Профильное обучение английскому языку в 10-11 классах
Профильное обучение английскому языку в 10-11 классах
Новые задачи предполагают изменение в подходах к изучению иностранных языков, в частности, в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и методической организации материала, к принципам обучения. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 17.07.2003г. № 2783, основными целями завершающей ступени общего образования являются формирования социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, являющегося системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профильное обучение английскому языку в 10-11 классах »
Кожина Галина Леонидовна
учитель английского языка
высшая квалификационная категория
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2 с углубленным изучением
математики» г. Каргополя
Профильное обучение английскому языку на старшей ступени полной средней школы
( Из опыта работы с УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой)
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе, профессиональная значимость на рынке труда, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.
Если в предыдущие десятилетия 20-го века круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (например, через Интернет) большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку именно как средству общения и приобщение к духовному наследию соизучаемых стран и народов. Это обусловлено спецификой иностранного языка как учебного предмета: обучение ему предусматривает овладение не только самим иностранным языком, но и ознакомление с литературой, историей и в целом с культурой страны изучаемого языка.
Новые задачи предполагают изменение в подходах к изучению иностранных языков, в частности, в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и методической организации материала, к принципам обучения. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 17.07.2003г. № 2783, основными целями завершающей ступени общего образования являются формирования социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, являющегося системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Обучение старшеклассников должно быть построено с максимальным учетом их интересов и дальнейших жизненных планов и обеспечивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, что является основной целью профильного образования
Общеизвестно, что старшая ступень полной средней школы крайне неоднородна по составу учащихся. У одних уже достаточно развита профессиональная ориентация: они твердо знают, чем хотят заниматься в будущем, какую профессию выберут.
Другие еще не очень уверены, сомневаются. У них либо большой разброс интересов, либо вообще нет четко выраженных интересов.
Третьи совсем не знают на чем остановить свой выбор. Они либо слишком подвержены чужому мнению, либо недостаточно информированы.
Особую проблему составляет отношение учащихся к иностранному языку. Его востребованность в современном мире сейчас очевидна для всех. Однако часто имеется большой разброс уровня владения языком. Одним ученикам он дается достаточно легко, и они убеждены в необходимости совершенствоваться во владении иностранным языком, хотя предметом их профессионального выбора может быть совсем другая область знания (например, журналистика, экономика, информатика). Другие, наоборот, проявляют к иностранному языку профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься переводческой, преподавательской, или исследовательской деятельностью в области лингвистики и филологии.
Некоторым язык дается трудно, они значительно отстают по уровню обученности, утратили мотивацию к его изучению, потеряли надежду освоить иностранный язык, хотя, возможно, и хотели бы владеть им на элементарном коммуникативном уровне.
Как в таких условиях учесть возможности и потребности всех школьников? Только на основе дифференцированного подхода к учащимся, на основе индивидуализации обучения. Переход на личностно- ориентированную парадигму образования создает реальные условия для этого. Школьники выбирают индивидуальную траекторию/ индивидуальный путь обучения. Личностно-ориентированный подход определяет генеральное направление образования и воспитания и реализуется с целым рядом других подходов:
деятельностного (человек существует и развивается в деятельности);
культуроведческого (образование и воспитание человека есть «вхождение», «вращивание» его в культуру);
коммуникативно-когнитивного подхода (познавательная и коммуникативная деятельность выступают как основное средство образования и воспитания).
При обучении иностранным языкам иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения, предусматривающая функциональное рабочее владение иностранным языком, что должно сделать возможным межличностное межкультурное общение выпускников с носителями данного языка.
Эта цель может быть в современных условиях (в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и базисным учебным планом) достигнута на двух уровнях: на общеобразовательном/базовом и на углубленном/профильном.
Для этого на старшей ступени в МОУ СОШ№2 введено двухуровневое обучение: 1) в рамках общеобразовательного курса (при трёх часах в неделю) и 2) в рамках углубленного профильного курса (при шести часах в неделю). Благодаря личностной ориентации образования и принципам дифференциации и индивидуализации обучения старшеклассники включаются в процесс целеполагания и могут выбрать для себя желаемый и доступный им курс и, соответственно, отвечающий их потребностям и возможностям уровень обученности.
Что входит в содержание профильного обучения?
Наличие большего количества учебных часов позволяет несколько расширить тематику (по сравнению с общеобразовательным курсом), более тщательно прорабатывать материал, а также больше внимания уделять:
● лингвистическому аспекту речи, например анализу грамматического строя изучаемого иностранного языка по сравнению с родным;
Предусматривается развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.
В плане развития монологической речи особое значение приобретает обучение связному аргументированному высказыванию по теме и/или на основе прочитанного или прослушанного текста. Применительно к диалогической речи – обучение обсуждению, дискуссии с использованием аргументации своей точки зрения, вежливого несогласия с точкой зрения партнера, а также поиску компромисса.
Больше внимания уделяется аудированию и письменной речи. Увеличивается объем читаемого: актуальных публицистических текстов, отрывков из произведений художественной литературы, разнообразных прагматических текстов типа рекламы, объявлений, инструкций и т.д.
В своей работе хотелось бы подробнее остановиться на использовании УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой (для школ с углубленным изучением английского языка).
Специфика этого учебника состоит в том, что в нем, во-первых, систематизируется и обобщается языковой и коммуникативно-речевой опыт учащихся, представлены материалы на повторение, закрепление и обобщение уже известного учащимся лексико-грамматического материала с вкраплениями новых фактов, что дает учащимся возможность и дальше развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, включая все ее составляющие. Большое внимание отводится самостоятельной работе учащихся. Она, прежде всего, нацелена на поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, иной справочной литературе.
