«Оценка сформированности коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
«Оценка сформированности коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение английскому языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- ознакомление с понятиями «компетенция», «коммуникативная компетенция», «оценка»;
- создание системы оценивания сформированности коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
1 этап:
1. Изучение литературы по теме «Оценка сформированности коммуникативной компетенции на уроках английского языка».
2.Анализ существующих систем оценивания сформированности коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
3. Выбор оптимальных форм оценивания и ее адаптирование на уроках английского языка.
2 этап:
Использование на уроках английского языка системы оценивания сформированности коммуникативной компетенции учащихся.
3 этап:
1.Внедрение в работу системы оценивания сформированности коммуникативной компетенции учащихся.
2. Обобщение передового педагогического опыта по данной теме.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение английскому языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия между людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить, заполнить анкету, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
То, что контрольно - оценочный компонент является составной частью учебного процесса, эффективность которого во многом зависит от продуманного и грамотно организованного контроля и оценки, не требуют развернутого обоснования.
Оценка является вечной проблемой педагогики и школы. Поразительно, что за долгую историю (школьной оценке столько лет, сколько лет самой школе) так и не удалось прийти к единому пониманию её сущности, определить её место в учебном процессе, разработать технологию её применения в школьной практике.
Для понимания сущности контроля и оценки знании, их места в учебном процессе, необходимо предварительно проанализировать структуру обучающей деятельности учителя и структуру и строение учебной деятельности школьников.
Обучающая деятельность учителя состоит из трех компонентов:
а) Мотивационного (учитель подчеркивает важность изучения той или иной темы, её место в системе уроков, формулирует цели и задачи изучения нового материала, очерчивает минимальный объем знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть, определяет содержание домашней самостоятельной работы на весь период изучения темы)
б) Операционно-познавательного (учащиеся усваивают знания, умения и навыки входящие в содержание данной темы, посредством использования разнообразных методов и средств обучения; учитель осуществляет контроль, оценку и коррекцию учебной работы учащихся)
в) Контрольно-оценочного (на этом этапе производится итоговый контроль и оценка учебной работыкаждого ученика по выполнению плана изучения темы)
Для повышения эффективности процесса обучения и формирования учебной деятельности школьников каждый из этих компонентов должен быть специально отработан. Несформированность хотя бы одного из компонентов ведет к деформации учебной деятельности, снижению эффективности учебного процесса.
Как видим, и в обучающей деятельности учителя и вструктуре учебной деятельности школьников контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) входят как компоненты этих видов деятельностей, что позволяет прийти к заключении о том, что продуктивность учебного процесса во многом определяется их сформированностью.
Понимая, что контроль и оценка являются необходимыми компонентами учебной деятельности ученые, учителя, работники образования, родители давно и живо обсуждают вопрос о роли оценки в учебной деятельности и многие, предлагают изгнать отметки из школы, в то время как сами ученики, за то чтобы оценки остались в школьной жизни.
В одном психологическом исследовании изучалось влияние оценки на мотивацию и продуктивность учебной деятельности школьников. В момент выполнения клаассом учебного задания учитель подходил к одним детям, интересовался ходом выполнения работы, хвалил и поощрял их. К другим детям, он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им замечания в резкой форме. К третьей группе учеников вовсе не подходил, оставив их без внимания. Результаты выполнения задания оказались следующими: лучше всех с заданиями справились дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание ученики, которым учитель постоянно делал замечания. Самые низкие результаты получились у тех, чья работа учителем не оценивалась.
На основе анализа результатов эксперемента, был сделан вывод: “Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Болтше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем действует угнетающе равнодушие, когда его труд игнарируется, не замечается.”
Но хотелось бы хотелось отметить, что немаловажным фактором является проблема объективной оценки знаний. как одному из способов стимулирования учебной мотивации.
В связи с этим, необходимо учитывать определенные критерии при выставлении той или иной оценки.
Для определения степени сформированности умений и навыков используются различные формы оценивания:
- индивидуальная, оценивающая результаты учеников относительно установленной нормы;
- групповая, оценивающая результаты школьника относительно других учеников; - ретроспективная, оценивающая сегодняшние результаты ученика относительно предыдущих.
