеобразовательных предметов, в них ежегодно принимают участие около 700 школьников из всех районов области.



В 2011 году проведены учебные сборы и индивидуальные консультации для членов команды по 10 предметам, в них приняли участие 90 школьников. С целью выявления одарённых детей и дальнейшей целенаправленной работы с ними в рамках учебных сборов была проведена «малая олимпиада» для учащихся 7-8 классов.



В Пензенской области реализуется региональный проект «Танцующая школа»; программа «Развитие системы научно-технического творчества учащихся Пензенской области на 2009-2011 годы».



Команды школьников Пензенской области показывают высокие результаты на олимпиадах и конкурсах на федеральном и международном уровнях: 2010 год – 27 участников – 13 победителей и призёров; 2011 год – 39 участников – 9 победителей и призёров.



В 2009 году ученик лицея № 230 города Заречного Пензенской области Агапов Алексей стал чемпионом мира по биологии, выиграв олимпиаду в японском городе Тсукуба. В 2010 году Кочнев Александр, выпускник лицея № 230 города Заречного, стал победителем Международной Менделеевской олимпиады по химии, членом Международной сборной России, ему выпала высокая честь защищать честь России на Международной олимпиаде школьников по химии в Японии, где он стал серебряным призёром.



В 2010 году создано областное специализированное общеобразовательное учреждение для работы с одарёнными детьми ГБОУ «Губернский лицей-интернат для одарённых детей», в котором обучаются дети, имеющие одарённость в разных направлениях: в спорте (футбол), естественных и точных науках. Учитывая потребность региона в высококвалифицированных кадрах и ориентируясь на программу инновационного развития области, создание на базе лицея-интерната современного учебного заведения политехнической направленности с углубленным изучением физики, химии, биологии, экологии, математики, информатики, с одной стороны, и организация профильного обучения по физкультурно-спортивной направленности (футбол), с другой, позволят создать уникальное разноплановое учреждение для одарённых детей.



Для подготовки школьников к участию в олимпиадах в 40% общеобразовательных школ работают предметные факультативы, кружки, элективные курсы. В образовательных учреждениях г. Пензы и области накоплен значительный опыт работы по организации исследовательской деятельности школьников.



Исследовательскую деятельность школьников можно рассматривать как средство личностного развития через сотрудничество учителя и ученика. Привлечение школьников к исследовательской работе позволяет использовать их творческий потенциал при овладении научными методами познания, углубленном освоении учебного материала. Под исследовательской работой учащихся понимается деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.



Под исследовательским проектом понимается способ исследования, предполагающий решение какой-то проблемы, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся. В образовательных учреждениях области работают научные общества учащихся. Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное творческое формирование школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания в определённой области науки, техники и искусстве, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки в поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности под руководством педагогов школы, преподавателей вузов. Деятельность научного общества учащихся осуществляется на основе положения, в котором излагаются задачи, указываются формы работы, права и обязанности членов НОУ, общие требования к оформлению и содержанию исследовательских работ.



Главная задача научных обществ учащихся – приобщение школьников к самостоятельной творческой деятельности. Научное общество учащихся даёт школьникам возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами исследовательской и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в исследованиях. Для того, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться, необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и научное общество учащихся – одна из главных ступеней этого процесса.



В Пензенской области ежегодно проводятся областные научно-практические конференции «Старт в науку», которым предшествуют школьные и муниципальные конференции.



Приобщение к научному поиску, творческой, исследовательской работе в образовательных учреждениях Пензенской области проходит с начальной школы.



В рамках долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2013 годы в летние месяцы организованы профильные творческие смены для одарённых детей, участниками которых стали победители муниципальных, региональных и всероссийских мероприятий со школьниками. Ежегодно работают лагеря для одарённых детей в школах гг. Пензы, Кузнецка, Заречного и др., где учащиеся вместе с преподавателями работают над проектами, проводят исследовательскую работу, выходят на полевую практику.



Ежегодная научно-практическая конференция «Старт в науку», региональная олимпиада школьников, городской межшкольный факультатив, создание детских экологических организаций, организация летних лагерей для одарённых детей, социологические службы по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей, проведение туристско-экологических экспедиций обеспечивают благоприятные условия для создания системы выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных областях учебной и творческой деятельности.