Во-вторых, учебник готовит учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ЕГЭ по всем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. В разделе USE OF ENGLISH также представлены задания на употребление лексических единиц, грамматических структур языка, на использование словообразовательных моделей.
Структурно учебник английского языка для Х класса состоит из 4 частей (Units), строящихся вокруг следующих учебных тем: 1) Man, the Creator, 2) Man, the Believer, 3) Man, the Child of Nature, 4) Man, the Seeker of Happiness.
Каждая из учебных ситуаций вводится в канву учебника с помощью небольшого текста (раздел INTRODUCTION), который раскрывает актуальность изучаемой темы, очерчивает круг проблем, которые предполагается затронуть в процессе обучения.
Второй раздел каждой учебной ситуации посвящен аудированию. В данный раздел включены три текста на аудирование, каждое из заданий максимально приближенно к формату ЕГЭ.
Каждое задание на аудирование (так же как и каждое задание на чтение) сопровождаются заданием под рубрикой «Let’s Talk About It».В нем учащимся предлагается обсудить материал, который лег в основу прослушанного или прочитанного текста. Таким образом, в течение учебного года учащиеся имеют возможность постоянно заниматься не только совершенствованием умений в аудировании, но и обсуждать прослушанное ,тем самым развивать умения монологической и диалогической речи.
Третьим разделом каждой части является раздел READING.Все тексты для чтения аутентичны. Они соответствуют повышенному или высокому уровню шкал, принятых при разработке заданий в формате ЕГЭ. В обязательном порядке они содержат незнакомую учащимся лексику(5-6 %).
В разделе USE OF ENGLISH (подраздел Vocabulary) учащиеся знакомятся с новыми словами, тренируют лексику в целой серии заданий, часть из которых представлена в формате ЕГЭ. Большое внимание уделяется предлогам, синонимам, фразовым глаголам. В учебнике есть рубрика «Words not to be confused». В ней представлены слова, которые зачастую вызывают сложности при их дифференциации (shadow/shade,lump/piece и другие). При этом для некоторых пар различия подробно излагаются в учебнике, а для других они устанавливаются самими учащимися, что помогает им вырабатывать компенсаторную компетенцию. В этом же разделе учащиеся с новыми словообразовательными моделями.
Второй подраздел - Grammar - предлагает материалы и задания на повторение, которые группируются вокруг определенных морфологических категорий - имя существительное, прилагательное, местоимение, наречие, глагол, а так же включает и новый материал.
Следующий раздел учебника- SPEAKING – нацелен на организацию обсуждения различных проблем изучаемой учебной темы. Этот раздел включает в себя задания на построение монологического или диалогического высказывания.
В разделе CREATIVE WRITING ведется работа по развитию умений написания сочинения по той или иной теме, письменного оформления аргументов « за» и « против» при обсуждении какой- либо проблемы.
Таким образом, учебник английского языка О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой нацелен на развитие и углубление всех языковых умений и навыков, рассчитан на 6 учебных часов в неделю и отвечает требованиям профильного обучения.
В качестве иллюстрации вышеизложенного предлагаю проект открытого урока в 10 классе с углубленным изучением английского языка по теме «Почему люди верят?»
Проект урока
16 ноября 2010 Кожина Галина Леонидовна
Предмет: Английский язык учитель английского языка
Класс: 10 МОУ “Средняя
общеобразовательная
школа №2 с углубленным
изучением математики»
Почему люди верят
Тип урока: урок с применением технологии проблемного обучения и информационно-коммуникационной технологии.
Тема урока: «Религии».
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
- развитие навыков аудирования, говорения;
- активизация лексики по теме.
2. Воспитательные:
- формирование терпимого отношения к мнению других людей;
- развитие способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений.
3. Развивающие:
- развитие критического мышления;
- развитие внимания, воображения, эмоциональной сферы.
4. Оборудование урока:
- мультимедийная установка;
- аудиозапись;
- презентация.
5. Речевой материал:
- задания к аудиотексту “Свадебные приметы”;
- анкета “Во что вы верите?”;
- текст “Мировые религии”;
- тексты упражнений.
6. Структура урока:
№ п/п
Этапы урока
Дидактические цели
Содержание
1
Организационно-
мотивационный
Поставить проблему, обеспечить мотивацию и создать условия для принятия учащимися цели урока.
Good morning! I am glad to see you. Today we are going to speak about things people believe. The aim of our lesson is to think, to discuss and to decide why people believe.
2
Речевая
зарядка
Формировать умение вести диалог.
Let us start with warming up. I want you to ask questions and one of you will answer them.
3
Презентация результатов
анкетирования
Развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы.
People believe in different things. Two girls asked people in our school what they believe in. They are ready to report the results.
4
Аудирование текста
Развивать навык аудирования с целью извлечения конкретной информации.
Many people believe in superstitions. Do you believe in them? Now we shall listen to the text about wedding superstitions. Open your textbooks, page 52, Exercise 3.Look through the task, listen to the text and choose the correct variants.
5
Работа с упражнением
Развивать навыки чтения и устной речи.
There are some more British superstitions. They are given in Exercise 4, page52. Read them in pairs and tell if they are the same in your country.
6
Работа с презентацией
Развивать внимание, навыки устной речи.
Активизировать лексику по теме.
People believe not only in superstitions. They profess different religions. What are four main religions? I hope you remember some facts about them. Now you will see some photos. Try to guess what religion it is and who or what is on the photo.
7
Выполнение теста по теме
Контроль усвоения языкового материала.
And now you will do a test. There are 10 sentences connected with four religions. Match them and write down in your copybooks.
8
Подведение итогов урока
Дать оценку успешности достижения цели.
You have done a lot, thank you. Now try to draw a conclusion: why do people believe? Give your reasons.
Your hometask is Exercise 6, page65. Thank you very much for your good work .
Good-bye.
7. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: