Основная цель изучения иностранных языков – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Учащиеся, проживающие в микрорайоне школы, не видят реальных возможностей применения иностранного языка в жизни, поэтому и мотивация к изучению предмета у них невысока и от класса к классу имеет тенденцию к снижению. Проблема повышения мотивации является для школы очень актуальной, поэтому представляется очень важным найти такие средства повышения мотивации, которые не только способствуют росту интереса к предмету и изучению его для непосредственного общения, но и могут показать учащимся, что иностранный язык необходим также для выполнения работы в различных сферах человеческой деятельности, ведь специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической).
Между широкими возможностями использования современных проектно-исследовательских методик для повышения мотивации и недостаточным использованием их в работе с детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышения мотивации к изучению английского языка »
Пальчунова Наталья Викторовна
РАЗДЕЛ I
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Условия возникновения и становления опыта.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – «Белянская средняя общеобразовательная школа» расположена в селе Белянка по улице Школьная 15 Шебекинского района.В микрорайон школы входят также села: Зимовенька, Нижнее Березово. В школе обучается 209 - человек.
В школе обучаются в основном дети из рабочих семей со средним достатком или из малообеспеченных семей. Многие дети не заинтересованы в изучении языка, так как не видят перспектив его применения в жизни. Часть детей сталкивается со значительными трудностями при изучении языка в силу своих психологических особенностей (слабая память, внимание, неумение концентрироваться). У части детей сформировано положительное отношение к языку, однако они не имеют возможности применять свои знания на практике. По результатам первичной диагностики, проведённой по методике Т.Г. Дубовицкой (Приложение № 1), 35 % учащихся имеют низкий уровень мотивации, 55% - средний и только 10% - высокий. У 68% учащихся присутствует внешняя мотивация к изучению иностранного языка.
2. Актуальность опыта
Основная цель изучения иностранных языков – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Учащиеся, проживающие в микрорайоне школы, не видят реальных возможностей применения иностранного языка в жизни, поэтому и мотивация к изучению предмета у них невысока и от класса к классу имеет тенденцию к снижению. Проблема повышения мотивации является для школы очень актуальной, поэтому представляется очень важным найти такие средства повышения мотивации, которые не только способствуют росту интереса к предмету и изучению его для непосредственного общения, но и могут показать учащимся, что иностранный язык необходим также для выполнения работы в различных сферах человеческой деятельности, ведь специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической).
Между широкими возможностями использования современных проектно-исследовательских методик для повышения мотивации и недостаточным использованием их в работе с детьми.
3. Ведущая педагогическая идея опыта
В основе опыта лежит идея использования активных форм и методов работы с учащимися в целях повышения их мотивации к изучению иностранного языка. В систему работы были включены технологии проектного обучения, использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а также исследовательские виды деятельности.
4. Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает несколько этапов.
I этап – констатирующий – сентябрь 2011-декабрь 2011
II этап – основной – январь 2012 – май2013г.г.
III этап – контрольный – сентябрь 2014 декабрь 2014г.
На начальном этапе была обнаружена проблема, подобраны диагностические материалы и выявлен уровень мотивации к изучению иностранных языков у учащихся. На основе полученных данных была разработана система мероприятий для повышения мотивации.
На основном этапе была организована работа по проектной методике, организована исследовательская деятельность с учащимися, в практику работы внедрялось использование коммуникационных технологий.
На третьем этапе была проведена диагностика уровня мотивации учащихся к изучению иностранного языка, показавшая положительную динамику данного параметра.
5. Диапазон опыта
Диапазон опыта – единая система «урок - внеклассная работа».
6. Теоретическая база опыта
Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долгa, интересы и т. п. И.А. Зимняя называет мотивацию “запускным механизмом” всякой человеческой деятельности [3].
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе [4].
Как утверждает Г. В. Рогова, интерес к процессу обучения по ИЯ держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения» [11].
К сожалению, современные психологи и педагоги, в частности, Маркова А.К., Фридман Л.М. констатируют ее снижение от класса к классу. Пассов Е.И. в процентном соотношении показывает ее спад при изучении иностранного языка: пропадает желание и интерес у 16% учащихся; желание сохраняется, но становится неинтересно у 60% учащихся, и только у 24% желание и интерес сохраняются и возрастают [7]. Поэтому и возникает необходимость применения таких технологии повышения мотивации, которые поддерживали бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и были бы основой его самообучения и самосовершенствования.
Решить эту актуальную проблему могут помочь метод проектов, использование ИК технологий в учебном процессе и исследовательская деятельность.
Проект – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Изучая теоретическую литературу по проектной методике [5, 8, 9, 10, 14], можно сделать вывод, что принципы и основные требования метода проектов наилучшим образом соответствуют основным факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации (Приложение № 2). Таким образом, организация процесса обучения по проектной методике будет наилучшим образом способствовать решению поставленных задач.
«Мотивация лежит в самом проекте, так как ученику предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях» (Е. Полат).
Научно-практическая и научно-исследовательская деятельность учащихся интегрирует в себе элементы многих технологий (метод проектов, портфолио учащихся, педагогическое консультирование, развитие критического мышления через чтение и письмо) и обеспечивает формирование у учащихся ключевых компетентностей. Кроме того, этот вид деятельности наилучшим образом готовит детей к обучению в высших образовательных учреждениях, способствует популяризации ценности интеллектуальной составляющей образования, ориентирует детей в мире профессий. Организация исследовательской деятельности с учащимися была основана на трудах педагогов-практиков Булдаковской М.А., Неустроевой Н.А., С. Сырицыной, Ткачевой Н.Н. [2, 6, 12, 13].
7. Новизна опыта
Сочетание традиционных и инновационных технологий обучения позволяет назвать работу авторов репродуктивно-рационализаторской.
Новизна опыта заключается
- в комбинировании авторами нескольких методик (метод проектов, коммуникационные технологии и исследовательская деятельность) для достижения положительного результата;
- в создании системы работы по формированию исследовательских навыков учащихся при работе над проектом на протяжении всего периода обучения английскому языку;
- в создании банка ресурсов для осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся.
8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Опыт работы может быть интересен учителям английского языка, работающим по УМК“English” В.П. Кузовлева (Примерная программа по иностранным языкам) на базовом уровне на начальной, средней и старшей ступенях обучения. В опыте показана последовательность работы над проектом, представлен список проектных работ по классам(Приложение№3),представлены формы работы по формированию исследовательских навыков учащихся с 3 по 9 классы; приложения к опыту могут быть использованы в качестве дополнительных упражнений для работы на уроке на этапах формирования и совершенствования навыков чтения, аудирования, грамматических и лексических навыков, а также для проведения контроля навыков по различным видам речевой деятельности. Учащиеся могут почерпнуть дополнительный материал для подготовки собственных проектов по предмету.
РАЗДЕЛ II
ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Цель – обеспечение повышения уровня мотивации учащихся через использование проектной методики и организацию исследовательской деятельности.
Поставленную цель можно достичь, решив ряд задач:
Создать условия для вовлечения учащихся в творческую работу.
Способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.
Разработать банк проектных заданий и исследовательских работ по годам обучения.
Формировать у учащихся навыки работы с электронными средствами поиска и обработки информации.
Осуществлять мониторинг результатов проводимой работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Эмпирические (анкетирование учащихся, наблюдение за учащимися в процессе выполнения заданий, анализ результатов работы).
Теоретические (анализ уже имеющегося теоретического и практического опыта использования проектной методики и опыта организации исследовательской деятельности).
Практические (организация работы учащихся по проектной методике; организация исследовательской деятельности; использование информационно-коммуникационных технологий).
На первом этапе было проведено анкетирование учащихся с целью выяснения уровня мотивации к изучению иностранного языка. Для этого была использована методика Т.Д. Дубовицкой, выявившая достаточно низкий уровень мотивации.
Анализ теоретического материала по проблеме повышения мотивации к обучению показал, что современные интерактивные технологии, такие, как метод проектов, технология модульного обучения, коммуникативный метод, деятельностный подход и т.д., которые широко внедряются в практику работы, дают очень хорошие результаты. Однако наибольший интерес представляют метод проектов, использование ИК технологий на уроках и организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Содержание образования по предмету определяется программой по иностранным языкам (в классах, изучающих английский язык по учебнику В.П. Кузовлева) и расширяется в рамках предложенных тем за счёт использования дополнительных источников информации (другой учебной литературы, Интернет-ресурсов, мультимедийных пособий и ресурсов СМИ).
Для учащихся низкого уровня подготовки содержание ограничивается рамками школьного учебника, когда учащиеся из предлагаемого авторами учебника материала выбирают необходимый для осуществления проекта; содержание образования на повышенном уровне предполагает, в первую очередь, расширение словарного запаса учащихся за счёт работы с дополнительными источниками информации (прежде всего, Интернет-сайтов страноведческой направленности: www.wikipedia.org, www.countrystudy.ru, www.alleng.ru, www.english-easy.ru). Кроме того, таким учащимся предлагается более углублённое изучение грамматики (чаще всего, в рамках организации исследовательской деятельности – «Способы словообразования в английском языке», «Межъязыковая омонимия, паронимия и синонимия», «Особенности перевода пассивных конструкций», «Русские заимствования в английском», «Аффиксация как способ английского словообразования», «Аббревиация в английском языке» и др.), делается акцент на практическом владении иностранным языком (подготовка фильмов-проектов).
Таким образом, в процессе обучения учащимся предлагаются проектные работы различной сложности: от самых простых, основанных на материале учебника, до творческих и исследовательских (фильмы “Sights of Belgorod”, “Manchester United”, “London”, “Sights of Russia”; проектные работы “Russian sights of Britain”, “School of my dream”, “What we are going to be…” и др.). В результате появляется возможность для дифференциации и индивидуализации обучения в зависимости от потребностей ребёнка и его способностей. Такой подход способствует не только повышению мотивации к обучению, но и позволяет вести работу с учащимися, имеющими различный уровень подготовки по предмету. Общим для учащихся любого уровня подготовки является минимум содержания образования, учебное время, отводимое на изучение той или иной темы и сроки выполнения заданий.
Работая над проектами, особое внимание уделяется формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, которые осваиваются как общеучебные умения и навыки: мыследеятельностные,презентационные, поисковые, коммуникативные,информационные.
Формирование этих навыков начинается в начальной школе, постепенно совершенствуется и дополняется новыми, и к концу 9-го класса учащиеся владеют полным набором навыков, необходимых для осуществления исследовательской деятельности (Приложение № 4).
Начальнаяшкола. Темы детских работ выбираются из содержания предмета (“My pet”, “My day”, “My house/flat”, “My favourite season/weather”, “What do you usually buy?” (a survey), “School” и др.) На этом этапе дети обучаются постановке учебных целей (что нужно получить в результате?), определению задачи (что нужно сделать, чтобы получить результат?), организации своей деятельности по решению задач (как это сделать?).
Основная школа. Темы работ можно выбирать как из содержания предмета, так и из любой содержательной области. Особое внимание на этом этапе уделяется социальной и практической значимости результата (для чего выполняется вся работа). Часть проектов в дальнейшем используется в качестве дополнительных источников информации (“Countries”, “Cookery book”, “Sights of Russia”), часть – для совершенствования навыков устной речи по теме (“My travel agency”, “My restaurant”, “School of my dream”), некоторые проекты в дальнейшем преобразуются в упражнения для формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков (“Animals”). На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее.
Старшая школа. Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) достигается к концу 11 класса. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения (“Parents and children”, “What political system do you like most?”, “The place I’d like to live in” и др). Учащиеся работают над проектами как индивидуально, так и в мини-группах.
Применение проектной методики позволяет широко использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, активно задействовать как время работы на уроке (в основном, на первом и последнем этапе работы над проектом), так и время после уроков (на среднем этапе работы над проектом, когда учитель оказывает учащимся консультативную помощь или контролирует ход индивидуальной работы).
Работа по проектной методике предполагает следование определённому алгоритму выполнения проекта, включающему несколько этапов:
На первом (мотивационном) этапе учащимся сообщается, зачем нужно изучать данную тему (т.е. ставится ЦЕЛЬ). Это делается с помощью создания учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы (постановка перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему). Далее формулируются ЗАДАЧИ, т.е. учащимся чётко объясняется, что нужно сделать, чтобы достичь этой цели, обсуждается план предстоящей деятельности, выясняется, что нужно знать и уметь, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу.
На втором (операционально-познавательном) этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. В условиях работы по методу проектов или при осуществлении исследовательской деятельности этот этап является самым продолжительным и самым насыщенным. Он предполагает следующие шаги:
Планирование деятельности. Учащиеся под руководством учителя определяют, какие действия необходимо предпринять, определяют результаты, сроки и ответственных.
Осуществление деятельности по решению проблемы. На данном этапе у учащихся формируются навыки работы с источниками информации, навыки анализа, синтеза, дети учатся различным вариантам и способам хранения и систематизации собранной информации. Учитель консультирует детей по мере необходимости. Кроме того, учащиеся приобретают навыки работы в команде.Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная.
Оформление результатов. Учащиеся структурируют полученную информацию, систематизируют полученные данные и формулируют выводы.
Представление результатов. На этом этапе происходит коллективное обсуждение результатов и самоанализ деятельности. Достаточно часто этот этап является заключительным этапом работы над темой, когда учащиеся представляют свои мини-проекты в рамках более глобального проекта с целью обмена информацией и получения целостной картины (например, работа над темой «Школа» (7 класс) предполагает работу над проектами «Школы Британии», «Школы США», «Школы России», по окончании которой учащиеся обмениваются информацией и составляют сводную таблицу по системам образования трёх стран, что, в свою очередь, выливается в новый проект – «Школа моей мечты»).
Третий (рефлексивно-оценочный) этапсвязан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов организуется таким образом, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит кформированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
В качестве основного метода обучения по проектной методике выступает проблемное обучение, при котором учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Работа по проектной методике является ступенькой для более серьёзной деятельности – проведения своего собственного исследования. Для этого уже на начальном этапе обучения практикуется проведение самостоятельных мини-исследований на уроках для формирования умений использовать общие принципы научного мышления (Приложение № 5). В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовить сообщения, найти ответы на те или иные вопросы, написать реферат, составить кроссворды и вопросы для одноклассников и младших школьников и т. п.
Дальнейшее освоение навыков исследовательской деятельности приходится на среднюю и старшую ступени обучения, когда при выполнении проекта учащиеся проходят все основные этапы работы над исследованием. Проводимую работу по формированию навыков исследовательской деятельности можно представить как модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (Приложение № 6).
Обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержать высокую степень работоспособности обучаемого помогают мультимедийные средства и применение ИК технологий. Их использование на уроке и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы.
Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из основных инструментов при подготовке проекта, так как призвано содействовать поиску, обработке, хранению и презентации информации. Формирование у учащихся навыков работы с компьютером способствует значительному росту мотивации обучения, так как информационно-коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода, обладают огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся. У авторов данного опыта собрана медиатека страноведческих презентаций, презентаций для формирования и совершенствования лексических и грамматических навыков, презентаций для контроля уровня сформированности навыков (тестовые задания, кроссворды, выполненные в программах Power Point и Excel), страноведческих фильмов, позволяющих осуществлять виртуальные экскурсии по России и странам изучаемого языка, банк дополнительных материалов в помощь учащимся. Ценным является то, что многие фильмы и презентации были выполнены учащимися в ходе работы над проектами и исследованиями.
Подготовка фильма как проектной работы также способствует значительному росту мотивации обучения, т.к. позволяет учащимся не только работать над проектом, но и выступать в роли актёров, режиссёров, творчески подходить к работе по монтажу фильма, подбирая различные спецэффекты, звуковое сопровождение и цветовое решение. Работая над фильмом, учащиеся приобретают навыки работы с техникой, пробуют себя в различных ролях (авторы сценария, режиссёры, операторы, актёры, монтажёры и т.д.), а, кроме того, совершенствуют языковые умения, ведь создаётся учебный фильм на английском языке.
В качестве средств обучения авторы используют:
раздаточные материалы, содержащие дополнительную информацию по теме. Обычно это аутентичные тексты с предтекстовыми и послетекстовыми заданиями, часто выполненные в формате ОГЭ и ЕГЭ. Особенно ценными являются материалы, в основу которых легли проектные работы учащихся предыдущих лет обучения (Приложение № 7).
медиатеку страноведческих, творческих работ учащихся предыдущих лет;
мультимедийные средства обучения и ресурсы сети Интернет.
РАЗДЕЛ III
Результативность опыта
Для определения уровня мотивации учащихся на различных этапах работы по методу проектов была использована методика Т.Д. Дубовицкой, «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка».
В результате было выявлено, что на сентябрь 2011 года достаточно высок процент учащихся, имеющих низкую мотивацию к изучению предмета (см. таблицу 1)
Таблица 1
Результаты первичной диагностики
Класс
% учащихся, имеющих:
Низкий уровень мотивации
Средний уровень мотивации
Высокий уровень мотивации
2а
37
48
15
2б
30
58
12
3
43
50
7
4
30
65
5
5
33
56
11
Средний показатель
35%
55%
10%
Процент учащихся, имеющих низкую мотивацию, равнялся 35%, что нельзя назвать достаточным, 55 % учащихся имели средний уровень мотивации, и только 10% - высокий. Кроме того, исследование выявило, что у основной массы учащихся (68%) присутствует внешняя мотивация к изучению иностранного языка.
Промежуточный анализ (май 2013 года) показал положительную динамику мотивации у учащихся: средний процент учащихся, имеющих низкий уровень мотивации снизился на 9% и составил 26%, имеющих средний уровень мотивации – вырос на 8% и составил 63%, имеющих высокий уровень мотивации – вырос на 1% и составил 11%.
Мониторинг также показал увеличение процента учащихся, имеющих внутреннюю мотивацию к изучению языка (37%, что на 5% выше, чем при первичном мониторинге).
Заключительный мониторинг уровня мотивации был проведён в мае 2014г. и также выявил положительную динамику по сравнению с предыдущим тестированием (см. таблицу 2):
Таблица 2
Результаты первичной диагностики
Класс
% учащихся, имеющих:
Низкий уровень мотивации
Средний уровень мотивации
Высокий уровень мотивации
2а
8
67
18
2б
15
66
19
3
13
62
19
4
10
61
16
5
8
68
22
Средний показатель
16%
65%
19%
Процент учащихся, имеющих низкий уровень мотивации, сократился ещё на 19%, средний уровень мотивации к изучению предмета был выявлен у 63 % учащихся, что на 2% выше, чем по результатам промежуточного тестирования, показатель высокого уровня мотивации также дал положительную динамику и составил 19 % (на 8%)
Таким образом, можно констатировать факт, что в результате использования проектной методики мотивация к изучению иностранного языка возросла. Процент учащихся с низким уровнем мотивации снизился с 35 % до 16% (на 19 %), процент учащихся, имеющих средний уровень мотивации, вырос с 55% до 65% (на 10%), процент учащихся, имеющих высокий уровень мотивации также дал положительную динамику (с 10 до 19 % - на 9 %).
Как показатель эффективности применения метода проектов для повышения мотивации к изучению предмета можно считать и увеличившееся количество детей, участвующих в конкурсах.
Таблица 3.
Победители, призеры и лауреаты конкурсов
№
Ф. И. О.
Год
Название конкурса
Уровень конкурса
Занятое место
1.
Пыжов С.
2012
Научно – практическая
конференция
Сетевое взаимодействие
Лауреат,III
2.
Алтухов Д.
Ракша Н.
2013
Научно – практическая
конференция
Сетевое взаимодействие
Лауреат,II
3.
Быков К.
Мельник Е.
2014
Научно – практическая
конференция
Сетевое взаимодействие
Лауреат,I
Работа по методу проектов, использование ИК технологий и осуществление исследовательской деятельности позволили:
Поднять интерес к изучению иностранного языка в классах в целом.
Заинтересовать отдельных учащихся более глубоким изучением предмета и подвести их к научно-исследовательской деятельности.
Показать учащимся возможности использования языка не только как предмета изучения, но и как способа познания других сфер человеческой деятельности.
Библиографический список
Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.
Булдаковская Марина Александровна «Научно-практическая деятельность учащихся»
Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978
Ильин Е.П. “Мотивация и мотивы” С.-Пб, 2002.
Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. – 16 с.
Неустроева Наталья Александровна «Научно-исследовательская деятельность учащихся как важный фактор воспитания». http://gmn57.ucoz.ru/publ/dlja_uchitelej/vospitanie/nauchno_issledovatelskaja_dejatelnost_uchashhikhsja_kak_vazhnyj_faktor_vospitanija/3-1-0-24
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования.- М. Просвещение, 2010 ;
Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в ср. школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988
Сырицына Светлана «Воспитать ученого. О системе организации научно-исследовательской деятельности в начальной школе» http://upr.1september.ru/view_article.php?ID=200801409
Ткачева Наталия Николаевна «Организация научно-исследовательской деятельности в школе»
Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.
Приложение № 1
Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой
«Выявлении направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка».
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
- верно – (+ +);
- пожалуй, верно – (+);
- пожалуй, неверно – (–);
- неверно – (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
Да
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
- 0–10 баллон – внешняя мотивация;
- 11–20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
- 0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
- 6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
- 15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Приложение № 2
Соответствие принципов и требований проектного метода основным факторам, влияющим на формирование мотивации
Основные факторы, влияющие на мотивацию
Основные принципы проектной работы и требования к использованию этого метода
Этапы работы над проектом
1.
2.
3.
Содержание учебного материала. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. Е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
1.Принцип вариативности. Различные варианты тем и типов упражнений: диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, и т.д.
2. Принцип Учение с увлечениемПознавательный характер материала должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном.
3. Принцип учёта личностного фактора. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д. Фактически почти любую тему можно сделать личностно значимой.
Организация учебной деятельности, которая состоит из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап — это сообщение почему и для чего необходимо знать данный раздел программы.
Операционально-познавательный этап. На этомэтапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Важно знать, понимают ли они предложенный учебный материал.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
1. Требование наличия значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
2. Требование практической, теоретической, познавательной значимости предполагаемых результатов
1. Требование структурирования содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
2. Требование использования исследовательских методов
3. Принцип Учение с увлечением. Получение удовольствия — это одно из главных условий эффективности обучения. Материал должен носить познавательный характер.
4. Принцип адаптации заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.
Этап целеполагания – определение целей и задач работы.
Этап актуализации – осознание того, какие ЗУН им понадобятся.
Этап усиления мотивации – выделение приёмов (способов) деятельности.
Деятельностно-операционный этап – усвоение темы и овладение учебными действиями и операциями.
Коллективная (групповая) форма деятельности. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
1. Принцип вариативности деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.
2. Требование самостоятельной деятельности учащихся.
Этап выбора форм работы – деление на группы
Оценка результатов учебной деятельности. Важно, чтобы подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков.
Этап оценивания деятельности
Этап рефлексии
Стиль деятельности учителя. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи». Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения.
Учитель – наблюдатель и помощник.
Приложение № 3
Список проектных работ, предлагаемых учащимся
(по учебнику В.П.Кузовлев « English»:
3 кл. – 1. Myself
2. My pet.
3. Seasons and months.
4. My day.
5. My house/flat.
4 кл. – 1. My favourite season/weather.
2. Where would you like to live?
3. A story book.
4. An evening in my family.
5. What do you usually buy? (a survey)
6. Where do you usually shop? (a survey)
7. School
5 кл. – 1. My favourite subjects.
2. My ideal time-table.
3. Holidays and parties.
4. My favourite holiday.
5. My future profession.
6. My family (things we do together)
7. Sights of London (Belgorod)
6 кл. – 2. Children places of London
3. Famous people of Britain of Russia (Belgorod).
5. Wild/domestic/endangered animals.
7. London Zoo.
8. Animals of our region.
9. Russian (British) cuisine.
12. Cookery book.
13. Fast food: pros and cons. (a survey)
14. My hobby.
15. Favourite TV/radio channels of my class (a survey)
16. Holidays in my family.
7 кл. – 2. Computers in our life.
4. Travelling.
5. English-speaking countries.
6. Russia.
7. Russian sights of Britain.
8. Problems my classmates have. (a survey)
9. Schools in Britain (Russia).
10. School of my dream.
11. My favourite sport.
12. Olympic games.
Приложение № 4
Тематика исследовательских работ учащихся по классам и формируемые в процессе работы исследовательские навыки
УМК В.П. Кузовлев “ English”
Класс
Тема
Умения и навыки
3
“My pet”
- постановка цели (выпустить сборник рассказов)
- формулировка задач (что нужно для этого сделать)
“House”
- выдвижение гипотезы (все учащиеся живут в отдельных квартирах)
- умение задавать вопросы
- анализ и классификация полученной информации
- умение делать выводы
4
“Shopping”
- сбор информации (совершенствование умения задавать вопросы)
- анализ и систематизация информации
- умение делать выводы и представлять результаты исследования
5
“Day off”, подтема “Holidays”
- выдвижение гипотезы (британские праздники не похожи на русские)
- поиск и обработка информации, умение работать с источниками информации
- представление полученных результатов
- умение делать выводы
“Professions”
- целеполагание (подобрать материал для съёмок фильма)
- отбор необходимого материала (лексических единиц и грамматических структур), его оформление и презентация
6
“Children places of London”
- постановка задач
- выбор форм работы с информацией
- выбор способов представления информации
‘Fast food”
- выдвижение гипотезы (все любят еду в закусочных)
- умение работать с источниками информации
- сбор информации (совершенствование умения задавать вопросы)
- анализ и систематизация информации
- умение делать выводы и представлять результаты исследования
7
“Computers”
- выдвижение гипотезы (компьютеры полезны/вредны)
- умение задавать вопросы (анкетирование)
- обработка информации, анализ и систематизация
- выводы
- презентация полученных данных
“English-speaking world”
- выбор темы исследования
- постановка цели
- определение задач
- выбор методов исследования
- сбор, обработка и систематизация информации
- выводы
- презентация результатов работы
УМК В.П. Кузовлева “English”
Класс
Тема
Умения и навыки
8-9
“Sights of Britain”
- выбор темы исследования
- постановка цели
“Russian sights of Britain”
- выдвижение гипотезы (в Британии должны быть места и достопримечательности, связанные с Россией)
- постановка цели
- определение задач
- выбор методов исследования
- сбор, обработка и систематизация информации
- выводы
- презентация результатов работы
“Sport: pros and cons”
- выдвижение гипотезы (все любят спорт)
- умение работать с источниками информации
- сбор информации (совершенствование умения задавать вопросы)
- анализ и систематизация информации
- умение делать выводы и представлять результаты исследования
“Football”
- целеполагание (подготовить информационный справочник по футболу)
- определение задач
- выбор методов исследования
- работа с информацией
- представление результатов
“Health”, “Music”, Mass media”
- выдвижение гипотезы
- постановка цели
- определение задач
- выбор методов исследования
- сбор, обработка и систематизация информации
- выводы
- презентация результатов работы
Приложение № 5
Мини-исследования, предлагаемые учащимся первой ступени для формирования принципов научного мышления
На первой ступени обучения учащимся предлагается проводить опросники и анкетировать своих одноклассников и членов семьи с целью развития умения задавать вопросы и формирования навыков работы с информацией (сбор, систематизация и анализ).
Тема “Shopping”, 4 класс (В.П. Кузовлев)
Анкета “Shopping habits”:
How often do you go shopping?
a) every day b) once a week c) once a year
Where do you shop?
a) in the local shop b) in the supermarket c) in the market
Анкеты обрабатываются под руководством учителя, учащиеся параллельно заполняют таблицу:
Ответ
1a
1b
1c
2a
2b
2c
3a
3b
3c
4
5
6
Кол-во человек
| | | |
||
|
|||||
…
4
2
1
5
…
По окончании обработки дети самостоятельно или под руководством учителя делают выводы, оформляя свои высказывания на английском языке.