Просмотр содержимого презентации
«Формирование основ толерантного сознания у учащихся»

Вооружить классного руководителя практической и методологической основой работы по формированию у учащихся толерантности. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.
  • Вооружить классного руководителя практической и методологической основой работы по формированию у учащихся толерантности.
  • Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.
Задачи:

Задачи:

  • Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
  • Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
  • Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
  • Внедрять новые методики, формы и приёмы работы по развитию толерантности в образовательном процессе.
Классные руководители Классоводы Учитедя-предметники Учащиеся 1- 11 классов Школьный психолог Администрация школы
  • Классные руководители
  • Классоводы
  • Учитедя-предметники
  • Учащиеся 1- 11 классов
  • Школьный психолог
  • Администрация школы

Участники проекта:

нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.
  • нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.
Готовность смириться с чужими мнениями; Уважение человеческого достоинства, уважение прав других; Принятие другого таким, какой он есть; Способность поставить себя на место другого; Уважение права быть иным; Признание многообразия; Признания равенства других; Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению; Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
  • Готовность смириться с чужими мнениями;
  • Уважение человеческого достоинства, уважение прав других;
  • Принятие другого таким, какой он есть;
  • Способность поставить себя на место другого;
  • Уважение права быть иным;
  • Признание многообразия;
  • Признания равенства других;
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;
  • Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
толерантные интолерантные Больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

толерантные

интолерантные

Больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

толерантный интолерантный Обычно чувствует себя в безопасности, поэтому он не стремиться защищаться от людей и групп. Трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов.

толерантный

интолерантный

Обычно чувствует себя в безопасности, поэтому он не стремиться защищаться от людей и групп.

Трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов.

толерантный интолерантный Не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Считает, что происходящие события от него не зависят. Стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

толерантный

интолерантный

Не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих.

Считает, что происходящие события от него не зависят. Стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

Осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника. Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие. Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур. Использование конкретных наборов методических приёмов на различных ступенях образовании.
  • Осуществление деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника.
  • Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.
  • Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур.
  • Использование конкретных наборов методических приёмов на различных ступенях образовании.
Классные часы; Беседы; Дискуссии; Игровые тренинги; Коммуникативные тренинги; Праздники; Игровые и конкурсные программы; Викторины, выставки, познавательные игры.
  • Классные часы;
  • Беседы;
  • Дискуссии;
  • Игровые тренинги;
  • Коммуникативные тренинги;
  • Праздники;
  • Игровые и конкурсные программы;
  • Викторины, выставки, познавательные игры.
Методы воспитания толерантности:

Методы воспитания толерантности:

  • Беседа;
  • Дискуссия;
  • Пример;
  • Поощрение;
  • Создание социальных проб;
  • Убеждение (самоубеждение);
  • Внушение (самовнушение);
  • Игровые методы;
  • Требование;
  • Метод саморегулирования;
  • Метод воспитывающих ситуаций;
  • Метод соревнования;
  • Метод анализа деятельности и общения ребенка;
  • Поручения;
  • Метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.);
  • Метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С.А.).
Мероприятия; Анкетирование; Дискуссии; Классные часы; Просмотр фильмов; Видеопросмотры; Читаем книгу- смотрим фильм.
  • Мероприятия;
  • Анкетирование;
  • Дискуссии;
  • Классные часы;
  • Просмотр фильмов;
  • Видеопросмотры;
  • Читаем книгу- смотрим фильм.

Описание:

1. Формирование основ толерантного сознания. 2. Профилактика национального экстремизма. 3. Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. 4. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.). 5. Воспитание активной жизненной позиции : ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок. 6. Повышение интереса учащихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей. 7. Повышение социальной активности учащихся. 8. Создание информационного ресурса поддержки проекта.
  • 1. Формирование основ толерантного сознания.
  • 2. Профилактика национального экстремизма.
  • 3. Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  • 4. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
  • 5. Воспитание активной жизненной позиции : ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.
  • 6. Повышение интереса учащихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей.
  • 7. Повышение социальной активности учащихся.
  • 8. Создание информационного ресурса поддержки проекта.
Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. 168с. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998. . Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. – 104с. Новикова Л.И. «Школа и среда». – М., 1985.. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.  
  • Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. 168с.
  • Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.
  • . Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. – 104с.
  • Новикова Л.И. «Школа и среда». – М., 1985..
  • Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А.
  • Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.
  •  
1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает: а) чтобы играли те, кто не знает еще правил: б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры. 2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы? а) да; б) нет. 3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники: а) да; б) нет.
  • 1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:
  • а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:
  • б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
  • 2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники:
  • а) да;
  • б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения: а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ; б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать. 5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения? а) вам всегда это трудно сделать; б) сравнительно легко. 6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь: а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников; б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме. 7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать
  • 4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
  • а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
  • б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
  • 5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?
  • а) вам всегда это трудно сделать;
  • б) сравнительно легко.
  • 6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:
  • а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
  • б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
  • 7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":
  • а) да;
  • б) нет;
  • 8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:
  • а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;
  • б) вы рады за знакомого.
  • А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:
  • 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите баллы.
  Результаты: От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете. От 5 до12 баллов . Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы. От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
  •  
  • Результаты:
  • От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
  • От 5 до12 баллов . Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
  • От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проект "Формирование основ толерантного сознания у учащихся"

Автор: Потурецкая Виктория Александровна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирование гражданских компетентностей через работу с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-ghrazhdanskikh-kompietientnostiei-chieriez-rabotu-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "100097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402365262"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "доклад"Формирование  гражданской активности и социальной  ответственности учащихся " "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-ghrazhdanskoi-aktivnosti-i-sotsial-noi-otvietstviennosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "109936"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405258491"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства