kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В мире логики" программа внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

            «В мире логики»

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

                                                       Актуальность курса.

Начальное общее образование – первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, информатика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Но нет такого предмета как логика. На мой взгляд, предмет логика является приоритетом начального общего образования, так как именно логика способствует формированию универсальных учебных действий, которые в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.                                                                                                                                                         Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.                                                                                                                                                   Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам – логическое – лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.                                          Практика показала, что дети, регулярно решающие логически задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях.                                                                                                                                                            Такой системный курс как «В мире логики» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решать многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «В мире логики» связано с тем, что:                       -    в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;            

-    анализ, сортировка информации, аргументация, которые            используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;                                                                                                                           

-    конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности, модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.                        Данная программа составлена на основе модернизации курса «Мир логики» автора С.И. Гин, который являлся проектом лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель» и прошел апробацию в школах Белоруссии, Украины и России.

Ц Е Л Ь   П Р О Г Р А М М Ы:

          Создать комплекс условий для полноценного развития у каждого ребенка познавательных способностей с целью воспитания самостоятельного мыслящего человека способного справится с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

З А Д А Ч И:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся;

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы  начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование  компетентностей ребенка  по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки.

Курс «В мире логики» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет.                                                                                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В мире логики" программа внеурочной деятельности. »


П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности

«В мире логики»

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

Актуальность курса.

Начальное общее образование – первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, информатика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Но нет такого предмета как логика. На мой взгляд, предмет логика является приоритетом начального общего образования, так как именно логика способствует формированию универсальных учебных действий, которые в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам – логическое – лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логически задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Такой системный курс как «В мире логики» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решать многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «В мире логики» связано с тем, что: - в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности, модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика. Данная программа составлена на основе модернизации курса «Мир логики» автора С.И. Гин, который являлся проектом лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель» и прошел апробацию в школах Белоруссии, Украины и России.

Ц Е Л Ь П Р О Г Р А М М Ы:

Создать комплекс условий для полноценного развития у каждого ребенка познавательных способностей с целью воспитания самостоятельного мыслящего человека способного справится с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

З А Д А Ч И:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся;

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки.

Курс «В мире логики» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: водные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 30 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проектная.

Система по курсу «В мире логики» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различный видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«В мире логики».

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «В мире логики».

В результате изучения данного курса в первом классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «В мире логики» во втором классе.



В результате изучения данного курса во втором классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятным.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы, знать правила их построения;

  • делить на классы, классифицировать;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • приводить примеры отрицаний;

  • уметь рассуждать, обобщать;

  • делать умозаключения.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса « В мире логики» в третьем классе.

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с постановленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовитым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем классе являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов, множеств;

  • определять виды отношений между множествами;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • упорядочивать понятия по родовым отношениям;

  • строить определения, находить ошибки;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.



Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.

В результате изучения данного курса «В мире логики» в четвертом классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир;

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УДД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Регулятивные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса

Предметными результатами курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями, множествами;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • проводить аналогию между предметами;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • выстраивать доказательства;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если…, то».





Критерии оценки эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки и диагностики.

Формы проведения итогов реализации программы:

- проведение диагностических, контрольных срезов, тестов, олимпиад;

- участие в КВНах, в конкурсах, олимпиадах, викторинах школьного, муниципального, областного, российского уровней; (ЭМУ. Конкурс «Русский Медвежонок», «Кенгуру», «Эврика» и другие).

- участие в предметных декадах школы;



Содержание программы

1 класс (34 занятия)

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (6 занятий).

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов (6занятий).

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики (5 занятий).

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение (5 занятий).

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика (3 занятия).

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения (1 занятие).

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал (8 занятий).

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.



Календарно-тематическое планирование.

1 класс

Тема урока

Количество часов

Примечание

1

Выделение признаков: цвет, форма, размер предметов.

1

Входная диагностика

2

Названия предметов. Признаки предметов.

1


3

Состав предметов.

1


4

Основные типы геометрических фигур.

1


5-6

Задачи на поиск закономерностей в размещении геометрических фигур.

2


7

Понятие «равно», «не равно».

1


8

Отношение «больше» и «меньше»

1


9

Понятие «один», «каждый», «все», «остальные».

1


10

Различие.

1


11-12

Сходство.

2


13-15

Логические задачи математического характера.

3

Промежуточная диагностика

16-17

Знакомство с понятием «отрицание».

2


18-19

Понятие «истина» и «ложь»

2


20-21

Существенные признаки.

2


22-23

Решение логических задач.

2


24-25

Правила сравнения.

2


26-27

Значение сравнения.

2


28-30

Комбинаторика. Решение задач.

3


31-32

Решение логических задач разного типа.

3

Итоговая диагностика

33-34

Головоломки.

2




Содержание программы

  1. класс (34 занятия)

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 занятия).

Закономерность в цифрах, буквах и словах.

Вопросы. Их виды и правила их построения.

  1. Сравнение (6 занятий).

Классы, правила классификации.

  1. Элементы логики (7 занятий).

Логические приемы, понятие «отрицание», ограничение и обобщение, суждения, умозаключения.

  1. Комбинаторика (4 занятия).

Размещение геометрических фигур. Композиции.

  1. Действия предметов (5 занятий).

Конструирование из геометрических фигур. Расположение в пространстве.

  1. Развитие воображения (2 занятия).

Головоломки.

  1. Практический материал (6 занятий).

Решение логических задач. Викторины.



Календарно-тематическое планирование.

2 класс

Тема урока

Количество часов

Примечание

1

Понятие о классах.

1

Входной тест

2-3

Правила классификации.

2


4-5

Конструирование из геометрических фигур.

2


6-7

Создание композиций, сложных объектов из геометрических фигур.

2


8-10

Основные логические приемы. Анализ. Синтез.

3


11

Признаки предметов. Сравнение.

1

Тест «Сравнение»

12

Расположение предметов в пространстве.

1


13-14

Вопросы.

2


15-16

Знакомство с понятием «отрицания».

2


17-20

Ограничение. Обобщение.

4


21-23

Классификация. Решение задач.

3

Тест «Классификация»

24-26

Суждения. Слова «все», «некоторые», «ни один».

3


27-28

Решение логических задач.

2


29-30

Умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1


31-32

Логика вокруг нас. Решение логических задач. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

2

Итоговая диагностика

33-34

Решение ребусов, кроссвордов, анаграмм.

2




Содержание программы

  1. класс (34 занятия)

  1. Свойства, признаки и ставные части предметов (7 занятий).

Определения. Ошибки в построении определений.

  1. Сравнение (2 занятия).

Решение задач на сравнение и обобщение.

  1. Элементы логики (5 занятий).

Множества, отображения, пересечения, объединение множеств, причинно-следственные цепочки.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (8 занятий).

Формирование понятий, виды отношений между понятиями, отношения «ро-вид» между понятиями.

  1. Действия предметов (2 занятия).

Логические задачи со словами. Игры.

  1. Развитие воображения (1 занятие).

Ребусы, язык и логика.

  1. Практический материал (7 занятий).

Решение логических задач.

  1. Комбинаторика (2 занятия).

Решение задач.



Календарно-тематическое планирование.

3 класс

Тема урока

Количество часов

Примечание

1

Знакомство с понятиями «логика», «суждение».

1

Входной тест

2

Причина и следствие.

1


3

Причинно-следственные цепочки.

1


4

Противоположные отношения между понятиями.

1


5

Отношения «род-вид» между понятиями.

1


6

Основные логические приемы формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

1

7

Знакомство с понятиями: «рассуждение», «утверждение», «вывод умозаключения».

1


8

Суждение. Виды простых суждений.

1


9

Сложное суждение и его виды.

1


10-11

Введение и понятия «последовательность», «закономерность». Виды отношений между понятиями.

2

Тест «Отношения»

12

Знакомство с понятием: «множество», «элементы множества».

1

13

Способы задания множеств.

1


14

Сравнение множеств. Равенство множеств.

1


15

Пустое множество.

1


16

Отображение множеств.

1


17

Пересечение множеств. Объединение множеств.

1


18-19

Определения.

2


20

Искусство доказательства и опровержения.

1


21

Решение логических задач. Задачи шутки.

1


22-23

Решение логических задач. Найти закономерность.

2


24-25

Ошибки в построении определений.

2


26-27

Логические задачи. Игра «Зашифрованное слово», «Наборщик» и другие.

2


28-29

Логические задачи на сравнение, обобщение.

2

Тест «Определение»

30

Анаграммы. Метаграммы. Умозаключения.

1


31-32

Решение логических задач разных типов.

2


33

Ребусы. Кроссворды. Задачи. Язык и логика.

1


34

Итоговый урок.

1

Итоговая диагностика



Содержание программы

  1. класс (34 занятия)



  1. Сравнение (2 занятия).

Повторение понятий.

  1. Комбинаторика (3занятия).

Аналогии, решение задач.

  1. Элементы логики (14 занятий).

Законы тождества, не противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, доказательства и их виды.

  1. Развитие творческого воображения (6 занятий).

Логика вокруг нас, логические задачи в экономике.

  1. Практический материал (9 занятий).

Логика в мире слов, в юморе. Логические игры и т. д.



Календарно-тематическое планирование.

4 класс

Тема урока

Количество часов

Примечание

1-2

Повторение. Основные понятия формальной логики.

2

Входной тест

3

Способы решения логических задач. Придумывание по аналогии.

1


4-5

Решение логических задач. Использование аналогии в обучении.

2


6

Законы (принципы) правильного мышления.

1


7

Закон тождества.

1


8

Закон не противоречия.

1

9-10

Закон исключенного третьего.

2


11-12

Закон достаточного основания.

2


13-14

Искусство доказательства и опровержения.

2


15-16

Структура доказательства. Виды доказательства.

2


17-18

Прямое и косвенное доказательство.

2

19-21

Логика вокруг нас. Решение задач.

2


22-23

Решение логических задач (экономика).

2


24-25

Рассуждения.

2


26-27

Решение логических задач. Ошибки в рассуждениях.

2


28-29

В мире слов. Решение логических задач со словами (анаграммы, вырезка, склеивание).

2

Тест «Язык и логика»

30-31

Решение логических задач математического характера.

2


32-33

Решение ребусов, кроссвордов.

2

Конкурс эрудитов

34

Логические игры. Юмор и логика.

1




























С П И С О К И С П О Л Ь З У Е М О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).

  2. Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897).

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010г.-223с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Оценка достижения планиремых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г. – 215с. – (стандарты второго поколения).

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-152с. – (Стандарты второго поколения).

  6. С.И. Гин «Мир логики», Москва, «Вита Пресс», 2001г.

  7. И.Г. Сухин «Занимательные материалы», Москва «Вако», 2004г.

  8. Смекалка для малышей, Москва, Омега, 1994г.

  9. А.Д. Гетманова «Занимательная логика», Москва, «Владос»-1998г.

  10. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьиков», Ярославль «Академия развития» - 2000г.

  11. Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль «Академия развития»- 1997г.

  12. М.В. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике», Москва, «ВАКО», 2005г.

  13. Е.И. Игнатьев «В царстве смкалки», Москва, «Наука», 1987г.

  14. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке», Ленинград, «Просвещение», 1990г.

  15. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басев «Развитие логического мышления», «ПРИНГО», «Лайнер», 1995г.

  16. О.Н. Пупышева, Олимпиадные задания, Москва, «ВАКО», 2008г.

  17. А.Э. Симановский, Развитие творческого мышления детей,Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  18. Л.Ф. Тихомирова, Развитие познавательных способностей детей, Ярославль, «Академия развития», 1996г.

  19. А. Ундзенкова, О. Сагирова «Русский с увлечением», Екатеринбург, 1997г.



24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"В мире логики" программа внеурочной деятельности.

Автор: Дашкевич Маргарита Владимировна

Дата: 01.07.2015

Номер свидетельства: 222036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа внеурочной деятельности " Логика""
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-loghika"
    ["file_id"] => string(6) "286453"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454341098"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (1-4-х классов) "Физический фейерверк" "
    ["seo_title"] => string(118) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-1-4-kh-klassov-fizichieskii-fieiiervierk"
    ["file_id"] => string(6) "103006"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402563166"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Программа внеурочной деятельности  "Юные экскурсоводы""
    ["seo_title"] => string(59) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyie-ekskursovody"
    ["file_id"] => string(6) "255640"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447955912"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства