Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе (в условиях ФГОС НОО)
Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе (в условиях ФГОС НОО)
В обучении иностранному языку младших школьников за последние годы произошли большие изменения. Понимание необходимости формирования личности ребёнка является главной целью обучения. Мною была написана статья которая раскрывает особенности преподавания иностранного языка в младшей школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе (в условиях ФГОС НОО) »
Моисеева Валерия Игоревна,
учитель английского языка,
МБОУ СОШ №16 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Арзамас
Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе (в условиях ФГОС НОО)
Обучение иностранному языку в начальной школе обладает выраженной спецификой по сравнению со следующими ступенями обучения. В первые годы обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся будут реализовывать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.
Психологи характеризуют младший школьный возраст (6 - 10 лет) как сензитивный и считают благоприятным для формирования познавательного интереса. Приступая к обучению иностранному языку, психологи обращают особое внимание учителей на знание психолого-физиологических особенностей той возрастной группы, с которой они собираются работать. Каждый обучающийся имеет свои личностные и деятельностные особенности: особенности интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, обучаемости. Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на каждого ученика в отдельности, учитывая все его индивидуальные особенности, принимая его таким, как он есть.
Одной из основных задач предмета «Иностранный язык» является коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Следовательно, урок иностранного языка не может быть организован без учета психолого-педагогического сопровождения. Основная функция сопровождения - облегчение адаптации младших школьников к процессу обучения, к овладению иноязычной культурой.
Иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.
Поставленные в нормативных документах цели и задачи могут быть успешно реализованы только при условии использования современных подходов к обучению иностранным языкам с учётом психологических особенностей младших школьников
Чтобы быть на уровне современных требований, учителю необходимо не только знать иностранный язык и методику его преподавания, но и хорошо владеть технологией личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, создавать условия для формирования универсальных учебных действий, осуществляя личностный, системно-деятельностный, компетентностный подходы в обучении. Для включения учителя в такую деятельность нужна специальная подготовка, но это не «новая профессия», а один из структурных элементов труда учителя иностранного языка в начальных классах.
Важным моментом в обучении младших школьников является эмоциональная сфера ребёнка. Чем младше школьник, тем он острее нуждается в эмоциональном взаимодействии с учителем. Существует мнение, что, затронув чувства и разум, вы вызовете осознанное, заинтересованное отношение к проблеме. Затронуть эмоциональную сферу ребенка помогут яркие и смешные иллюстрации учебника, разнообразие увлекательных заданий.
Известно, что дети быстро запоминают и быстро забывают. Для лучшего запоминания языкового материала нужно помнить правило «3 R»-Rhyme, Rhythm, Repetition. Одним из важных подходов к обучению языку является активное использование песенок, рифмовок, считалок. Песни, с другой стороны, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции, совершенствуются навыки произношения, развивается музыкальный слух ребенка и его творческие способности. Лучше всего грамматические и лексические структуры запоминаются в чантах (Chants), которые позволяют развивать чувство ритма и интонацию английского произношения.
Для успешного усвоения материала необходимо варьировать виды деятельности учащихся на уроке. Зная, что психологический объём внимания составляет 10 минут, учитель должен разнообразить формы работы, используя спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные задания. Частая смена видов деятельности ученика способствует экономии нервных затрат. Младшие школьники нуждаются в постоянной поддержке и поощрении. Уверенность приходит с успехом («Success breeds confidence»).
В обучении иностранному языку младших школьников за последние годы произошли большие изменения. Понимание необходимости формирования личности ребёнка является главной целью обучения. Процесс «учить» будет неэффективным, если в нём отсутствует элемент «учиться». Знание психологических особенностей младших школьников является залогом успешного обучения их иностранному языку. В наши дни только в коммуникативных рамках можно выстроить весь спектр обучения иностранному языку.
Список литературы:
Журнал «Иностранные языки в школе», 2008-2013 гг.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бруменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с. - (Стандарты второго поколения).
УМК по английскому/немецкому языку для 2 - 5 классов, соответствующие требованиям ФГОС (см. перечень учебников на 2012-2013 учебный год).
Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения иностранным языкам: монография / М.А. Шевцова. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 186с.