Организация тренировки при формировании лексических навыков
Организация тренировки при формировании лексических навыков
Второй этап - тренировка при формировании лексических навыков имеет своей целью закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация тренировки при формировании лексических навыков»
Организация тренировки при формировании лексических навыков
Второй этап - тренировка при формировании лексических навыков имеет своей целью закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение. В процессе семантизации, как известно, устанавливаются либо денотативные, либо ситуационные связи, намечаются семантические связи и возникают, иногда независимо от воли преподавателя, знаковые связи вводимой лексики.
Для организации тренировки особую важность представляют стимулы, служащие «запуском» для функционирования лексического навыка.
К таким стимулам относятся:
1. При использовании знаковых связей:
само новое слово, словосочетание или клише;
русский эквивалент нового слова, словосочетания или клише;
иностранное слово, близкое по своему звуковому комплексу к изучаемой лексической единице.
2. При использовании денотативных связей:
обозначаемые предмет или действие;
изображение обозначаемого предмета или действия (картинки, диапозитивы, фланелеграф, фильмы и др.);
признак денотата
3. При использовании ситуационых связей:
естественная ситуация (организованная учителем или возникшая стихийно);
воображаемая ситуация;
При использовании семантических связей:
иностранное слово, служащее синонимом или антонимом новому слову, словосочетанию или клише;
признак семантического поля;
смысловая основа
При использовании фоновых связей:
фоновый признак денотата;
дискуссионный тезис.
Тренировка обычно начинается с рецептивных упражнений, так как необходимо закрепить наметившиеся денотативные и ситуационные связи. Имеются в виду:
Упражнение в узнавании новых слов в контексте при зрительном восприятии.
Упражнение в определении значения иноязычных слов, производных от вновь изученных, в контексте при зрительном восприятии.
Упражнение в узнавании новых слов в аудируемом тексте.
Упражнение в определении ситуации по вновь изученным ситуативным клише и репликам-реакциям.
Упражнение для эрудитов.
Упражнение в развитии сигнификативных связей слова.
Упражнение с синонимами.
Для становления и активизации лексического навыка особую роль играют репродуктивные упражнения, имеющие своей целью создать полноценную систему связей у новой лексической единицы. В них используется весь инвентарь стимулов, запускающих лексический навык. Имеются в виду:
Серия упражнений, принятая в учебно-методическом комплекте по иностранному языку для средней школы.
Формирование лексического навыка происходит в процессе обучения устной речи и предусматривает следующие упражнения:
учитель несколько раз четко произносит соотнесенную с учебной ситуацией модельную фразу, включающую новую лексическую единицу, значение которой учащиеся должны понять;
та же модельная фраза произносится учителем еще раз, после чего учащиеся ее повторяют вместе с учителем несколько раз;
каждый ученик по очереди произносит несколько раз эту же фразу;
все учащиеся хором без учителя произносят эту же фразу, опираясь на учебную ситуацию.
В дальнейшем лексический навык отрабатывается в вопросо-ответных упражнениях.
2. Формирование лексических навыков на основе функционально-смысловых таблиц (предложено С. В. Коростелевым).
Формирование лексических навыков начинается с просмотра 3—4-х минутного фильма, который способствует возникновению эмоций и мыслей, мотивирующих речь. Одновременно учащиеся получают серию вопросов, подлежащих обсуждению и связанных с фильмом. Для того чтобы организовать такое обсуждение, учащимся предлагаются функционально-смысловые таблицы, в которых в соответствии с обсуждаемым вопросом находятся, во-первых, грамматическая модель построения фразы, во-вторых, слова родного языка и их иноязычные эквиваленты, сгруппированные по семантическому признаку, для включения одного из них в высказывание.
Имея такую таблицу, учащийся может без предварительного изучения новых слов включаться в обсуждение проблем, поставленных просмотренным фильмом.
Затем учащиеся должны высказать свое мнение по заданной учителем проблеме. Во время подготовки к высказыванию они используют функционально-смысловые таблицы. После обсуждения фильма те же проблемы рассматриваются еще раз, но уже в связи с жизнью и личностью самих учащихся. Для этого предусматривается таблица № 2, в которой отсутствуют слова родного языка и добавлены уже изученные иностранные слова.
3. Комплексно-дифференцированное формирование лексических навыков.
Слово «комплексное» в этой формулировке должно означать использование при формировании лексических навыков всех существенных для данной лексической единицы связей и стимулов. Слово «дифференцированный» предполагает дифференцированный подход к лексическим единицам и клише, подлежащим отработке. Так, для существительных необходим весь комплекс связей, в то время как при работе с прилагательными есть основание ограничиться знаковыми и семантическими связями.
Завершают становление всей системы связей нового слова два рецептивных упражнения: упражнение в развитии сигнификативных связей слова (полисемия слова) и упражнение с синонимами. Однако это происходит позже, через несколько уроков после введения слова, когда учащийся получит более широкое представление о его семантическом поле.