Например, при оценивании сформированности коммуникативной компетенции выдвигаются следующие критерии: произношение, грамматическая правильность, беглость, независимость и содержание. В каждой из вышесказанных категорий ученик может получить 0, 1 или 2 балла. Оценка за 5-6 баллов – 3; за 7-8 ставится 4; за 9-10 баллов ученик получает 5.
Произношение
О— Произношение очень плохое, сообщение не будет понятно носителю языка.
1 — Несмотря на некоторые трудности в восприятии, большая часть сообщения достаточно понятна.
2— Хороший ритм, правильное положение ударных и безударных слогов, правильная интонация. При очень небольшом напряжении сообщение понятно для носителя языка.
Грамматическая правильность
О— Возникает барьер при коммуникации из-за частоты или типа ошибок.
1 — Несмотря на некоторую трудность при непосредственном восприятии, большая часть сообщения достаточно понятна, т. е. основные структуры достаточно хорошо контролируются при разговоре.
2— Основные структуры употребляются правильно, хотя более трудные структуры могут быть не совсем точны. Сообщение понятно для носителя языка.
Беглость
О— Учащийся испытывает большие затруднения, не может быстро реагировать, коммуникацию осуществлять очень трудно.
1 — Хотя может возникать некоторая замедленность реакции, коммуникация осуществляется и идет обмен информацией.
2— Несмотря на некоторые запинки, реакция достаточно быстрая. Коммуникация осуществляется хорошо.
Самостоятельность
О— Учащийся не вносит своего вклада в разговор, не проявляет собственной инициативы.
1— Хотя ученик полагается в основном на информацию собеседника, он может использовать эту информацию для своих целей.
2— Несмотря на некоторую зависимость от собеседника, учащийся проявляет способность к расширению разговора.
Содержание
0— Словарный запас недостаточен. Учащийся не передает необходимую информацию.
1— Хотя есть некоторая ограниченность словарного запаса, информация может быть достаточно хорошо передана.
2— Учащийся способен передать любую информацию по всем аспектам, затронутым в разговоре.
Оценка диалогической речи.
Балл
Параметры оценки.
5
У обучаемого почти нет проблем и в понимании вопросов на данном уровне. Он способен вести беседу в правильной и интересной форме,
давая как фактическую информацию, так и свои комментарии по данной проблеме (мнение, причины). Владеет техникой ведения беседы (начать и закончить разговор, расспросить, дать информацию, побудить к действию, помочь собеседнику выразить свое мнение,
спорить по различным вопросам и делать выводы на основании беседы). Владеет умением спонтанно реагировать на перемену речевого партнера.
4
Учащийся показывает хороший уровень понимания заданий, однако приходится повторить вопрос. Он достаточно свободно ведет беседу, выражая не только факты, но и свое личное мнение по теме. Владеет техникой ведения, но иногда не следит за собеседником, ему
не всегда удается спонтанно отреагировать на изменение речевого поведения партнера. Иногда полностью берет инициативу на себя.
3
Учащийся показывает общее понимание вопросов и желание участвовать в разговоре. Он может определить необходимость той или иной информации и выражать свое мнение, используя простейшие
формы. Ему необходимы объяснения и пояснения некоторых вопросов. Его ответы просты и нерешительны.учащийся не всегда соблюдает временной регламент беседы, часто делает неоправданныепаузы, и
разговор принимает иной оборот. Иногда нелогичен в своих высказываниях, легко сбивается на заученный текст.
0
Учащийся ответил на несколько вопросов или дал некоторую информацию на очень простые темы. Он часто переспрашивает вопросы и просит их перефразировать. Ответы его состоят изкоротких
фраз или очень коротких предложений. Использует в речевом высказывании заученные кускитем. Не владеет достаточным количеством устойчивых Фраз и выражений для ведения беседы, часто повторяется. Легко сбивается с высказывания, не умеет адекватно реагировать на собеседника.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Урок иностранного языка», Е. И. Пассов, М., 1988