Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?
По мнению психологов (А.А.Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения. Д. Б. Эльконин считает что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных детей и средство развития произвольного поведения.
Новое рождается почти на каждом уроке. Часто дети сами подсказывают тему игры, ситуации. Фразу “Let’s play” (Давайте поиграем) они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлеченности. Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей.
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на английском языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.
Игровые приемы беспокойно разнообразны:
– подвижные игры;
– игра-соревнование;
– игры с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений с русского на английский и наоборот);
– настольные игры (лото);
– ролевые игры.
Основные цели использования игры на уроках английского языка:
1. Формирование определенных навыков, например,
– Отгадайте, куда мы пойдем?
– Вы пойдете в кино? – Нет.
– Вы пойдете в …….? – …….
2. Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы “Квартира” можно провести такую игру:
– Ваш одноклассник получил новую квартиру (на доске схема квартиры) помоги ему расставить мебель.
3. Обучение умению общаться:
Конкурс на самого живого собеседника.
Поздоровайтесь и сделайте комплимент.
Вырази свое несогласие другу.
4. Развитие необходимых способностей и психических функций – игра “Снежный ком”
5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, конкурсы.
6. Запоминание речевого материала.
Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
– созданию психологической готовности детей к речевому общению;
– обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
– тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.
Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие “строить” фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики.
Все это “Подготовительные игры”.
“Творческие игры” – способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Эти игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Мне бы хотелось рассказать об одной игре, которую я использую на уроке, при работе над грамматической темой “Разделительные вопросы” она называется “Whose tail is it?”
К уроку готовятся рисунки различных животных (со съемными хвостами). На туловищах животных записаны любые повествовательные предложения, на хвостах краткие общие вопросы.
Рассмотрим это на конкретном примере:
На туловище коровы написано The Cow can’t sing, а на хвосте can it? Нарисованные ноты на туловище коровы, зачеркнуты, говорят о том, что корова не умеет петь. и.т.д. (рисунков много). Затем хвосты отделяются от туловища и перемешиваются, а грустные звери без хвостов ждут своего спасителя. Каждому зверю нужно вернуть его хвост.
создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;
развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Perfect, косвенную речь и т. д.
1 игра:
Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button” Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button? “No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
2 игра:
Для отработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра “Скорый поезд”. Предлагаю умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что “поезд” набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы “не отстать от поезда”.
3 игра:
Задаче освоения структур в resent Progressive способствует игра “Комментатор”. Учащиеся по очереди выполняют действия и комментированное действие. Победителем становиться тот, кто набрал большее количество карточек.
.
Лексические игры.
Цели:
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся.
1 игра:
Чтобы закрепить в речи лексику по теме “Утро школьника”, проводится игра “Пантомима”. Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing. Примерные ответы: This boy is doing morning exercise. That girl is washing her face. И т.д.
Фонетическиеигры.
Цели:
тренировать учащихся в произнесение английских звуков;
научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения.
1 игра:
Какой звук я задумал? (Игра-загадка).
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
2 игра:
Назови слово. (Игра с предметом ).
Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором этот звук слышится
научить учащихся выделять главное в потоке информации;
развить слуховую память учащихся.
1 игра:
“We can eat bread”
Игра в съедобное и несъедобное. Однажды войдя в класс, ученики к своему удивлению, увидели на столе учителя хлеб, сыр, сахар. Зачем это? “Look, this is bread. I can eat it, сказал учитель, положил в рот кусочек хлеба и съел его. Затем взял ручку. “We can eat a pen” “No”, закричали дружно все ученики. Тогда учитель раздал каждому по фишке и сказал, что при упоминании съедобного предмета поднять руки, а если же кто поднимает руку при упоминании несъедобного предмета, должен отдать фишку и.т.д.
Речевые игры.
Цели:
научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки.
1игра:
“Explain yourself”.
Учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа.
Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает тот, кто наиболее логично подведет рассказ к его окончанию.
Например.
– Luckily I found people who could swim.
– I jumped up and opened the window.
И.т.д.
II. Лексические игры также очень важны. Например:
1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы (Is there the letter … in it? etc.);
2. Учебники нового поколения (альтернативные), по которым работают учащиеся нашей школы, имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма (таких упражнений также достаточно в альтернативных современных учебниках. Я составляю достаточное количество заданий для учащихся на каждый урок, которые интересны для моих учеников).
Например:
- “Вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова” (см. приложения 2,3 и 5);
- “Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова” (см. приложение 4);
- “Найди выделенное слово” (см. приложение 6)
III. Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и затренировывать основные грамматические формы:
1. “Врата”: активизация всех видов вопросительных предложений, лексических единиц и речевые образцы можно тренировать у доски, где два ученика образуют ворота. Остальные задают вопросы:
Do you…?
Can you…?
How many…? etc.
Если вопрос поставлен верно, врата отвечают:
“The gate is open”.
Если нет: “The gate is shut”.
IV. В отдельную группу выделяются ролевые игры, диалоги, полилоги. Имея специальные бумажные куклы для обыгрывания “мультфильмов”, учащиеся с удовольствием подражают героям. И дети еще не изучив весь алфавит, начинают говорить!
Можно сделать “шапочки” с картинками героев, которые одеваются на голову ученикам при обыгрывании мультфильмов.
Так же поможет магнитная доска и фланелеграф.
Игровая деятельность не всегда в состоянии целенаправленно развивать ребенка, поэтому необходимо сочетать игровую деятельность с серьезными занятиями. Учитель должен увлечь ребенка занятиями, поэтому они должны быть занимательными. Серьезность занятий, трудности в познании не являются помехой для желания изучать, познавать новое. Помехой может оказаться принуждение к серьезности. Учитель должен сохранить за ребенком чувство свободного выбора.
Примеры использования занимательных заданий на уроках английского языка:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«игровых элементов на уроках английского языка »
Использование игровых элементов на уроках английского языка
Статья отнесена к разделу:Преподавание иностранных языков
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?
По мнению психологов (А.А.Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения. Д. Б. Эльконин считает что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных детей и средство развития произвольного поведения.
Новое рождается почти на каждом уроке. Часто дети сами подсказывают тему игры, ситуации. Фразу “Let’s play” (Давайте поиграем) они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлеченности. Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей.
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на английском языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.
Игровые приемы беспокойно разнообразны:
– подвижные игры; – игра-соревнование; – игры с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений с русского на английский и наоборот); – настольные игры (лото); – ролевые игры.
Основные цели использования игры на уроках английского языка:
1. Формирование определенных навыков, например,
– Отгадайте, куда мы пойдем? – Вы пойдете в кино? – Нет. – Вы пойдете в …….? – …… .
2. Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы “Квартира” можно провести такую игру:
– Ваш одноклассник получил новую квартиру (на доске схема квартиры) помоги ему расставить мебель.
3. Обучение умению общаться:
Конкурс на самого живого собеседника.
Поздоровайтесь и сделайте комплимент.
Вырази свое несогласие другу.
4. Развитие необходимых способностей и психических функций– игра “Снежный ком”
5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, конкурсы.
6. Запоминание речевого материала.
Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
– созданию психологической готовности детей к речевому общению; – обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; – тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.
Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие “строить” фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики.
Все это “Подготовительные игры”.
“Творческие игры” – способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Эти игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Мне бы хотелось рассказать об одной игре, которую я использую на уроке, при работе над грамматической темой “Разделительные вопросы” она называется “Whose tail is it?”
К уроку готовятся рисунки различных животных (со съемными хвостами). На туловищах животных записаны любые повествовательные предложения, на хвостах краткие общие вопросы.
Рассмотрим это на конкретном примере:
На туловище коровы написано The Cow can’t sing, а на хвосте can it? Нарисованные ноты на туловище коровы, зачеркнуты, говорят о том, что корова не умеет петь. и.т.д. (рисунков много). Затем хвосты отделяются от туловища и перемешиваются, а грустные звери без хвостов ждут своего спасителя. Каждому зверю нужно вернуть его хвост.
создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;
развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Perfect, косвенную речь и т. д.
1 игра:
Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button” Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button? “No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
2 игра:
Для отработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра “Скорый поезд”. Предлагаю умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что “поезд” набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы “не отстать от поезда”.
3 игра:
Задаче освоения структур в resent Progressive способствует игра “Комментатор”. Учащиеся по очереди выполняют действия и комментированное действие. Победителем становиться тот, кто набрал большее количество карточек.
.
Лексические игры.
Цели:
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся.
1 игра:
Чтобы закрепить в речи лексику по теме “Утро школьника”, проводится игра “Пантомима”. Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing. Примерные ответы: This boy is doing morning exercise. That girl is washing her face. И т.д.
Фонетическиеигры.
Цели:
тренировать учащихся в произнесение английских звуков;
научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения.
1 игра:
Какой звук я задумал? (Игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
2 игра:
Назови слово. (Игра с предметом ). Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором этот звук слышится
научить учащихся выделять главное в потоке информации;
развить слуховую память учащихся.
