Понятие лексического навыка как аспекта обучения иностранному языку
Понятие лексического навыка как аспекта обучения иностранному языку
При обучении иностранному языку освоение лексического материала имеет системообразующее значение. Ведь в лексике заложена та основа, благодаря которой и происходит общение людей между собой.
Компонентом содержания обучения лексике является лексический навык. Главной практической задачей обучения лексическому материалу иностранного языка в старшей школе значится формирование у учеников лексических навыков как главнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Рассмотрим подробнее характеристику лексического навыка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие лексического навыка как аспекта обучения иностранному языку»
Понятие лексического навыка
При обучении иностранному языку освоение лексического материала имеет системообразующее значение. Ведь в лексике заложена та основа, благодаря которой и происходит общение людей между собой.
Компонентом содержания обучения лексике является лексический навык. Главной практической задачей обучения лексическому материалу иностранного языка в старшей школе значится формирование у учеников лексических навыков как главнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Рассмотрим подробнее характеристику лексического навыка.
Исследователи дают разные определения «лексического навыка».
Лексический навык – это способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи и включить его в речевую цепь (Р.К. Миньяр-Белоручев).
Лексический навык – это синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее использование данной лексической единицы и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности (С.Ф. Шатилов).
Продуктивный лексический навык – это навык интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации (Е.И. Пассов).
Рецептивный лексический навык – это навык узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лексических явлений - структуры слова и его употребления (Е.И. Пассов).
Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет такие характеристики лексического навыка, как:
автоматизированность (вероятность автоматизированного вызова из долговременной памяти слова, словосочетания или фразы);
устойчивость (правильное восприятие и понимание изучаемых явлений в различных контекстах устной и письменной речи, а также воспроизведение их в нормальном темпе и без существенных ошибок);
самостоятельность (возможность переноса одного вида деятельности в другой, то есть, предполагается, что учащиеся могут оперировать усвоенным лексическим материалом как в говорении и письме, так и в аудировании, и в чтении);
обусловленность (зависимость "запуска" лексического навыка от внешнего или внутреннего стимула);
лексическая оснащенность (лексический навык оперирует лексическими единицами и их комплексами, то есть словами, устойчивыми словосочетаниями или готовыми фразами).
Е.И. Пассов объединяет две операции с лексическим навыком: операцию вызова и операцию сочетания слова. Он обозначает некоторые компоненты:
слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря этому осуществляется слуховой контроль правильности слова;
соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зрительным образом предмета, с представлениями, которые могут быть единичными или общими;
ассоциативные связи слова с кругом других слов, что физиологически объясняется категорийным поведением слова, настроенностью слуховых и речедвигательных следов одного слова на следы других (в речевом продукте это выражается в устойчивых и свободных словосочетаниях);
связи слова, составляющие его смысловое значение (таких связей у каждого слова много, т.к. они отражают функцию предмета, обозначенного данным словом, свойства предмета, его связи с другими предметами);
соотнесенность слова с ситуацией как системой взаимоотношений собеседников.
У С.Ф. Шатилова лексический навык основывается на двух составляющих: словоупотребление и словообразование.