Вопросы для исследования чаще предлагают сами дети, количество их может быть разнообразным.
В третьем классе дети выполняют мини-исследования по темам “My favourite animal”, “My day”, “My house”; в четвёртом – “My favourite season”, “Shopping habits”, “Helping about the house”.
Приложение № 6
Модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
Модель 1. «Обучение исследованию»
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Шаг 1. Столкновение с проблемой.
Шаг 2. Сбор данных – «верификация»
Шаг 3. Построение объяснения.
Шаг 4. Анализ хода исследования.
Модель 2. «Приглашение к исследованию»
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.
Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.
Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования
Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
Модель 3. «Систематическое исследование»
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Шаг 1. Определение проблемы.
Шаг 2. Выдвижение гипотезы.
Шаг 3. Выбор источников информации.
Шаг 4. Анализ и синтез данных.
Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.
Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами
Приложение № 7
Дополнительные материалы к урокам, выполненные на основе проектных работ учащихся
Riddles
(подготовлены учащимися 3-х классов для совершенствования навыков чтения и аудирования учащихся 2-х и 3-х классов)
I am big. I am grey. I live in Africa. I like apples, bananas, leaves and grass. I can walk and run. I cannot fly. (an elephant)
I am not big. I live in the house. I am black or white or brown. I can run, jump and swim. I cannot fly and climb. I like to play. I am clever and brave. I am a good friend. I like meat, soup and sausage. I don’t like cabbage or pears. (a dog)
I am not big. I live in the house. I am black or white or brown or red. I can run, jump and climb. I cannot fly. I am clever and curious. I like milk and mice. I don’t like carrots and porridge. (a cat)
I am small. I am green. I live in the river. I can jump and swim. I cannot run or fly. I like mosquitoes. I don’t like potatoes or lemons. (a frog)
I am big. I am brown. I live in the forest. I like berries and fruit. I like carrots and potatoes. I like porridge and fish. I can run, jump, climb, swim. I cannot fly. I am strong and brave. (a bear)
Pets
(проектные работы учащихся 3-х классов, которые можно использовать в качестве текстов для совершенствования навыков чтения с различными стратегиями)
1) My name is Ann. My surname is Volovikova. I am 8. I have got a pet. It is a cat. Its name is Markiz. It is beautiful. It is black and white. It has yellow eyes. Its tail is long. Markiz is clever. It likes to play. My cat can run, jump, sleep, eat. It likes meat and fish.
2) I love rabbits. Rabbits are nice. They are funny. They have long ears and pink noses. They can jump. They cannot climb and they cannot fly. They like carrots, cabbage and grass. Rabbits are not brave. They like to play Hide-and-seek.
3) My name is Kirill and I love lions. They live in Africa. They are big and brave. Lions can run, jump, climb and swim, but they cannot fly. They are brown. Lions like meat. They don’t like bananas.
4) My name is Sergey. I live in Belgorod. I like animals. I like dogs. They are brave, strong, clever and funny. Dogs are my friends. They can run, jump, swim and play, but they cannot climb and they cannot fly. I have a dog. Its name is Tim. It is big and brown. Tim is funny. He likes to play. Tim likes meat, sausage, potatoes, fish and sweets. It doesn’t like cabbage or oranges.
5) My name is Jack. I am a dog. I live in Belgorod. I live with Alyosha. He is kind and curious, brave and strong. We play with a ball or run. I like meat, sausage, soup and potatoes. I don’t like carrots. I can run, jump and bark. I cannot climb or fly.
Задания:
Find in the texts:
1. Who likes domestic animals.
2. Who likes wild animals.
3. What the cat (dog, etc.) look like.
4. What lions (rabbits, etc.) like to eat.
5. What cats (dogs, etc.) can/cannot do.
2. Fill in the gaps (Text 4):
(can, brown, cabbage, climb, sausage, play)
My name is Sergey. I live in Belgorod. I like animals. I like dogs. They are brave, strong, clever and funny. Dogs are my friends. They … run, jump, swim and play, but they cannot … and they cannot fly. I have a dog. Its name is Tim. It is big and …. Tim is funny. He likes to …. Tim likes meat, …, potatoes, fish and sweets. It doesn’t like … or oranges.
3. Answer the questions (texts 2, 3):1. Are rabbits funny?
2. What do the rabbits like to eat?
3. What can the rabbits do?
4. Are the rabbits brave?
5. Where do the lions live?
6. What can the lions do?
7. What do they like to eat?
4. Say if the statements are true (+) or false (-) (text 1):
1. Ann has a pet.
2. Her pet is a dog.
3. Its name is Murzic.
4. It is black and white.
5. It is clever.
6. It can fly.
7. It likes meat.
5. Find in the text 5 what the dog:
1. says about his master.
2. likes to do.
3. likes to eat.
4. can/cannot do.
ChildrenplacesofLondon
(материалы проектной работы учащихся 6 класса с заданиями для совершенствования навыков чтения)
Changing of the Guard at Buckingham Palace
The Changing of the Guard outside Buckingham Palace takes place daily throughout the summer months at 11.30am, then every other day for the rest of the year. This ceremony takes about 45 minutes and includes a band playing popular classical music.
The Guards Museum - dress up as a Guard! This fascinating museum, which opened in 1988, tells the story of the five Foot Guard Regiments of the Household Division. All exhibits are in floor to ceiling glass cabinets so there are low level exhibits for young visitors. Expect to see weapons, paintings, and uniforms worn by famous Dukes and even the Royal Family.
Diana Memorial Playground
The Diana Memorial Playground in Kensington Gardens, next to Kensington Palace, the former home of Diana Princess of Wales, is a fabulous children's playground for kids up to 12 years. There's loads for kids to do in the Diana Memorial Playground including playing on the enormous wooden pirate ship.
Kid's Zone at National Army Museum
Kid's Zone is a fantastic play area for children under ten years old, within the National Army Museum. This place is cool! It's all about discovery and the kids can go wild in a safe environment. Just ask at the information desk for a free timed ticket and you'll get 50 minutes play time (10 minutes is for tidying up between sessions). The castle fortress is a lot of fun. Kids can dress up in soldier's uniforms, scale the rock climbing wall, crawl through tunnels, and whiz down slides. There's even a soft play for babies so you take the whole family.
Coram's Fields - Children's Playground
Coram's Fields is a unique seven acre playground and park for children in central London. It is free to use and provides a safe and stimulating environment where children can play freely. Adults are only permitted with a child and there is always staff available to ensure all is well.
Foundling Museum
The Foundling Museum tells the story of the Foundling Hospital, London's first home for abandoned children. The Museum is always free for children and free for adults accompanying children during all Family Fun activities. Family Fun takes place in the Foundling Museum Education Center on the first Saturday of every month and is suitable for children aged 3-12, unless otherwise stated.
Kew Gardens
The best news is children under 17 go free to Kew Gardens! The Gardens are 300 acres. Climbers and Creepers is Kew's interactive play area for 3-9 year olds. Explore the Gardens first as once the kids get here they won't want to leave!
Try the Kew's Big Tree book which is aimed at children but is an excellent introduction to the trees at Kew Gardens and trees in general.
Horniman Museum
The Horniman Museum is a real find. Tucked away in the depths of south London, it has exhibitions of the natural and cultural worlds. And it has an aquarium. And it's all free. Founded in 1901, much of the original collection is still on display. But it's not an old-fashioned place - far from it. The library, next to the main entrance has a grass roof!
British Museum
The British Museum opened in 1753 and has prided itself on remaining free for all that time. The British Museum houses more than an incredible 7 million objects and it would probably take a week to see everything. The collection of Egyptian and Greek antiquities are without a doubt amongst the largest and best known in the world.
Задания:
Readandsay:
Which places are the best for people interested in:
nature
history
having fun
education
army
culture
Which places are free of charge.
Which places are for babies (young children/the whole family).
Which places are for active children.
Which place would you like to go and why.
The Greatest Britons of all Time chosen by the people of Britain.
(материалы проектных работ учащихся 6-х классов и задания к ним для совершенствования навыков чтения с различными стратегиями)
In November 2002, the British public voted to find the Greatest Briton of all time. Over a million people voted.
Sir Winston Churchill
Winston Churchill was a politician, a soldier, an artist, and the 20th century's most famous and celebrated Prime Minister.
Diana, Princess of Wales
From the time of her marriage to the Prince of Wales in 1981 until her death in a car accident in Paris in 1997, Diana, Princess of Wales was one of the world's most high-profile, most photographed, and most iconic celebrities.
Charles Darwin
Charles Darwin was a British naturalist of the nineteenth century. He and others developed the theory of evolution. This theory forms the basis for the modern life sciences. Darwin's most famous books are 'The Origin of Species' and 'The Descent of Man'.
William Shakespeare
William Shakespeare was a playwright and poet whose body of works is considered the greatest in English literature. He wrote dozens of plays which continue to dominate world theater 400 years later.
Sir Isaac Newton
Isaac Newton was a mathematician and scientist who invented differential calculus and formulated the theory of universal gravitation, a theory about the nature of light, and three laws of motion.
Michael Faraday
British physicist and chemist who discovered electromagnetic induction (1831) and proposed the field theory later developed by Maxwell and Einstein.
John Lennon
John Lennon was a musician and composer who was a member of the Beatles, the biggest rock band of the 1960s.
Sir Paul McCartney
McCartney was a singer, songwriter and guitarist for The Beatles, the biggest rock band of the 1960s.
Horatio Nelson, 1st Viscount Nelson
Nelson is the greatest hero in British naval history, an honour he earned by defeating Napoleon's fleet in the 1805 Battle of Trafalgar.
Queen Elizabeth II
Her Majesty Queen Elizabeth II (Elizabeth Alexandra Mary), is the Queen regnant and Head of State of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and fifteen other Commonwealth
David Beckham
Beckham is a leading English footballer and a former star of the legendary team Manchester United.
Sir Robert Falcon Scott
British explorer who reached the South Pole (January 1912) only to find that Roald Amundsen had discovered the spot one month before.
Задания:
Read the texts and fill in the table:
Name
Occupation
Dates
…is famous for …
Countries
Материалы проектных работ учащихся 8-х классов с заданиями для совершенствования навыков чтения и говорения
Armenia
Armenia's landscapes offer boundless beauty. More than 200 rivers and streams traverse Armenia, with steep falls, rapids and swift currents. Armenia has 5 scenic canyons. In addition, there are over 200 mineral springs, differing in composition and temperature.
Mount Aragats is the tallest and one of the most beautiful mountains in Armenia. Not far below is the fascinating Stone Lake (Kara Lich).
Lake Sevan is one of the largest freshwater mountain lakes in the world. It offers visitors recreational opportunities. The Sevan Basin is rich with archeological and historical monuments.
Tsaghkadzor city ("Valley of flowers") is considered to be one of the most popular winter resorts of Armenia.
Tatev. Date of Foundation: 895. Armenian intellectual center where philosophers, musicians, painters, calligraphers, and monks lived. St. Gregory the Illuminator is buried here in a small church built in 1295.
Echmiadzin (Holy See, Mayr Tachar). Echmiadzin is an ancient capital of Armenia. The Cathedral was built on top of the pagan temple of Vagharshapat. Echmiadzin is the residence of the Supreme Catholicos of all Armenians and the center of the Armenian Apostolic Church.
Lori. Century of Foundation: X. Lori is surrounded with wonderful mountain landscapes. It is one of feudal Armenia's capitals - Lori-Berd. David Anhoghin founded Lori-Berd as a fortress town in 989-1048 and moved the Tashir-Dzoragetian kingdom capital here.
Georgia
The beauty of Georgian nature, the purest air, the unique coniferous forests, the beautiful mountain lakes, the Alpine meadows and healing mineral springs; sacred places – the unique monuments of early Christian culture, numerous resorts known all over the world – Batumi, Tskhaltubo, Sukhumi, Borzhomi, Gagra and many other things attract tourist from around the globe. All in all there are about 300 mountain, seaside, balneal and healing mud resorts in Georgia .
Bagrati Cathedral was built in the early years of the 11th century. Iits ruins still lie in the centre of Kutaisi. The Gelati Monastery, whose main buildings were erected between the 12th and 17th centuries, is a well-preserved complex, with wonderful mosaics and wall paintings.
Historical Monuments of Mtskheta. The historic churches of Mtskheta are outstanding examples of medieval religious architecture in the Caucasus.
The Upper Svaneti region of the Caucasus is an exceptional example of mountain scenery with medieval-type villages and tower-houses. The village of Chazhashi still has more than 200 of these very unusual houses.
Follow the route, which Pushkin had passed in Georgia. You will see the same places, will listen to the Georgian folk music, will enjoy the beauty of the Georgian nature. Just have a look at places where genuine Lermontov’s works were taking place. Get acquainted with Georgia’s unique nature, its medieval architecture in all places which Lermontov has ever visited.
Tajikistan
In the northwestern corner of Tajikistan lay the rugged and beautiful Fann Mountains. It is a compact range, with around 100 stunning peaks and renowned alpine lakes...
The Pamir Mountains are located in Central Asia. They are among the world's highest mountains; in Victorian times they were known as the 'Roof of the World'. Kara-Kul is a lake in the Pamir Mountains in Tajikistan The Pyanj is one of the most important rivers in Central Asia. It is a glacial river, originating from the glaciers of the Pamir mountain range.
Some historical data testifies that Kurgan Tyube emerged in the seventh century.
Khazrati Shoh Mausoleum located in Chorku, near Isfara, is of carved wood and dates back to 10th – 11th centuries. It is unique to Central Asia.
Khojand dates back to the 7th century BC and was a key crossroads on the Silk Road. The city was a religious center and the magnificent citadel, the mausoleum of Shiekh Muslihitdin and an 18th-century mosque are among the monuments attract visitors.
Ancient Penjikent it is Sogdian city, which flourished from the 5th to 8th centuries. It is well preserved and it was called “Central Asia’s Pompeii”. City Sarazm, some 20 km from Penjikent, is one of the most ancient settlements of Central Asia, dating from the Bronze Age.
Cave towns of Crimea were built and fortified in VI - IX th. centuries and were destroyed as a result of Tatar-Mongolian invasion to Crimea. Mangup is the capital of cave towns.
Kamyanets-Podilsky is famous for its ancient fortress, built in the XIV c.
Svyatohirsk Lavra is situated in Eastern Ukraine. The first written mention of this monastery was in the beginning of 16-th century. Originally it was a cave monastery.
The Genoese Medieval fortress is situated in the city of Sudak. It was built in 14-th century. It was one of the most important Genoese trading centers on the Great Silk Road from China.
Fortress in Belgorod-Dnestrovsky. Fortress of XIII-XV s. has risen on ruins of ancient town of Tira. First it was a Genoa trading station.
Задания:
1. Read the texts and find the places which might be interesting for those who like:
- history
- nature
- culture
2. What countries would you like to visit and why?
3. I am planning a week of actions and adventures. What places would you advise me to visit and why?
4. My family likes to have rest by the sea. Where would you advise us to go?
5. My friends and I are fond of mountains. What countries can we visit to feel happy?
RussiansightsofBritain
(материалы исследовательского проекта Гарус М.)
There are a lot of places of interest in Britain. People all over the world know about its history and famous people, beautiful nature and rich culture, outstanding discoveries and inventions… But only few people know that Britain has got some sights connected with Russia.
Well, here they are for you!
1.
Look at the maps of the XIII century and you will see a huge area called Ros in the north-west of Scotland. This might be the result of the mongol invasion!
2.
And what is more interesting, on the maps made by George Lily in 1564 this very part of Scotland is called Rossia! This name we could see on the maps of Scotland up to the 18-th century.
3.
Another “Russia” we can see on the map of Ireland (1754). Here there is a region called Roscommon which means “Russian community”.
4. Scotland
Not far from the city of Aberdin there is a river called Don.
A memorial to Russian battle-cruiserVaryag was opened in Lendalfoot.
5. In London there are a lot of places connected with Russia.
Wreath laying ceremony at Soviet War Memorial. Remembrance Sunday, 8 November, was marked at the Soviet War Memorial at the Imperial War Museum in the London district of Southwark. Wreaths were laid by Ambassadors of Russia, Second World War veterans and members of public.
A memorial to Peter the Great in London was opened on June 5, 2001. In 1697-98 Tsar Peter I travelled to Europe to study new developments in technology, especially shipbuilding. In England he lived near the Royal Dockyard in Deptford. The statue was erected in 2001 to commemorate the Tsar's visit. Not far from the statue there is a little street called Tzar street.
In the cities of Britain you can find Sebastopol street, Inkerman street, Alminsky street, Balaklava street… A memorial to the heroes of Alminsky battle is in London. A Memorial Plaque to Semyon R. Vorontsov, Russia's ambassador to England in 1784-1806 was opened in London on November 26 in Woronzow street.
Moscow road and St. Petersburg place appeared on the map of London after the visits of Alexander I in June, 1814