1 игра:
“We can eat bread” Игра в съедобное и несъедобное. Однажды войдя в класс, ученики к своему удивлению, увидели на столе учителя хлеб, сыр, сахар. Зачем это? “Look, this is bread. I can eat it, сказал учитель, положил в рот кусочек хлеба и съел его. Затем взял ручку. “We can eat a pen” “No”, закричали дружно все ученики. Тогда учитель раздал каждому по фишке и сказал, что при упоминании съедобного предмета поднять руки, а если же кто поднимает руку при упоминании несъедобного предмета, должен отдать фишку и.т.д.
Речевые игры.
Цели:
научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки.
1игра:
“Explain yourself”. Учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа. Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает тот, кто наиболее логично подведет рассказ к его окончанию. Например. – Luckily I found people who could swim. – I jumped up and opened the window. И.т.д.
II. Лексические игры также очень важны. Например:
1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы (Is there the letter … in it? etc.);
2. Учебники нового поколения (альтернативные), по которым работают учащиеся нашей школы, имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма (таких упражнений также достаточно в альтернативных современных учебниках. Я составляю достаточное количество заданий для учащихся на каждый урок, которые интересны для моих учеников).
Например:
- “Вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова” (см. приложения 2,3 и 5);
- “Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова” (см. приложение 4);
- “Найди выделенное слово” (см. приложение 6)
III. Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и затренировывать основные грамматические формы:
1. “Врата”: активизация всех видов вопросительных предложений, лексических единиц и речевые образцы можно тренировать у доски, где два ученика образуют ворота. Остальные задают вопросы:
Do you…?
Can you…?
How many…? etc.
Если вопрос поставлен верно, врата отвечают:
“The gate is open”.
Если нет: “The gate is shut”.
IV. В отдельную группу выделяются ролевые игры, диалоги, полилоги. Имея специальные бумажные куклы для обыгрывания “мультфильмов”, учащиеся с удовольствием подражают героям. И дети еще не изучив весь алфавит, начинают говорить!!!
Можно сделать “шапочки” с картинками героев, которые одеваются на голову ученикам при обыгрывании мультфильмов.
Так же поможет магнитная доска и фланелеграф.
Игровая деятельность не всегда в состоянии целенаправленно развивать ребенка, поэтому необходимо сочетать игровую деятельность с серьезными занятиями. Учитель должен увлечь ребенка занятиями, поэтому они должны быть занимательными. Серьезность занятий, трудности в познании не являются помехой для желания изучать, познавать новое. Помехой может оказаться принуждение к серьезности. Учитель должен сохранить за ребенком чувство свободного выбора.
Примеры использования занимательных заданий на уроках английского языка:
План
Введение.
Роль игры на уроках английского языка в младших классах.
1. Специфика и структура игры в процессе обучения.
2. Место игровой деятельности в педагогическом процессе.
3. Разновидности игр и примеры их практического применения в учебной
деятельности.
1. Игры формирующие речевые навыки.
2.1.1 Грамматические игры.
2.1.2 Лексические игры.
2. Игры развивающие речевые навыки.
2.2.1 Драмматические игры.
2.2.2 Ролевые игры.
Заключение.
Введение.
Тема моей работы познавательные и развлекательные игры в
младших классах.
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности
ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся
педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в
процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой
неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Данная тема чрезвычайно важно для глубокого ее изучения и особенно
практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе
является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дающих
простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных
неоднородных идей и решений. И именно игра, как наиболее не стесненная
условностями и различного рода рамками обрела обучение как и детская
аудитория на которую она расчитана, наиболее приемлема, на мой взгляд, для
применения ее в младших классах, т.к. именно здесь и существует
неограниченные возможности для реализации творческого потенциала как
преподавателя, так и учащихся.
Цель данной работы заключается в освещении вопроса о познавательных и
развлекательных играх в младших классах.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически
взаимосвязанных задач:
1. познать роль игры на уроке английского языка в младших классах;
2. рассмотреть каково реально место игры в учебном процессе;
3. указать положительные и отрицательный стороны подобной формы
обучения;
4. дать определение понятию игра и охарактеризовать ее разновидности;
5. сделать конкретные выводы и дать некоторые рекомендации по
применению игры, основываясь на собственном опыте и практической
деятельности.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных
и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как
поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет
мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них
прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в
том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна
даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик
может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь
оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства,
атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это
дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно
употреблять в речи чужого языка, и благотворно сказывается на результатах
обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем возникает
чувство удовлетворения.
Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок
воображает себя летчиком, а стулья сверхзвуковым самолетом, и мы
присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее
установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде
своеобразное соревнование.
С точки зрения содержания и механизма такой игры на уроке иностранного
языка, сюжет игры такого типа определяют правила. По ходу ее они получают
словесное оформление. По существу, в каждой игре этого типа мы имеем дело с
одним-двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки
зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое
упражнение.
С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию,
построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом,
конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается
несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем
ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется
основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и