В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). В связи с этим коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.
Цель в применения ИКТ на уроке английского языка это: показать эффективность процесса обучения английскому языку при использовании информационно-коммуникационных технологий.
Задачи: Определить цели и основные направления применения ИКТ на уроках английского языка.
Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:
- мультимедийного проектора,
- интерактивные доски,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео и аудиотехника,
- интерактивные карты и атласы,
- интерактивные конференции и конкурсы
Я работаю:
-интерактивными досками
-тренажерами и тестами
-конференции и конкурсы
-ресурсы сети Интернет
-мультимедийные технологии
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют моим учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.
Я использую ИКТ при:
- Обучении фонетике
- Грамматике
- Лексике
- Чтению
- Видам анализа текста
- Аудированию
- Говорению
- Переводу
Хотелось бы остановиться на наиболее часто используемых мною ИТК на уроках английского языка:
- Интернет- ресурсы.
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д. На уроках английского языка Интернет помогает мне решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет- технологий для расширения кругозора школьников.
- Использование проектора.
Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями - обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания.
Какие же плюсы у проектора, в отличие от традиционных наглядных пособий?
- 1. Размеры изображения могут изменяться в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче.
- 2. Учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо.
- 3. Учитель может легко менять слайды, поэтому количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим.
- 4. Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т.п.
- 5. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно.
- Компьютерная лекция
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого.
- Электронные словари
Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.
Преимущества использования ИКТ на уроках английского языка
- Повышение мотивации изучения английского языка
- Создание благоприятного психологического климата
- Большая степень интерактивности
- Графические возможности компьютера делают обучение более наглядным
- Возможность выбрать уровень и темы выполняемых заданий, что способствует индивидуализации обучения
С помощью ИКТ на уроках английского языка можно решить ряд дидактических задач
- Формировать навыки и умения чтения, используя материала глобальной сети
- Совершенствовать умения письменной речи
- Пополнять словарный запас
- Формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка
Принципы построения уроков с помощью мультимедийных технологий
- Принцип научности, активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип связи процесса обучения с практикой
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
Мультимедийные презентации соответствуют триединой дидактической цели урока
-образовательный аспект
-развивающий аспект
-воспитательный аспект
Варианты использования ИКТ на уроках
- Целеобразование
- Повторение пройденного
- Изучение нового материала
- Закрепление пройденного материала
- Домашнее задание
- Контроль знаний
Применение инновационных технологий в преподавании не только делает урок более разнообразным, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.