В данной статье описывается мой опыт работы с одаренными детьми.Одной из главной задач школы является выявление и организация системной работы с одаренными детьми.В этом плане большим образовательным,воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.В школе должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей всех детей.Такие условия ,возможно,создать ,осуществляя личностно-ориентированный подход.Основной принцип этого подхода:в центре обучения должен находиться ученик,а не учитель. Я,как учитель считаю,что очень важно понять способных детей,неправить все усилия на, чтобы передать им свои знания и опыт.Мы должны понимать ,что эти дети нуждаются в поддержке взрослых людей.Целостных подход к одаренному ребенку,как к личности,необходим,чтобы реализовать его дар.В процессе целенаправленной деятельности,опирающейся на познавательные потребности детей,происходит развитие способностей детей.Я-учитель и перед мной стоит задача поиска таких технологий,при которых каждый ребенок раскроют свою индивидуальность,свои способности.
В практике своей работы я пользуюсь несколькими технологиями:
1.технология коммуникативного общения
2.здоровьезберегающая
3.пректные и коммуникативные технологии
4.игровые
5.технология критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Многие образовательные учреждения нашей страны уже работают по федеральному государственному образовательному стандарту. В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и формированию всесторонней личности , готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Однако в школе должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.
Способный (Одаренный) ребенок, какой он?
Обладает:
отличной памятью,
высоким уровнем мышления и интеллекта,
хорошо развитой речью и хорошим произношением
большим словарным запасом.
широким кругозором
Отличается любознательностью и наблюдательностью
Способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности
Быстро схватывает новый материал
Самостоятельно достигает поставленной цели
Легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
Выполняет задания повышенной трудности
Умеет искать, анализировать, обобщать
Отличается:
неприязнью к традиционным методам обучения,
стремлением к лидерству,
повышенным требованием к себе и окружающим,
стремлением к совершенству во всем,
нетерпимостью.
Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Основные подходы в работе с одаренными детьми:
ускорение,
углубление,
обогащение,
проблематизация.
повышение уровня сложности заданий.
Я- учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности.
В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:
технология коммуникативного обучения
здоровьесберегающая технология
проектные и информационно – коммуникативные технологии
игровая технология
технология критического мышления
Проектные и информационно-коммуникативные технологии
делают процесс обучения интересным;
расширяют познания за пределы темы;
придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
учащиеся становятся творческими исследователями;
получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры
Активизируют творческий процесс на уроке.
Включают элементы драматизации.
Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
Предполагают неформальное общение.
Дифференцированный подход
Способным детям недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий.
Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям . Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или смотря , что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя –осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику-15.Если задание для всех ответить на вопросы, то одаренному - ответить и объяснить, почему он так думает; если задание- пересказать текст, то одаренному- проанализировать поступки героев, сделать выводы. Какие же творческие задания можно предложить таким ученикам?
Интеллектуальному развитию одаренных школьников , расширению лингвистического ,филологического и общего кругозора способствуют
межпредметные связи с
русским языком и литературой
биологией и экологией
историей, географией
физикой, химией ,математикой
В УМК «Spotlight» имеется очень много материала ,связанного с этими предметами и такой материал я предлагаю в качестве дополнительного материала ученикам, проявляющим интерес к языку и другому предмету.
Например, можно разделить класс на несколько групп по интересам. Учащимся, которые интересуются литературой я предлагаю поработать над литературным текстом ,а те кто интересуются экологией или историей изучают материал на эти темы.
Для учеников с высокой познавательной мотивацией я также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий:
Grammar way
Link
Blockbuster
Enterprise
Click on
Мною создан банк творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и
банк контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня и этот материал я широко использую на уроках и в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями.
С одаренными детьми также необходимо проводить индивидуальную работу. Я считаю, своей основной задачей - на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей я постоянно провожу консультации.
Внеурочная работа по предмету
Основной целью внеурочной деятельности на кафедре иностранных языков является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение мотивации к изучению языка.
Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя иностранных языков
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады
Олимпиады.
Я считаю, что олимпиады способствуют:
выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов.
Доступность и массовость Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде.(на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсах)даже с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка ,то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы
Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству(выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио)
Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.
В своей работе я руководствуюсь всеми этими принципами и считаю у меня есть положительные результаты
Существуют много конкурсов и олимпиад по иностранным языкам,но мои ученики принимают участие в 5 проектах.
1.Международный игровой конкурс по английскому языку BritishBulldog
Конкурс является частью программы «Продуктивные игровые конкурсы»
Цель программы
Развитие интереса учащихся к знаниям, стимулирование их продуктивной творческой активности
Конкурсные задания подготовлены для 4-х возрастных групп: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы. Участникам было предложено ответить на 60 вопросов (50 вопросов для 3-4 классов) различной степени сложности за 75 минут. Задания разделены на блоки (по 10 вопросов в каждом), направленные на различные виды языковой деятельности (знание грамматики, лексики, понимание связного текста, понимание речи). Первые 10 вопросов – аудирование.
2.Олимпиады Олимпус организованы Институтом Развития Школьного Образования (ИРШО). Олимпиады составляют ценное дополнение при освоении образовательных программ, вносят разнообразие в программу занятий, а также являются внешним источником оценки уровня знаний учеников. Проверяются знания по грамматике, лексике, коммуникативные умения и понимание текста.
3.Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», «Интеллект-Экспресс»
Участие в проекте МАН « Интеллект будущего» предоставляет каждому ученику:
Испытать свой интеллект, стать успешным сейчас и обеспечить успех своего будущего
Поучаствовать во всероссийских образовательных проектах, не выходя из дома
Получить документы для портфолио: каждому конкурсанту вручается свидетельство Участника или Лауреата, победителям- специальные дипломы и сертификаты
Попасть в Общероссийский интеллект-рейтинг самых одаренных детей страны и в книгу «Ими гордится Россия»
Преуспеть в учебе, получить стимул к дальнейшему росту
Посостязаться с лучшими школьниками со всей России.
Подготовиться к ЕГЭ и ГИА
Испытать удовольствие от выполненных заданий и радость победы лауреата.
Подготовка к олимпиаде заставляет учащегося проработать огромное количество литературы, словарей, справочников, использовать информационные ресурсы, Интернет.
4.Всероссийская Олимпиада школьников.
5.Тестирование «Оксфордское качество
Неделя иностранных языков.
В рамках недели иностранных языков у нас в гимназии проходят различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление ,поддержку и развитие одаренных учащихся.
Фонетические конкурсы.
Конкурсы переводов.
Викторины. Праздники.
Конкурс проектов
Интеллектуальный марафон.
Путешествие по англо и немецко-говорящим странам
Выставки поделок, газет, рисунков
Мои учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, получают дипломы и благодарности. Даже если ребенок не силен например, в говорении может проявить себя в творческих видах деятельности и выполнить презентацию об англо-говорящих странах.
Портфолио школьника
Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания Портфолио школьника еще в начальной школе. Языковой портфель— подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Основная цель создания языкового портфеля — помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке. Результаты радуют – учащиеся повысили внутреннюю самооценку . Ребята со 2-го класса по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы, карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.
Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля как неотъемлемого компонента УМК способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения. При этом использование компьютера и Интернета в процессе создания творческих работ повышает у учащихся интерес и желание изучать английский язык
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов .Важную роль в этом играют взрослые ,перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных ,комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе ,я пытаюсь достичь этого .