kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные характеристики процесса формирования лексического навыка на старшем этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление и тренировка, как правило, ограничены в той или иной степени работой над лексикой, практика же обычно проходит по крайней мере в рамках одного типаречевой деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные характеристики процесса формирования лексического навыка на старшем этапе»

Основные характеристики процесса формирования лексического навыка на старшем этапе


Формирование лексических навыков предусматривает 3 этапа:

    1. ознакомление;

    2. тренировка в употреблении;

    3. речевая практика.

Ознакомление и тренировка, как правило, ограничены в той или иной степени работой над лексикой, практика же обычно проходит по крайней мере в рамках одного типа речевой деятельности. Иными словами, практика в совершенствовании лексических навыков входит в общий процесс формирования речевых навыков и умений, поэтому рассматриваться отдельно она не может.

Главнейшей задачей первого этапа ставится введение и семантизация лексического материала (раскрытие смысла лексических единиц). Для того чтобы лексический навык мог полноценно работать, нужно «закрепить» в долговременной памяти лексический материал.

В первую очередь речь идет о заложении денотативных связей, т.е. связях новой лексической единицы с предметом окружающего нас мира, который она сможет выделять. Во-вторых, о ситуационных связях, которые представляют собой связи лексической единицы или ситуативного стереотипа с той ситуацией, где они должны употребляться. Затем в ходе практики раздельные лексические единицы приобретают сигнификативные связи, которые обозначают связи со своими лексическими понятиями, здесь уже предполагается свободное владение лексикой. Одновременно с этим возникают фоновые связи, необходимые для создания у учеников запаса информации более высокого уровня.

Возникновение денотативных, ситуационных, сигнификативных и фоновых связей нужно рассматривать как последовательные решаемые задачи при формировании лексических навыков. Между тем лексический материал, отобранный для запоминания, с самого начала обретает еще и знаковые связи. То есть связи лексической единицы иностранного языка с иными языковыми знаками, а в первую очередь со знаками родного языка.

Итак, организовывая работу на первом этапе, преподаватель должен:

  • при введении лексического материала не забывать про семанти­ческие и знаковые связи;

  • учесть денотативные и ситуационные связи изучаемых лексических единиц;

  • по возможности использовать фоновые связи для уплотнения информационного запаса учащихся, который похож на новые лексические единицы.

Ввод денотативных и ситуационных связей изучаемых лексических единиц (раскрытие их смыслов) называется семантизацией лексики.

Семантизация лексики, как и любая другая передача языковых знаний, осуществляется следующими методами обучения: объяснением и показом и через прием учения – поиск.

Объяснение новой лексики проходит несколькими способами. В первую очередь следует не забывать о наиболее простом и эффективном виде семантизации – перевод лексической единицы на родной язык учащихся. От такого метода часто отказываются приверженецы многих прямых способов. По их мнению, перебиваются прямые связи: иностранное слово — денотат.

Перевод как вид семантизации часто используется при введении абстрактной лексики, лексических единиц, имеющих постоянный эквивалент в родном языке, словосочетаний, речевых клише. Притом речевые клише и словосочетания переводятся только полностью, а не по словам или частями.

Объяснение как способ семантизации осуществляется в основном через синонимы и антонимы. Такой тип не предполагает большую точность, а также требует уже некий лексический багаж у учащихся.

Также есть вариант объяснения новых слов посредством описания их значения. Здесь речь идет об описании на иностранном языке, следовательно, этот способ семантизаии имеет место быть только на повышенном этапе обучения иностранному языку.

Показ как способ семантизации применяется только в том случае, если в распоряжении преподавателя есть предметы, рисунки, диапозитивы и другие средства обучения, позволяющие связать необходимый предмет, действие или их изображение с нужным словом.

Способ учения – поиск реализуется в таких приемах, как:

  • при введении слова, готовой фразы в стандартной ситуации (стандартной называется часто повторяющаяся в жизни ситуация);

  • при введении лексических единиц в контексте (в таком случае значение нового слова выявляется через содержание всей фразы или всего текста);

  • через знаковые связи нового слова и на принципах основ словообразования.

Все выше приведенные приемы способа учения—поиска вынуждают самих учащихся искать значения вводимого слова и этим образовывают важное умение языковой догадки, составляющая важнейший компонент того, что называется чувством языка.

Семантизация лексики является ключевой задачей первого этапа формирования лексических навыков – ознакомления.

Второй этап - тренировка при формировании лексических навыков ставит своей задачей закрепление ранее установленных связей новых лексических единиц и их дальнейшее расширение. Для начала тренировки необходимую важность представляют стимулы, являющиеся неким «толчком» для полноценного функционирования лексического навыка.

К этим стимулам относятся:

1) при использовании знаковых связей:

  • само новое слово, словосочетание или клише;

  • русский эквивалент нового слова, словосочетания или клише;

  • иностранное слово, близкое по своему звуковому ком­плексу к изучаемой лексической единице;

2) при использовании денотативных связей:

  • обозначаемый предмет или действие;

  • изображение обозначаемого предмета или действия (кар­тинки, диапозитивы, фланелеграф, фильмы и др.);

  • признак денотата;

3) при использовании ситуационых связей:

    • естественная ситуация (организованная учителем или возникшая стихийно);

    • воображаемая ситуация;

    1. при использовании семантических связей:

  • иностранное слово, служащее синонимом или антонимом новому слову, словосочетанию или клише;

  • признак семантического поля;

  • смысловая основа;

    1. при использовании фоновых связей:

  • фоновый признак денотата;

  • дискуссионный тезис.

Чаще всего тренировка наступает с рецептивных упражнений, т.к. существует необходимость закрепления наметившихся денотативных и ситуационных связей. Здесь имеются в виду:

  1. Упражнение на нахождение новых слов в контексте при зрительном восприятии текста.

  2. Упражнение на определение значений иностранных слов, производных от вновь изученных или в контексте при зрительном восприятии.

  3. Упражнение в узнавании новых слов в аудиозаписях.

  4. Упражнение в определении ситуации по только что изученным ситуативным клише и репликам-реакциям.

  5. Упражнение для знатоков.

  6. Упражнение в расширении сигнификативных связей слова.

  7. Упражнение с синонимами.

Для успешного закрепления лексического навыка немало важную роль представляют репродуктивные упражнения, ставящие своей задачей сделать полноценный набор связей у новой лексической единицы. В них применяется весь перечень стимулов, запускающих лексический навык. Имеются в виду:

  1. Набор упражнений, принятый в учебно-методическом комплекте по иностранному языку для старшей школы.

Формирование лексического навыка проходит в момент подготовки именно устной речи и подразумевает такие упражнения:

    • учитель несколько раз четко произносит соотнесенную с учебной ситуацией модельную фразу, содержащую новую лексическую единицу, смысл которой ученики должны понять;

    • эта же модельная фраза озвучивается преподавателем еще раз, и после этого учащиеся произносят ее вместе с учителем, повторяя несколько раз;

    • по очереди все ученики произносит ту же фразу несколько раз;

    • весь класс, вслух и без помощи преподавателя, проговаривают ту же фразу, основываясь лишь на учебной ситуации.

2. Формирование лексических навыков на базе функционально-смысловых таблиц (предложенных С. В. Коростелевым).

Формирование лексических навыков берет свое начало с просмотра короткого (трех-четырех минутного) фильма, который несет с собой возникновение эмоций и мыслей для мотивации речи. Одновременно с этим учащимся раздается набор вопросов, необходимых для обсуждения и связанных с фильмом. Для организации такого обсуждения, учащимся даются функционально-смысловые таблицы. В них, в соответствие к обсуждаемому вопросу, содержатся, во-первых, грамматическая модель выстраиваемой фразы, во-вторых, слова родного языка и их иностранные эквиваленты, сформированные по семантическому признаку, для ввода одного из них в свое изречение.

После этого учащимся необходимо озвучить свою точку зрения по поставленной преподавателем проблеме. При подготовке своей речи учащиеся пользуются функционально-смысловыми таблицами. По окончанию обсуждения фильма эти же вопросы обговариваются еще раз, но основываясь на жизнь и личность самих учащихся. Для этого имеется таблица № 2, в которой нет слов родного языка, а содержатся лишь уже изученные иноязычные слова.

3. Комплексно-дифференцированное формирование лексических навыков.

Слово «комплексное» в данной трактовке обозначает использование при формировании лексических навыков всех существенных для некой лексической единицы связей и стимулов. Слово «дифференцированный» формулируется как дифференцированный подход к лексическим единицам и клише, нуждающимся в отработке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Основные характеристики процесса формирования лексического навыка на старшем этапе

Автор: Закревская Анна Александровна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "статья на тему,«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка»"
    ["seo_title"] => string(161) "statianatiemuformirovaniiemiezhlichnostnoghoobshchieniiauchashchikhsiarazvitiietvorchieskikhnavykovchierieziazykovyieiriechievyieighrynaurokakhkazakhskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "313683"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459522199"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок внеклассного чтения по произведениям забайкальского писателя Бориса Макарова "Зерна надежды" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-proizviedieniiam-zabaikal-skogho-pisatielia-borisa-makarova-zierna-nadiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "231314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442468681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства