Районное методическое объединение учителей искусства.
Тема: «Работа с одаренными детьми»
Учитель музыки: Макаркина Е.Н.
Проблема детской одарённости давно исследуется и относительно неё накоплен большой материал. Так что же такое одарённость? Как относиться к одарённым детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Школьному учителю приходится иметь дело с различными видами одаренности,
такими как:
- Интеллектуальная одаренность (ребенок отличается остротой мышления,
любознательностью, легко учится);
- Академическая одаренность (наиболее развиты отдельные склонности – к языку,
к математике, к литературе, к естествознанию);
- Творческая одаренность (ребенок отличается независимостью,
изобретательностью, не признает стереотипов, способен продуцировать
оригинальные идеи, находить нестандартные решения);
- Организаторская одаренность (ребенок отличается высокими организаторскими
способностями, их обычно выбирают на главные роли в играх, занятиях, они
уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых);
- Художественная одаренность (с ранних лет проявляет склонность к рисованию и
музыке, такие дети отличаются высокой ранимостью);
- Спортивная одаренность (проявляется развитием двигательных навыков – бег,
лазание, прыжки; ловкостью, физической силой);
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной сфере, а сразу в
нескольких.
Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными).
Одаренность – одна из основных составляющих внутреннего мира человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Целостный подход к одаренному ребенку необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. В этой связи выделяется роль учителя, значение его опыта и знаний, умение преодолеть собственную природу в том, чтобы заметить и не загубить ростки таланта в общей массе. Еще больше психологопедагогической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми.
Важно то обстоятельство, что одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского коллектива, которой требуется индивидуальное обучение.
И самое главное, что нужно знать педагогам, что одаренный ребенок – это не
обязательно отличник, он может учиться на тройки, но у него может быть
художественная, артистическая одаренность. Он не поступит, может быть на
физмат, не станет доктором наук, но он поступит в институт искусств и станет
замечательным художником или артистом. И поэтому, чтобы развить у ребенка
способности, учитель должен быть доброжелательным и чутким; разбираться в
особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и
интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий
круг интересов и умений; иметь живой и активный характер; проявлять гибкость,
иметь творческое, мировоззрение; быть готовым к дальнейшему приобретению
специальных знаний. Учитель должен, прежде всего, быть для своего ученика
интересным, быть для него примером.
Но просто выявить одарённых детей и остановиться на этом – этого конечно недостаточно. Поэтому каждый педагог должен стараться, чтобы одарённые дети в условиях школы могли бы успешно развивать свои таланты и способности,
стараться помочь детям, раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть сверх высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения.